Меню

«Студенты прячутся за черными квадратиками в “Зуме”. Кто знает, что они там делают»

Можно ли в онлайне получить качественное образование и как должны измениться университеты, обсудили руководители ведущих вузов Нижнего Новгорода.

Как дистанционный формат обучения влияет на образование? На эту тему спорят с весны, когда весь мир столкнулся с пандемией коронавируса. «Вторая волна» сделала дискуссию еще активнее. «Деловой квартал» собрал руководителей ведущих вузов города, чтобы поговорить о том, какие проблемы выявила внезапная цифровизация образования, и какие задачи сегодня стоят перед вузами.

С какими ожиданиями вы начинаете новый учебный год?

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Мы провели приемную кампанию в необычных условиях. Впервые от абитуриентов требовалось так называемое согласие на зачисление (из-за пандемии вузы принимали документы дистанционно, согласие подавалось вместо оригинала аттестата — ред.),  причем, в конечном итоге только в один вуз. Это необычная ситуация. А сейчас мы очень внимательно следим за ситуацией с ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией и тем, как будут применяться новые ограничительные меры.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:

— То, какую форму адаптации к нынешним условиям университет будет выбирать, скажется на его позиции на рынке образования. В долгосрочной перспективе большую роль будет играть развитие технологий. Университетам придется адаптировать под них свои образовательные продукты. Добавлю, что один из трендов ближайшего времени — развитие партнерства среди вузов.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— От нас как от новой команды ждут развития. Сейчас мы готовим новую стратегию университета, куда войдут и новые образовательные программы, и новые виды деятельности, и новые научные коллаборации, причем как на территории региона, так и с партнерами по России и зарубежными партнерами.

Екатерина Русинова, руководитель центра иностранных языков и бюро переводов The Best:

— У нас стало больше взаимодействия с родителями, объяснений, как, зачем и куда мы будем двигаться дальше, как разобраться с онлайн-платформами, на которых проходит обучение. К сожалению, не всегда родителям в школе транслировали полную информацию о том, чего от них ждут завтра, и о перспективах в целом.

Елена Илалтдинова, и.о. ректора НГПУ им. К. Минина:

— Мы видим свою задачу в том, чтобы максимально гибко реагировать процессы и вызовы, которые сейчас есть в школах, и помогать образовательному сообществу.

Какие основные изменения в сфере образования происходят в связи со второй волной ограничений?

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Каждый вуз в нашем регионе сам выбирает стратегию борьбы с распространением COVID-19: разворачивает обсерваторы, думает о дезинфицирующих средствах и мерах карантина, опираясь на предписания Роспотребнадзора. Но не все пошли по такому пути: есть хорошие примеры Перми и Томска, где этот вопрос решается консолидировано на уровне министерства образования или на уровне губернатора. Каждому из вузов, например, держать обсерватор просто нерентабельно.

Елена Илалтдинова, и.о. ректора НГПУ им. К. Минина:

— Консолидация ресурсов нужна не только при борьбе с COVID, но и в реализации образовательного процесса. Важным и достаточно сложным для нас является переход с синхронного на асинхронный режим организации дистанционного обучения. Сейчас необходимо, чтобы дистанционное обучение осуществлялось в смешанном формате, что требует от студентов самоорганизации, а от преподавателя — дополнительных компетенций. Поэтому для всех актуален обмен опытом с другими университетами.

Еще один немаловажный момент — создание симуляторов, тренажеров. Эту проблему мы остро почувствовали во время первой волны пандемии. И ее не так просто решить.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:

— Мы сейчас запустили серию семинаров по лучшим практикам дистанционного обучения, в том числе, какие платформы используются, для каких задач. В качестве примера приведу тот же «Зум». Основная проблема в том, что студенты прячутся за черными квадратиками, немногие включают камеру, и вовлеченность, скорее всего, низкая. Легко выключить камеру и заниматься, чем хочешь. Преподаватели формируют целый пакет инструментов, которые позволяют увеличить вовлеченность студентов в процесс даже в условиях дистанционного образования. Мне кажется, мы могли бы этой практикой делиться.

