Меню

«Каждый врач знает: его "смена" может длиться сутками и днями»

«Сейчас мы больше знаем о вирусе и больше умеем. Мы к нему «привыкли», если можно так сказать. Привыкли работать в новых условиях», — главврач городской клинической больницы №5 Надежда Сухачева.

В больницы города продолжают поступать пациенты с COVID-19, количество заболевших уже превышает весенние пики. О том, как налажена работа в госпиталях города, чего боятся врачи и готовы ли медицинские работники к росту нагрузки, NN.DK.RU рассказала Надежда Сухачева, главный врач ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 5».

Публикация подготовлена в рамках проекта «Человек года».

Почему вы решили стать врачом?

— Причины для выбора профессии у всех разные, я столько лет в медицине, что вне ее себя не представляю, будь то работа в операционной или организация здравоохранения.

Никакой врачебной династии в нашей семье нет, я была настроена после школы поступать в университет на физико-математическое направление. Но случилось так, что мой замечательный учитель, доцент кафедры хирургии Валерий Иванович Голубинский отвел меня в клинику больницы Семашко и показал, как там все происходит. Я посмотрела и поняла, как мне все это нравится! Все интересно и насыщенно событиями. Решила, что это абсолютно точно мое и пошла в медицинский институт. Так все и началось. Я врач-хирург высшей категории. Прошла весь путь в торакальной хирургии от рядового сотрудника до главного врача в городской больнице № 7. И работа главного врача мне всегда казалась не менее интересной и насыщенной событиями, чем у постели больного. Потому что правильная четкая организация в конечном итоге позволяет наших пациентов более качественно и успешно лечить.

Больше десяти лет я главный врач городской клинической больницы № 5. Здесь появились новые интересные и перспективные направления: терапевтический блок, кардиология, высокотехнологическая помощь. Это такое большое хозяйство, второй  дом, требующий непрерывной заботы.

Когда мир впервые услышал о новом вирусе, многим он казался далеким, кто-то считал, что нас это не коснется. Но спустя всего пару месяцев пандемия охватила весь мир. Расскажите, какие чувства вы испытывали, когда в больницу начали поступать первые зараженные? 

— Наверное, всем сначала пандемия казалась чем-то далеким и нереальным, когда началась в Китае. Когда первые пациенты появились в России, потом в Москве, а затем, и в Нижнем Новгороде, мы стали понимать, что нас не обойдет. Что так или иначе все врачи и больницы города будут задействованы.

Весной появились конкретные задачи, которые нужно было решать в кратчайшие сроки. Стали готовится принимать пациентов и в пятой больнице. Большой объем работы всегда спасает от паники, от неконструктивного беспокойства. Конечно, прием первых больных, как бы мы ни готовились, был для всего коллектива большим стрессом. Но профессия врача она полувоенная, ко многому обязывает. Ты врач, находишься в приемном покое, принимаешь тех, кто поступает. Делаешь все, что должен. Я своим сотрудникам на всех уровнях доверяю, была уверена, что они справятся, и не ошиблась.

Мы были готовы весной, насколько это вообще было возможно. Больница у нас многопрофильная, оснащена на современном уровне. Поэтому возможности диагностики, обследования, кислородной поддержки, реанимационной помощи у нас были. До того, как больницу открыли на прием больных COVID, все врачи прошли онлайн-обучение по лечебным рекомендациям. Конечно, сейчас мы больше знаем о заболевании, уже есть собственные наработки, свой опыт за почти восемь месяцев работы. Наверное, нам всегда помогало то, что и в обычной «нековидной» жизни, больница работает в режиме 24/7 на прием пациентов. Это для нас не в новинку – большое поступление пациентов. Тяжелых, реанимационных.

Как в больнице организована работа на передовой с зараженными?

— Сейчас вся больница работает как COVID-госпиталь. Пациентов с другой патологией у нас нет. Зонирование касается только сотрудников. Чистая зона, где они отдыхают и переодеваются и собственно «красная зона», где находятся зараженные пациенты. Для перехода из зоны в зону существуют шлюзы. Они были организованы еще весной, оборудованы так, чтобы не смешивать грязную и чистую зоны. Все больные в палатах находятся в масках, которые им выдают в больнице. Все передвижения пациентов внутри отделений ограничены, в сопровождении медперсонала. Посещения родственников, конечно, запрещены. Таким образом, мы стараемся минимизировать вообще все контакты заболевших внутри стационара.

Если говорить о пациентах, то мы не можем лечить у поступивших больных только COVID. К нам поступает больной, который может иметь множество сопутствующих и тяжелых заболеваний. Экстренные хирургические ситуации, инфаркты, инсульты, онкологические заболевания. Поэтому приходится корректировать лечение, консультировать внутри больницы, проводить необходимые операции, манипуляции. Все это у нас налажено с весенних месяцев и работает.

Как врачи воспринимают высокие нагрузки, переносят разлуку с семьей? 

—  Каждый работник больницы — врачи, медсестры, санитарки — заходят в «красную зону» со своей конкретной задачей. И пока он ее не выполнит, не выйдет. Было и такое, что практически жили в больнице. Все перерабатывают, это точно. Дел много, больных много, практически все пациенты стационара тяжелые, сложные, с сочетанной патологией. Важно ничего не пропустить, контролировать состояние как можно чаще. Контролировать действие препаратов. Большой объем работы, иногда невозможно успеть все за смену. Наверное, каждый врач знает, что его «смена» может длиться сутками и днями.

Мне трудно выделить кого-то из коллектива. Всех люблю, за всех переживаю! Весной и летом, пока еще COVID не так встроился в нашу жизнь, чтобы стать новой рутиной, многие изолировались от семей, жили в гостинице. Это было сложно для всех. С детьми не видеться неделями, месяцами. Это множество личных историй, у каждого своя. Мы это все пережили.

Наши сотрудники — для больницы самое ценное. С апреля, с начала работы ковидного госпиталя было сделано в стационаре все, чтобы обезопасить персонал. Все были обучены снимать и надевать СИЗы. Весь порядок действий, каждый идущий в «красную зону» сейчас знает наизусть. Специальный персонал работает в шлюзах. Риск заражения при соблюдении всех правил во время работы с пациентами низкий. В «чистой зоне» все работники в обязательном порядке находятся в масках. Конечно, сотрудники болеют, так же, как и обычные люди. Больных в городе много, мы все ходим в магазин, ездим в транспорте. Болеют родственники. Определить, где произошло заражение в большинстве случаев сложно.

Вирус мутирует, в новостях продолжают говорить о новых заболевших. Расскажите, больницы города готовы к новому всплеску пандемии, если он произойдет?

— Городские больницы и больница № 5 к этому готовы. И мы не просто готовы, мы много месяцев уже так живем и работаем. Сейчас пациентов больше, число заболевших в городе уже превысило все весенние и летние пики, но зато мы больше знаем о вирусе и больше умеем. Мы к нему «привыкли», если можно так сказать. Привыкли работать в новых условиях.