Ректор педагогического университета Елена Илалтдинова о дистанционном обучении, приемной кампании и повышении профессионального мастерства.
Возможно ли быстро и эффективно перевести студентов на дистанционное обучение, столь же эффективное, как в офлайне? ДК задал этот и другие вопросы ректору педагогического университета Елене Илалтдиновой.
Какие сервисы были разработаны для преподавателей и студентов для работы в дистанционном формате?
— Задачей стратегического развития Мининского университета является расширение форм организации образовательной деятельности, и вынужденный переход к дистанту весной 2020 года стал хорошей проверкой эффективности работы наших сервисов. Мы сумели сохранить не только качество образовательного процесса, но и организовать взаимодействие педагогов и студентов, провели в новом формате традиционные мероприятия: впервые состоялись онлайн-защиты дипломов, прошли онлайн-выпускные. У нас появились электронные зачетные ведомости, электронная зачетка, внедрены новые образовательные сервисы.
Безусловно, все мировое образовательное сообщество столкнулось с одинаковыми вызовами. Мы активно делимся удачными практиками, действуя не только с позиции российских образовательных стандартов, но и исходя из международных требований. К этому нас обязывает наличие международной общественно-профессиональной аккредитации программ. Недавняя конференция с университетом образования Гонконга показала актуальность нашей повестки и достойный уровень готовности Мининского университета к глобальным вызовам.
Как в вузе прошла приемная кампания-2020? Каким был конкурс?
— Приемная кампания этого года была, без сомнений, волнительной и для абитуриентов, и для университета. Организация приема документов исключительно в дистанционном формате повысила нашу ответственность за создание постоянно актуального информационного пространства. Мы формируем креативные форматы работы с будущими студентами и их родителями.
У нас успешно состоялись электронные дни открытых дверей по факультетам, была проведена серия онлайн-мероприятий для абитуриентов, постоянно велось консультирование приемной комиссией и деканатами во всех возможных форматах. Я думаю, что именно это позволило нам остаться открытыми к общению в глазах наших будущих студентов. Итоги приемной кампании это подтверждают: заявлений на поступление по сравнению с прошлым годом у нас было больше, средний конкурс составил 11 человек на место. По-прежнему очень привлекательными для поступающих остаются программа двойного диплома, реализуемая совместно с Аньхойским педагогическим университетом, и магистерская программа на английском языке в партнерстве с Университетом образования Гонконга. Взаимодействие с нашими европейскими и азиатскими партнерами получило новое развитие. Опыт Гонконга, который одним из первых перешел в дистант, очень помог нам при решении наших задач.
Кроме того, мы видим и новую тенденцию: продолжает расти спрос на программы дополнительного образования и повышения квалификации не только для педагогов, но и для специалистов различной направленности. Дистанционный формат жизни стимулирует всех к обновлению своих знаний и профессиональных навыков. Для этих целей у нас создан Институт непрерывного образования.
Уйдет ли обучение в вузе полностью в онлайн?
— Разговоры о судьбах университета стали традиционной темой дискуссий в академической среде. Наверное, тут важно понимать, что мы совершили серьезный прорыв, меняющий в какой-то степени традиционный уклад работы вузов, сумели преодолеть барьеры собственных ограничений и выйти на новое пространство, дающее нам огромные возможности в реализации образовательных задач. Образование не станет полностью дистанционным, новые технологии — это наши дополнительные ресурсы и возможности.
Я вижу наше дальнейшее развитие в непрерывном поиске баланса, дальнейшей интеграции различных форм деятельности на благо преподавателей и студентов, инновационном партнерском продвижении университета в логике мировых образовательных трендов. Сейчас мы имеем не только технологии: все пространство университета меняется, создаются новые архитектурные решения, позволяющие реализовывать полноценное интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей.
В конце октября мы открываем «Точку кипения» — университетскую площадку для проведения образовательных, научных и проектных событий, реализации различных форматов совместной деятельности, что позволит нам еще больше продвинуться в разработке и освоении современных образовательных технологий.