Меню

Инвестиции — 8 млн евро. Heineken в Нижнем Новгороде запускает новую линию баночного пива

«Нам удалось реализовать проект, несмотря на разгар пандемии. На данный момент оборудование уже установлено в цеху, идут пуско-наладочные работы», — рассказал директор нижегородского завода Heineken.

Heineken в Нижнем Новгороде продолжает модернизизировать свое производство. В этом году завод запустит новую, полностью автоматизированную линию для изготовления баночного пива. На данный момент установка такого типа на предприятии производит 24 т банок в час. Новое оборудование позволит компании выпускать до 60 т банок в час. Инвестиции в проект составили более 8 миллионов евро.

NN.DK.RU поговорил с директором нижегородского завода Heineken Олегом Боковым о том, как пандемия отразилась на пивоваренном бизнесе и какие перспективы компании дадут дополнительные мощности.

Как пандемия COVID  повлияла на производственные процессы предприятия? Пришлось ли скорректировать планы по выпуску продукции?

— Наверное, мы — то редкое предприятие, которое не простаивало в этом году ни дня. Нижегородское правительство включило нас в перечень компаний, которые могут работать во время режима повышенной готовности, и выдало QR-коды работникам. Все службы, включая Роспотребнадзор, помогли нам проводить профилактические мероприятия. Эта поддержка очень помогла.

Разумеется, на данный момент на предприятии мы соблюдаем все меры предосторожности, минимизируя риски заражения сотрудников: введен масочный режим, регулярно осуществляется дезинфекция, соблюдается дистанция между работниками как в цеху, так и в столовой и комнатах отдыха.

В результате, почти все планы удалось выполнить в полном объеме. Но не все. Например, мы стали меньше, чем рассчитывали, ориентироваться на сегмент HoReCa, так как гостиницы и рестораны несколько месяцев были закрыты, и реализовывали больше продукции в магазинах. Однако чувствуем там очень жесткую конкуренцию. Поэтому сохранить общий объем производства будет крайне не просто. 

По вашим наблюдениям, изменилось ли за пандемию потребительское поведение?

— Да. Из-за снижения покупательской способности люди, предпочитающие пиво среднего ценового сегмента, в России стали чаще покупать более дешевое пиво, к сожалению. А вот число людей, выбирающих премиум качество, практически не изменилось.

Установка по распаковке и конвейер с распакованными банками на Heineken. Первый этап производства баночного пива.

В России отмечен рост производства безалкогольного пива. Heineken также нарастила производство этой категории в прошлом году. С чем может быть связана подобная тенденция? Сохранится ли она?

— На мой взгляд, популярность безалкогольного пива связана с распространением здорового образа жизни. Такие напитки выбирают те люди, кто по каким-то причинам принимают решение не употреблять алкоголь, но хотят чувствовать знакомый взрослый вкус. Наши амбиции — стать лидером этого рынка (сейчас на российском рынке в сегменте безалкогольного пива мы занимаем второе место), поэтому Heineken серьезно увеличивает свою долю в данной категории. У нас есть линейка как с добавлением фруктовых соков, так и несколько сортов безалкогольного пива с различным способом производства. По компании в целом наш портфель растет более чем на 15% в первом полугодии 2020 г. по сравнению с 2019 г. 

Далее банки следуют на промывку кипятком, их наполняют пивом и пастеризуют. Все это делают машины под присмотром операторов.

А как отражается на вашей работе тренд на крафтовое пиво?

— Крафтовое пиво — это всегда эксперимент с пропорциями одних и тех же ингредиентов. В первую очередь, это ниша малых пивоварен. Они варят небольшие объемы пива и часто экспериментальные сорта. Но это малая, хотя растущая доля рынка. 

Мы регулярно проводим маркетинговые исследования, чтобы создавать новые вкусы, и портфель вкусов у нас достаточно разнообразен. В общем, мода на крафт пока на структуру рынка не влияет, потому что крафтового пива слишком мало и оно рассчитано на узкий слой потребителей.

На закрытые банки штампуют сроки изготовления и штрихкоды на таких вот конвейерах.

Ранее сообщалось, что Heineken инвестирует в производство 1,5 млрд руб. В октябре прошлого года было запущено оборудование для деалкоголизации. Что еще планируется реализовать?

— После запуска линии производства безалкогольной продукции мы действительно запланировали второй крупный проект — более мощную линию розлива пива в алюминиевых банках. И нам удалось его реализовать, несмотря на разгар пандемии. На данный момент оборудование уже установлено в цеху, идут пуско-наладочные работы. Что касается стран-изготовителей техники, то тут у нас плод международного сотрудничества: Германия, Италия, Китай.

