Директор компании «Максавит» Максим Юдин рассказал, как создавалась сеть из 630 аптек, что помогает ему вести успешный бизнес и как изменился фармацевтический рынок в период пандемии.
Максим Владимирович, «Максавит» развивается с 2010 года. Какой путь за это время прошла компания?
— 24 года назад я перешел на работу в оптово-розничную фармкомпанию. Как технический инженер я организовывал ремонт помещений под аптеки, снабжал их оборудованием. Работать в компанию меня пригласил родственник, с которым в последствии мы в течение года и реализовали общую мечту — открыли первую аптеку.
К пониманию, что фармбизнес— это мое призвание, я пришел после открытия около 10 аптек. Именно тогда возникло четкое ощущение, что у нас с партнером все получается. И мы поставили для себя амбициозные планы: выйти на большой рынок и завоевать доверие всех россиян.
Одним из пунктов в этих планах был ребрендинг. Новые аптеки открывались уже не под брендом 36,7, а «Максавит». И они предоставляли населению лекарства по более доступным ценам. Мы одни из первых максимально сократили наценку, увеличили ассортимент. В результате, покупателей в наших аптеках стало намного больше. Уже в 2011 г. сеть вышла за пределы Нижегородской области. К 2020 г. «Максавит» завоевал 36 регионов. Сейчас под нашим брендом работают более 630 аптек по всей России. И с каждым годом мы наращиваем скорость развития, как в родном регионе, так и по стране в целом.
Под брендом «Максавит» работают более 630 аптек по всей России. Какой стратегии придерживаетесь, выходя на новые рынки? Как выбираете регион?
— Конкурентная ситуация в каждой отдельной области, городе или районе складывается по-своему. Поэтому, во многом выбор региона зависит от нескольких факторов: поиск помещения, разностороннее обучение команды, и, в конце концов, от поиска своей ниши. Поэтому мы не ставим себе цель как можно быстрее зайти во все федеральные округа, а стараемся анализировать, где у нас лучше развивается бизнес и закрепиться в успешных регионах.
Преимущественно новые аптеки открываются в уже проверенных регионах, там, где мы уже заслужили доверие со стороны покупателей. Выходить за пределы комфорта всегда трудно, но мы уже понимаем, что о нашей аптечной сети говорят по всей России. Недаром по исследованию холдинга «Ромир» аптечная сеть Максавит вошла в топ наиболее узнаваемых брендов.
«Максавит» позиционирует себя как аптека эконом-класса. За счет чего удается удерживать цены на доступном для потребителя уровне?
— Сегодня идея, которая объединяет нашу команду — это забота о здоровье каждого человека. И мы понимаем, что доступные цены позволяют нашим покупателям получать своевременное и качественное лечение. Поэтому ответственно подходим к ценооборазованию. С одной стороны, оно зависит от входных цен поставщиков, но с другой — является следствием реализованной в компании системы категорийного менеджмента. Мы автоматизировали функционал выбора поставщика по критерию наименьшей закупочной цены и жестко отслеживаем наличие препаратов разного ценового уровня в рамках одного наименования. Поэтому наши клиенты всегда получают самое рациональное ценовое и ассортиментное предложение. «Максавит» сотрудничает только с проверенными и уже зарекомендовавшими себя поставщиками, чей уровень подтвержден соответствующими лицензиями. Безусловно, встречаются аптеки, где цены ниже. Однако способы, которыми данные торговые точки добиваются таких цен, не всегда идут на пользу людям.
Легко ли найти подходящие кадры для аптеки?
— Кадры решают все, особенно в фармацевтической отрасли, где нужно обладать огромным массивом знаний и навыков. В нашей аптечной сети особый подход к формированию команды: ценностные установки человека и его профессионализм должны сочетаться на все сто процентов. Мы не откроем новую аптеку, если не будем уверены в компетентности всех провизоров. В «Максавит» разработана целая система отбора и обучения. Это и аттестационные экзамены, и наставничество, внутреннее и внешнее обучение. Благодаря такой системе компания вошла в топ-200 лучших работодателей России по версии hh.ru, а также стала победителем в номинации «Индекс карьеры» в рейтинге «Индекс лидерства 2018», в номинации «Работодатель года 2018 г. в сфере ритейл».
Как пандемия повлияла на работу аптек? Насколько выросли цены?
— Фармацевтическая отрасль вместе со здравоохранением оказалась на передовой борьбы с пандемией. Во всех аптечных сетях возникли ажиотажный спрос и дефицит масок, перчаток, антисептиков. Люди покупали СИЗы и препараты не по острой необходимости, а «на всякий случай». В целом спрос на наши товары в марте-апреле увеличился в 1,5 — 2 раза (и ожидаемо снизился в мае-июне). Тогда как вся цепочка — от производителей и дистрибьюторов до персонала аптечных сетей — оказалась не готова к происходящему. Несмотря на это, по оценке геомаркетингового сервиса «VM-навигатор», «Максавит» уверенно занял 12 место в рейтинге «ТОП-200 аптечных сетей по итогам первого полугодия 2020 года».
