Как пандемия отразилась на финансовом рынке? Какие продукты были драйверами роста? Как меняется поведение клиентов? Банкиры и директора страховых компаний обсудили предварительные итоги 2020 г.
На круглом столе, организованном «Деловым кварталом», 22 сентября они назвали главные тренды года, позволившие их бизнесу расти, несмотря на кризис.
Какие продукты сейчас являются для вас растущими?
— На сегодняшний день одним из растущих продуктов для физических лиц является рефинансирование кредита. Рефинансирование актуально как по ипотечным кредитам, так и потребительским кредитам. Так как ставки за последние года существенно снизились, рефинансирование ранее выданного кредита позволяет значительно снизить ежемесячный платеж.
Ещё одним из растущих продуктов является ипотека с господдержкой. Всё больше клиентов хотят воспользоваться данной программой и получить льготную ставку.
В работе с юридическими лицами мы ощущаем всплеск интереса к экспресс-гарантиям. Эта услуга стала доступна нижегородским предпринимателям с апреля текущего года. Она особенно востребована у малого и среднего бизнеса, участвующего в тендерах. Выгоды очевидны: гарантия на сумму до 150 млн руб. предоставляется в срок от одного до пяти дней.
— В нашем филиале основным драйвером роста стали инвестиционные продукты. На мой взгляд, это произошло благодаря двум факторам. Во-первых, высокая волатильность финансовых рынков привела к тому, что люди внимательно следят за стоимостью валюты, акций и облигаций, пытаясь заработать на этих колебаниях. Во-вторых, снижение процентной ставки в в Европе, США и России, что делает депозиты становятся все менее привлекательными для клиентов.
— Малый и средний бизнес из-за пандемии сейчас перешел в основном на дистанционные каналы связи и выездной сервис. Что касается розницы, то в драйверах — ипотека. Кроме того, по количеству выданных автокредитов у нас хорошие показатели, практически как до пандемии. Я также наблюдаю интерес к инвестициям и инвестиционному страхованию.
— Основным драйвером этого года стало расчетно-кассовое обслуживание. Мы запустили новый формат подписок. При оплате РКО на 3,6 или 12 месяцев клиенты получают скидку и бонусом сервисы для бизнеса. Это корпоративная карта без годового обслуживания, сервис проверки контрагентов, сервис проверки рисков блокировки счета, онлайн бухгалтерию и прочие. Мы активно развивали дистанционные каналы обслуживания. Например, в нашем интернет-банке появился новый функционал, упрощающий ведение внешнеэкономической деятельности.
— В июне мы смогли разработать продукты, которые позволяют людям «застраховать» себя от последствий пандемии. В офисах и на официальном сайте страховщика, а также в отделениях банков-партнеров можно было купить три доступных по цене продукта, которые позволяли клиентам чувствовать себя защищенными в сложной жизненной ситуации и при необходимости воспользоваться услугами служб юридической и психологической поддержки.
Флагманским в этой линейке является продукт «Финансовый иммунитет», покрывающий риски диагностирования заболевания коронавирусной инфекцией и ухода из жизни в результате этого заболевания. В первом случае страховая выплата клиенту составит 50 тыс. рублей единовременно, во втором — предусмотрена выплата 500 тыс. руб. Кроме того, застрахованные в течение срока действия договора могут воспользоваться юридическими консультациями по административному, трудовому, медицинскому праву.
Этот продукт оказался востребован в районах Нижегородской области, особенно, у людей от 40 до 55 лет.
Также практически в два раза за время пандемии увеличилась потребность в договорах по страхованию жизни.
Какие тренды финансового рынка возникли во время пандемии и, скорее всего, сохранятся до конца года?
— Пандемия ускорила изменения в сторону десантированных коммуникаций между людьми и компаниями, поменяла подходы и методы работы компаний как с клиентами, так и внутри себя. В розничном сегменте доля операций в интернет-банке увеличилась на 21% и достигла значения 78%.
Предприниматели также делали выбор в пользу удаленных каналов обслуживания. Количество операций, совершаемых корпоративными клиентами удаленно, составляло 95%.
В сегменте малого бизнеса сохраняется устойчивый тренд обслуживания mobile only. Поэтому мы вложились в развитие своего мобильного приложения, внедрив в него последние технологические тренды.
