Как пандемия отразилась на рынке лизинга? Какие продукты стали драйверами роста? Директора лизинговых компаний обсудили изменения, которые произошли в их работе в 2020 г.
На круглом столе, организованном «Деловым кварталом», 22 сентября руководители нижегородских филиалов лизинговых компаний рассказали, что в начале пандемии ожидали серьезного падения продаж, но по итогам восьми месяцев года большинство компаний растет, несмотря на кризис.
«По всем прогнозам, рынок должны были сильно просесть: в пессимистическом сценарии до 50% падения. По факту за 8 месяцев 2019 г. на рынке лизинга Нижегородской области было заключено 3 тыс. 330 сделок на 22 млрд. руб, а за аналогичный период 2020 г. 3 тыс. 290 сделок (падение менее 2%) на сумму 17 млрд.руб. (падение на 25%). При этом в «СберЛизинг» фиксирует прирост в 1,5 раза как по количеству так и по сумме сделок, оформлены договора на сумму более 1,8 млрд. руб.», — отметил директор филиала «Сбербанк Лизинг» Всеволод Евстигнеев.
По его словам, основным драйвером роста компаний стала господдержка.
«По моим подсчетам, 50-60% сделок идут с субсидиями. Среди них отмечу программу Минпромторга субсидирования колесной техники и программу субсидирования Спецтехники. Действуют специальные программы поддержки для предприятий легкой промышленности (до 40-50% можно покрыть субсидиями от суммы покупки). В дополнение к федеральным программам действуют специальные программы правительства Нижегородской области, такие как программа Минсельхоза (10-15% покрыть субсидиями дополнительно)», — сообщил эксперт.
С ним согласился и заместитель директора филиала компании «Балтийский лизинг» в Нижнем Новгороде Сергей Спекторский.
«Нас, как и многие лизинговые компании, очень поддержали профильные программы министерства промышленности и торговли РФ, провайдером которых «Балтийский лизинг» является с 2015 г. Эти госпрограммы по субсидированию лизинга автотранспорта и специальной техники, которые оказывают существенную помощь отечественным производителям. На сегодняшний день компания продолжает принимать заявки в рамках программы льготного лизинга спецтехники. Лизингополучатели, оформляющие договор на спецтехнику российского производства, могут получить скидку в размере до 10% от стоимости имущества и до 15% в удаленных регионах. Также лизингополучатели могут воспользоваться новой программой субсидирования от Минпромторга и получить скидку до 50%, приобретая оборудование», — отметил он.
В целом, министерство обозначило три производственных направления, представители которых могут воспользоваться льготным лизингом. Это машиностроение, легкая промышленность, а также производство социально значимых товаров. Общий объем проекта при этом должен быть больше 50 млн руб.
Какие же сегменты рынка активнее всего заключали соглашения с лизинговыми компаниями в пандемию?
Все участники встречи отметили, что кризис практически не затронул сельхозпроизводителей и сервисные компании, обслуживающие автопроизводителей.
«В период пандемии отрасль сельского хозяйства являлась драйвером роста за счет субсидии Минсельхоза (программа №1432). Компания «Интерлизинг» продолжила активно заключать договоры с сельхозтоваропроизводителями и отгружать технику. В результате за первое полугодие 2020 г. «Интерлизинг» показал 70% рост объемов продаж. Это стало возможным благодаря тому, что в прошлом году мы проделали большую работу по настройке продуктов и автоматизации бизнес-процессов, усилению контроля за предметами лизинга. Теперь мы видим результат этой работы. Мы для себя определили, что текущее состояние рынка лизинга даёт нам возможность увеличить долю и уверенно закрепиться в ТОП-20 ЛК России. В 2019 г. мы поставили перед собой амбициозную цель на 2020 год — увеличить объемы нового бизнеса на 40% и открыть дополнительно 9 филиалов, на сегодняшний день мы выполняем намеченные цели», — сказал руководитель филиала компании «Интерлизинг» в Нижнем Новгороде Александр Зверев.
«Основными драйверами рынка, в том числе и благодаря государственным программам поддержки, остаются транспортные сегменты. Достаточно быстро восстановится авторынок. Эксперты отмечали падение продаж в эконом-сегменте, но при этом драйвером рынка стали люксовые авто. Также к числу сегментов-лидеров относится сегмент компаний, обслуживающих автопроизводителей, и среди таких предприятий мы видим рост. Поскольку у компаний сохраняются потребности в обновлении автопарков, а лизинг — один из немногих финансовых инструментов, благодаря которому автотранспортное предприятие имеет возможность в кратчайшие сроки обновить и расширить собственный парк авто», — добавил Сергей Спекторский.
В кризис, по данным компании, также стали активнее физические лица, в частности, благодаря недавно разработанной минпромторгом программе «Доступная аренда», цель которой — поддержка российского авторынка.
«В рамках проекта клиенты компании могут получить скидку до 25% на один автомобиль. Объектом сделки может стать легковой и коммерческий транспорт, произведенный в РФ - как российские бренды, так и иностранные. При этом, автомобиль предоставляется во временное пользование с уже включенным набором услуг: регистрацией, страхованием, техническим обслуживанием и установленным телематическим оборудованием российского производства. Эта программа поможет сделать лизинг привлекательнее не только для юридических, но и для физических лиц, а также предпринимателей, которые не возмещают НДС. Отрасль ожидает, что новая госпрограмма станет первым значительным шагом на пути развития лизинга для физлиц», — пояснил замдиректора филиала компании «Балтийский лизинг».
Новую нишу освоила в кризис «Национальная Лизинговая компания».
«Еще до пандемии «Национальная Лизинговая Компания» сменила вектор развития и перешла на обслуживание малого и микро-бизнеса. Во время сложной эпидемиологической обстановки мы увеличили количество оказываемых услуг этому сегменту рынка, но немного отошли от автотранспорта, сосредоточились на более необходимом нашему клиенту — финансировании оборудования. Как показала практика, малый бизнес был практически лишен поддержки, в том числе и банковской. Поэтому не был готов вкладывать большие деньги в развитие, однако мог позволить себе брать средства производства в лизинг. Сейчас мы ощущаем хорошую динамику с июля на мелкие чеки и мелкие предметы лизинга. В зависимости от сегмента оборудования размер аванса у нас составляет 10-50%», — рассказал региональный директор «Национальная Лизинговая компания» Евгений Ваньков.
Но перемены произошли не только у клиентов — сами лизинговые компании меняются, чтобы оставаться конкурентоспособными в новых условиях.
«Кризис и пандемия стали для нашего отделения уникальной возможностью саморазвития. Прочли множество книг и прошли обучающие семинары, и совершенствуем свои навыки удаленного взаимодействия с клиентом. Как результат — 80% наших сотрудников эффективны, даже несмотря на необходимость работать в самоизоляции и т. п. Это очень здорово», — считает Всеволод Евстигнеев.
Руководства компаний признали, что пандемия дисциплинировала как и их самих, так и работников, став огромной проверкой на лояльность и стрессоустойчивость.