Чтобы минимизировать дефицит, понадобилось изменить ассортиментную матрицу, перенастроить систему автозаказа и увеличить товарный запас. На нашем сайте и в социальных сетях оперативно обновлялась информация о наличии дефицитных товаров и их стоимости. Провизоры и фармацевты записали видеообзор о том, как правильно носить и утилизировать СИЗы.
Цены на многие препараты менялись, но в основном это было обусловлено падением курса рубля. Мы, как конечная точка реализации, устанавливали минимальную наценку, а где-то реализовывали товары в убыток.
Пандемия и кризис изменили структуру потребления? Потребители чаще покупают импортные или российские препараты?
— Да, пандемия внесла свои коррективы в покупаемый ассортимент. Прежде всего, люди ориентировались на группы товаров ( СИЗ, жаропонижающие, противовирусные), а не на страну производителя. Важно упомянуть также, что с 4 апреля Россия полностью прекратила авиасообщение с другими странами. Поэтому многие импортные лекарства оказались в дефиците. К счастью, российская фармацевтическая промышленность наращивала обороты и темпы производства там, где это было возможно. Что касается статистики, то по моим наблюдениям, большинство медиков назначают импортные препараты, но наши фармацевты самостоятельно или по запросу рекомендуют российские дженерики, которые в основном дешевле, чем оригиналы.
Занимаетесь ли вы дистанционной продажей лекарств? Насколько востребована данная услуга?
— Безусловно дистанционная продажа лекарств — это перспективный проект в наше время. Однако новый механизм только сейчас начинает обрастать достаточным для его практической реализации правовым базисом. На данном этапе наша компания активно изучает возможность запуска интернет-магазина лекарственных препаратов, но о каких-то итогах говорить рано. Одно могу сказать — «Максавит» запустит дистанционные продажи только тогда, когда сможет гарантировать своим клиентам физическую и финансовую безопасность.
На внедрении каких проектов сейчас сосредоточена компания?
— Сейчас наши ресурсы в основном направлены на сохранение и преумножение удобных сервисов для клиентов. В 2020 г. мы разработали и запустили мобильное приложение. Теперь у наших покупателей появилась возможность выбирать и бронировать товары, не выходя из дома, а потом в удобное время забирать их в любимой аптеке рядом с домом. Очень важным преимуществом нашего мобильного сервиса можно назвать онлайн-заказ редких лекарственных средств. Приятно отметить, что за наиболее комфортный пользовательский опыт наше мобильное приложение заняло первое место в исследовании Surf.
Еще один важный проект всероссийского уровня — маркировка лекарственных препаратов. Благодаря ей каждый клиент может лично проверить легальность любого лекарства. Должное внимание мы концентрируем на партнерских проектах: кэшбек и рассрочка от банков, программа «Пульс здоровья» для пациентов, которые проходят курс лечения препаратами Санофи; программа «Карта здоровья» для поддержки пациентов с хроническими заболеваниями.
Как на ваш бизнес и вообще на аптеки повлияло введение обязательной маркировки? Дорого ли было реализовать требования?
— Введение обязательной маркировки заставит уйти с фармацевтического рынка ненадежных поставщиков. Конечно, подготовка «Максавит» к работе с маркировкой потребовала затрат. В первую очередь, понадобились определенные технические средства и программное обеспечение. Однако, реализация учета движения лекарственных препаратов идет непросто на всех этапах, от производства до продажи его конечному потребителю. И на сегодняшний момент мы совместно с контролирующими органами внимательно тестируем систему, чтобы обеспечить клиентов лекарствами без перебоев.
В рамках ЦИПР вы подписали соглашение со Сбером. В каких направлениях планируете сотрудничать?
— На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Планируется реализовать совместные проекты в области ИТ-решений и интеграций. А также сотрудничество с компаниями экосистемы Сбера: КОРУС Консалтинг, СберЗдоровье и СберЛогистика. «Максавит» назван одним из ключевых партнёров Сбера. Ведь наша компания уже стала одним из первых участников проекта СберЗдоровье. За два предыдущих месяца мы вручили около 2500 промокодов на бесплатные онлайн-консультации с врачами в рамках проекта «Промокод от Максавит». Участниками проекта стали жители Нижнего Новгорода, Саранска, Казани, Архангельска, Северодвинска, Волгограда, Владимира, Коврова, Вязников и Липецка. А в рамках розыгрыша в социальных сетях все россияне получили возможность получить бесплатный промокод и посетить врачей, не выходя из дома.
Хочется отметить, что мы с удовольствием поддерживаем инициативы крупного и мелкого российского бизнеса. И всегда открыты к новому сотрудничеству.