— «Абсолют Банк» еще в 2018 г. перешел на стратегию создания высокотехнологичного банка на выбранных бизнес-направлениях. Период самоизоляции стал катализатором для расширения дистанционных технологий везде, где в них появилась необходимость. В том числе, в ипотеке, нашем флагманском направлении в рознице. Уже в начале 2020 г. более 80% заявок на ипотеку мы получали дистанционно, от наших партнеров — застройщиков и риэлторов, подключенных к цифровой платформе. Практически все операции по обслуживанию ипотечного кредита заемщики тоже могли сделать без визита в банк — через интернет-банк и приложение.
Что касается вкладов, то летом 2020 г. 50% из них были открыты онлайн. При этом, в конце 2019 г. доля таких вкладов была только 6,2%. Получается, что число онлайн-взаимодействий за год увеличилось в восемь раз. Отмечу, что доля открытия онлайн-вкладов среди старых клиентов выше, чем среди новых. Средняя сумма онлайн-вклада в «Абсолют Банке» в Нижнем Новгороде за год выросла почти на 30%.
Также значительно меняется спрос потребителей на рынке жилья. Хотелось бы отметить, что в 2019 г. и в начале 2020 г. доля сделок с новостройками у нас в Нижегородской области не превышала 20% от общего числа. Запуск госпрограммы в апреле, безусловно, стал драйвером для рынка ипотеки и первичной недвижимости. Она позволила избежать «провала» в выдачах жилищных кредитов, а застройщики смогли вовремя получать финансирование и продолжать работу над объектами. В результате, доля выдач ипотеки на новостройки в июне-июле в Нижнем Новгороде выросла в среднем до 40-50%, но уже в августе стала снижаться.
Зато «оживает» рынок готового жилья. Главные причины: фактор «отложенного спроса» и тренд на снижение ставок. По нашим прогнозам, после официального завершения программы ипотеки с господдержкой доля ипотечных сделок на вторичном рынке Нижегородской области увеличится до 75-80% от общего числа.
— Мы делаем упор на страхование грузов и ипотечное страхование, и в этой сфере за время пандемии произошла не только значительная цифровизация, но и расширился непосредственно перечень услуг, которые мы оказываем удаленно. Многие клиенты — и физические, и юридические лица — отказывались выходить из дома и настаивали на том, что к ним приедет агент или же на электронном документообороте. Мы ожидали, что к сентябрю запрос на выезды к клиентам спадет, но этого не произошло.
Как изменился клиентский портфель с точки зрения сегмента? Какие сегменты рынка особенно активны, а у каких — серьезные проблемы?
— Конечно, в малом бизнесе в период введения ограничений наблюдалось серьезное падение оборотов, особенно в тех отраслях, которые были отнесены к категории наиболее пострадавших от пандемии – туризм, ресторанный бизнес, сфера обслуживания. Бизнес, связанный с электронной-коммерцией, доставкой товаров был более стабилен. К счастью, деловая активность постепенно восстанавливается и достигает своего привычного уровня.
— Это как в книге «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». И банки в пандемию вели себя именно так: несмотря на все ограничения, работали интенсивнее, создавали новые продукты и фишки в помощь клиентам.
Клиенты оценили наш вклад. В части клиентского клиентского портфеля произошла диверсификация:разумеется, какие-то отрасли стали пассивнее, а какие-то, наоборот, активнее. Но при этом прирост открываемых расчетных счетов в нашем банке в третьем квартале по сравнению со вторым составил 27%. Также отмечу, что выполнить планы нам помогли использование дистанционных сервисов и активная работа, как с недавно зарегистрированными компаниями, так и открытие предпринимателями в нашем банке дополнительных расчетных счетов.
— Мы отметили, что высокий спрос на наши продукты был в строительной отрасли. Также не пострадала практически переработка сельхозпродукции. Многие крупные компании в целом показали рост в пандемию.
Кризис на фоне пандемии подтолкнул бизнес быть более активным на рынке госзаказа и повышать собственную эффективность для предложения конкурентоспособных цен. Среднее количество заявок на электронный аукцион в первой половине 2020 г. выросло с 3,18 до 3,23. Рынок госзаказа в первом полугодии вырос на 20%.