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Для инженерного вуза проблема, что при дистанционном обучении сложно проводить практику. А у нас, например, в  учебных курсах по самым разным предметам множество практических работ.

В НГТУ и прежде был хороший опыт создания визуальной лаборатории (тогда о COVID еще никто и не думал). В такой лаборатории, воспользовавшись компьютерной мышкой, можно рассмотреть объект любого типа оборудования. Мы взяли эту разработку за основу, и наши молодые преподаватели сделали лабораторную установку, которая позволяет виртуально отработать реальный эксперимент. Но это трудоемкое и дорогостоящее решение.

Кроме того, инженеру необходимо уметь работать не только головой, но и руками. В «Зуме», наверное, тоже можно многое сделать, но не все. У нас есть несколько лабораторий «бережливого производства», где смысл обучения состоит как раз в том, чтобы человек на собственном опыте что-то собрал своими руками. Конечно, можно сделать 3D-модель и собирать кубики на экране… Но я всегда говорил, что инженера нельзя подготовить за партой: пока он собирает какую-то схему, его должно током обязательно «дернуть», иначе он не поймет, что так нельзя. Сначала базовое образование, а дальше — практика, которая должна проходить на заводах, в конструкторских бюро и НИИ. Но и туда сейчас студентов не пускают.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Сначала прогнозировалось, что на дистанционку студенты уйдут уже в конце сентября, но пока у нас только преподаватели старше 65 лет ушли на самоизоляцию. Были настойчивые рекомендации провести практические занятия в сентябре по тем дисциплинам, где теория и практика идут в параллель, где практика не зависит от длинного курса лекций. Некоторые прислушались, особенно химики, потому что дома невозможно проводить опыты.

Виртуальные лаборатории — это действительно очень дорого. Я даже цену такого курса не буду называть. Это можно сделать только по государственной программе, потому что каждый отдельный вуз такое решение не потянет.

Практику сложно перевести в онлайн. А что еще в онлайн перевести невозможно?

Елена Илалтдинова, и.о. ректора НГПУ им. К. Минина:

— Несколько лет назад мы запустили проект «Электронный день открытых дверей», но абитуриенты и родители все равно хотят прийти и посмотреть, где будет жить и учиться студент. Атмосфера в университете тоже очень важна. Последние несколько лет мы наблюдаем, что у наших студентов растет потребность в волонтерской деятельности, студенческой активности, объединениях, участии в конкурсах и различных проектах. И дистант эту потребность не отменил.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Мы недавно проводили соцопрос по отношению к онлайн-образованию. Преподаватели отвечали, что офлайн — идеальный вариант, а в онлайне теряется связь ученика с учителем. А вот студенты высказались за смешанный формат. Некоторым из них, например, удобнее смотреть онлайн-контент ночью.

Но у студентов есть потребность в общении с взрослым поколением, особенно с теми людьми, которые обладают не только профессиональными навыками. Школы, увы, вынуждены сейчас заниматься подготовкой учеников к ЕГЭ, и не дают тех широких знаний, которые давали раньше.

Студент готов к онлайн-лекциям, но не готов к тому, что не сможет прийти и поговорить с преподавателем. Это важно. Где-то это профориентация, где-то советы по жизни, родителям тоже некогда, они работают с утра до вечера. Мы выполняем важную социальную функцию работы с будущими профессионалами и интеллигентами.

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Мы готовим инженеров, которые проектируют ядерное, термоядерное оружие и средства их доставки — в нашем вузе 10 закрытых специальностей. И необходимо, чтобы выпускник был не только профессионалом, с необходимыми навыками и знаниями, но и патриотом своей родины, имел определенные ценности. В  этой сфере тоже далеко не все можно сделать виртуально.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:

— Одна из наших целей сейчас — переход на проектное обучение. Все точно невозможно перевести в онлайн, нужно создавать условия для проектной деятельности, поэтому во всех университетах сейчас появляются коворкинговые пространства. И мы в новом корпусе сейчас проектируем большое количество таких пространств, где студенты смогут работать в командах.