Новая линия позволит нам разливать 60 тыс. банок в час. Таким образом, мы значительно изменим к концу года сегмент упаковки и прирастим производство баночной продукции, а также сможем оптимизировать логистику по РФ. Планируем возить баночное пиво из Нижнего Новгорода во все центральные регионы и Москву.

При этом все процессы — от распаковки банки до упаковки ее определенным образом в раскладке магазина — будут автоматизированы. С одной стороны, это выгодно, так как ускоряет все процессы, с другой стороны, к сожалению, не дает нам возможности создать новые рабочие места. Управлять линией будут те же операторы, что и предыдущей. Прежнюю установку мы закроем.

Новая линия. Вид сбоку.

Как выстраиваются сейчас и как должны выстраиваться взаимоотношения между бизнесом и властью?

— На данный момент у нашей компании получается вести со всеми ветвями власти конструктивный диалог. Правительству Нижегородской области я очень благодарен за поддержку во всем, в том числе финансовую. Именно она играет ключевую роль в том, что в самые тяжелые времена удается вкладывать в пивоварню инвестиции, развивать производство, налаживать логистику. «Волга» —  это крупнейшая производственная площадка Heineken в России, с нас большой спрос, и только в сотрудничестве, сообща с правительством Нижегородской области можно в текущей ситуации удерживать стабильность. 

Мы являемся одним из крупнейших налогоплательщиков области, акцизы, которые мы платим с каждого литра произведенного пива, полностью зачисляются в бюджет области. К сожалению, в этом году появился риск, что из-за сокращения спроса, а также задержки с запуском новой линии мы не сможем полностью выполнить наши обязательства перед областным бюджетом. Надеюсь, что в следующем у нас не будет таких проблем.

С федеральным правительством на уровне Ассоциации производителей пива мы тоже сумели найти баланс между интересами отрасли и государства. Но есть определенный риск того, что регулирование отрасли однажды станет чрезмерным. Например, обсуждается вопрос минимальных розничных цен (МРЦ) на пиво (наша позиция по данному вопросу послужила одной из причин выхода компании из Союза пивоваров). С точки зрения Heineken, введение МРЦ лишило бы потребителя некоторых марок и привычного многообразия на прилавках магазинов.

Роботы-упаковщики пива.

Минпромторг недавно предложил ввести маркировку пива. Как это отразится на рынке?

— Важно понимать, что маркировка правительству необходима вовсе не для устранения контрафакта, как это обычно бывает в других отраслях. На сегодняшний момент, создавать контрафактное пиво дорого и невыгодно. Технология варки пива гораздо сложнее, если сравнивать с крепким алкоголем. Однако на пивном рынке есть другой аспект — это небольшая доля (по данным исследования ВШЭ, она может составлять 5-7%) неучтенной продукции, по которой производителями не уплачиваются акцизы. Именно этот вопрос следует решать, но не мерами маркировки.

Маркировка, как я и мои коллеги из Ассоциации производителей пива склонны считать, не решит проблему, а лишь увеличит стоимость пива для потребителя. Чтобы купить оборудование для маркировки, пивоваренной компании потребуется инвестировать в него от $300 тыс. до 1 млн на одну линию. Это серьезное финансовое обременение. Все пивоваренные предприятия оборудованы ЕГАИС, при ее грамотном распространении на розничное звено ситуация с неучтенной пивоваренной продукцией будет решена.

Также не совсем понятно, какая маркировка нам предлагается: чипы, QR-коды… Но в любом случае продукция серьезно подорожает.

Автор фоторепортажа: Кира Мишина

Вы из Санкт-Петербурга, но уже давно руководите местным производством. Какие у вас были впечатления от Нижегородской области, когда приехали? Насколько ваша работа на новом месте отличается от предыдущей? Пришлось ли привыкать к менталитету людей?

— В Нижний Новгород я переехал, чтобы запускать новые крупные проекты и развивать новые бренды, включая линию по деалкоголизации. Ранее мы запускали аналогичную установку в Питере. И в Нижнем Новгороде нам значительно удалось улучшить показатели завода после этого запуска.

Что касается менталитета людей, то нижегородцы во всем такие же. Разве что, немного более замкнутые. Наверное, потому что город долгое время был закрытым.

Какое пиво сами предпочитаете? 

— Я люблю пиво нашего производства, в том числе «Окское», конечно. «Окское пиво» для нижегородца — то же самое что «Степан Разин» для жителя Санкт-Петербурга. Все очень похоже.