— Активно пользовались нашими продуктами в сегменте малого бизнеса представители пищевой и химической промышленности.
— В первом полугодии 2020 г. мы выполнили план по корпоративным видам страхования на 140%. Востребованы наши услуги были у предприятий в сфере торговли инструментами, электрооборудованием, запчастями, мебелью. Также наша компания разработала удобный сервис бесконтактного оформления ипотечных страховых полисов, благодаря которому клиенты получили возможность оформлять страховку, не выходя из дома.
— В марте были проблемы с грузоперевозками в России из-за ограничений, и все столкнулись с тем, что просело страхование грузов. Но теперь оно плавно и медленно растет. Надеюсь, что до конца года эта тенденция сохранится. В целом, по результатам девяти месяцев, мы не снизили объемы продаж за счет каско.
Как повели себя в этот кризис физические лица? На что они берут кредиты?
— Самый интересный сейчас продукт для физлиц — ипотека. Самым активным спросом пользуется жилье комфорт-класса. Средний чек — 2-3 млн руб.
Снижение ставки для многих клиентов стало толчком для принятия решения о приобретении жилья в ипотеку. При этом квартиры на первичном рынке часто берут с дополнительной господдержкой (материнский капитал и т. п.).
Любовь Юдина, «Банк Россия»:
И, как говорила уже ранее, на сегодняшний день нашим клиентам интересны ипотечные программы с господдержкой, по которой можно приобрести недвижимость на первичном рынке. Мы наблюдаем спрос со стороны наших клиентов на приобретение недвижимости не только в Нижнем Новгороде, но и в других регионах, например, Москва и Республика Крым.
Возрос интерес на покупку дома с земельным участком. В период пандемии значительно выросли ипотечные сделки именно на данные объекты.
— Как я уже говорил, снижение ставок на депозиты подталкивает клиентов на поиск альтернативных источников дохода. Мы видим, что клиентов все больше интересуют сложные финансовые продукты. Им также интересны наши глобальные возможности, в том числе открытие счетов за рубежом с целью диверсификации своих вложений.
Как изменилось взаимодействие вашей компании с сотрудниками в 2020 г.?
Вера Ранчинская, «Росгосстрах»:
— Лично я ощущаю, что вместе со своими сотрудниками стал «на удаленке» работать больше. И это, конечно, не плюс. Но, что удивительно, некоторые сотрудники только рады! Никуда ехать не нужно, встал утром — и уже на работе. Мы сохранили всех сотрудников в пандемию, но тоже проверили на лояльность и сделали выводы.
— Наши отделения не прекращали работу в период пандемии. Нам также удалось оперативно отладить внутренние процессы и организовать удаленную работу большого штата сотрудников без потери эффективности. В настоящее время в офис вернулось 30% сотрудников. Планируем, что до конца года в офисе будут работать не больше 50% коллег, остальные продолжат работать в удаленном формате. Нужно признать, что в современной реальности на работу накладываются свои коррективы, подход к онлайн-работе изменился, теперь и я сама на связи 24 часа 7 дней в неделю.
— Здоровье и безопасность наших коллег и их семей у нас в приоритете. Мы обеспечиваем сотрудников нашего филиала необходимыми средствами защиты. Какое-то время филиал работал в режиме разделённых операций, сохраняя при этом непрерывность бизнес-процессов. В общении с клиентами мы все чаще используем удаленные каналы, что, впрочем, мы практиковали и до нынешнего года.
Чему вас научила пандемия?
— Цифровизация не всегда положительно работает, надо идти от клиента. А еще далеко не все сотрудники готовы комфортно работать на удаленке: одного засыпают звонками, другого отвлекают дети. В общем, надо вникать в каждую конкретную ситуацию, чтобы повышать эффективность работы команды.
— Кризис послужил хорошим индикатором для оценки тех вещей, над которыми мы раньше даже не задумывались.
— Выжили те, кто открыт новым технологиям и готов общаться с клиентом по любым каналам связи. Ну и, конечно, пандемия отлично показала, что скорость внедрения изменений — это очень важно. Кто умеет все делать быстро, тот выживает.