У нас есть программа «Управление бизнесом в глобальных условиях», которая предполагает посещение студентами зарубежных компаний, знакомство с их стратегией. И она сейчас максимально страдает от ситуации с COVID. Каждый хотел бы получить этот международный опыт, а в «Зуме» это сделать невозможно.

Екатерина Русинова, руководитель центра иностранных языков и бюро переводов The Best:

— Мы столкнулись в этом году с тем, что к нам пришли некоторые второклассники, которые не умеют писать ручкой. Печатать они могут, компьютер — это уже для них инструмент. А как правильно держать ручку, как писать — не знают.

Говорить о том, что мы в ближайшем будущем полностью перейдем в онлайн, нельзя. Это действительно сломает ценности детей. Они не будут знать, как правильно общаться с взрослыми, потому что перед глазами только экран.

У нас никогда не было такого роста числа учеников, как в апреле и мае этого года, потому что родители понимали, что они не могут выучить иностранный язык с ребенком в школе по презентациям и домашним заданиям. Объяснение нового материала всегда было в усеченной форме.

Как вузы меняются во время пандемии?

Елена Илалтдинова, и.о. ректора НГПУ им. К. Минина:

— Не будет ни тотального дистанта, ни чистого офлайн-образования. Вероятнее всего, мы придем к смешанной системе. Мы должны уйти от лекционно-семинарской системы, привычной классно-урочной системы. Более того, даже современные интерактивные офлайн форматы активно трансформируются и изменяются с введением новых инфраструктурных пространственных решений. Мы работаем над этим, и, пока студенты были на дистанте, ремонтировали и перестраивали классические аудитории в современные многофункциональные пространства.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Это интересное время, чтобы перезагрузить вуз, продумать стратегию. Очень удобно дистант использовать для дальнейшего развития. Мы сейчас, например, активно занимаемся продумыванием новых пространств — в планах перезагрузка библиотеки, наших хостелов.

Ольга Петрова, проректор по учебной работе ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Это как раз про смешанный формат обучения: есть лекции, которые можно провести и онлайн, но есть случаи, когда студентам нужно подготовить совместный проект. Кроме того, при переходе на индивидуальную траекторию обучения, между парами у студента возникают окна. Коворкинговые пространства в вузе решают все эти задачи.

Что бы вы порекомендовали детям и родителям? К чему сегодня нужно быть готовым, задумываясь о выборе специальности и получая высшее образование?

Екатерина Русинова, руководитель центра иностранных языков и бюро переводов The Best:

— Родителям нужно снять блок, что онлайн-обучение — это плохо или некачественно. Когда в вузе или школе они слышат сейчас это слово, для них это как аллергент. В нашей школе оба формата обучения присутствуют, однако,  явно видна тенденция, что родители выбирают очное обучение, даже если им придется ехать  с Автозаводского  в Советский район, потратив время на дорогу.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Родители должны осознавать, что вуз, в котором учились они, и современный вуз — это две разные вещи. Поэтому надо давать ребенку возможность профориентации и рассматривать все варианты образования, которые предлагает наш регион и другие регионы. Сегодня выбор огромен.

Нужно давать ребенку выбор: если он человек творческий, то ему не нужна физика, если он, наоборот, хочет в физику, не нужно отправлять его учиться на юриста или экономиста, потому что родители думают, что это важнее.

И на днях открытых дверей я всегда говорю, что есть возможность «перезагрузить» образование: если вы поступили и через два года поняли, что это не ваше, можно взять второй трек.

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Самое главное, в чем мы убеждаем наших студентов  с первого курса: сегодня нужно быть готовым учиться всю жизнь. Некоторые думают: закончу школу, потом вуз — и всё. Это не так.

Что касается, профориентации, у нас на факультете довузовской подготовки есть центр тестирования, который помогает определить склонности к тому или иному виду профессиональной деятельности.  Я сначала сам, честно говоря, скептически к этому относился. Однако практика этих центров тестирования показывает, что такой подход действительно помогает сделать осознанный выбор.