Меню

Возвращаемся к жизни: Управляющий ВТБ — о последствиях пандемии

Игорь Рожковский. Иллюстрация: ВТБ

«Несмотря на звучащие сейчас прогнозы экспертов об обеднении населения и вымирании бизнеса, я остаюсь оптимистом. Последствия в значительной мере смягчили реализуемые банками программы поддержки».

Банкиры одним из значимых факторов, повлиявших на востребованность основных банковских продуктов, называют планомерное снижение ключевой ставки ЦБ РФ. В частности, это стало первопричиной роста спроса на ипотеку и перераспределения интереса клиентов в части сбережений со вкладов в пользу инвестиционных продуктов. При этом, по мнению экспертов, пандемия COVID-19 не оказала существенного негативного влияния на «самочувствие» банковской сферы.

Тренды банковского рынка текущего года мы обсуждаем с управляющим ВТБ в Нижегородской области Игорем Рожковским.

Говорят, что у каждого кризиса своя специфика. Если не затрагивать собственно коронавирус как первопричину экономического спада, то в чем еще особенность ситуации этого года?

— До этого первыми проседали именно финансовые организации, а за ними, по эффекту домино, весь коммерческий сектор. В этот раз государственные меры поддержки населения и бизнеса стали одновременно и эффективным механизмом поддержки и банковского сектора. Через банковские каналы был реализован колоссальный объем социальной помощи пострадавшим от эпидемии гражданам и организациям. В частности, совокупный объем средств, предоставленных нижегородским ВТБ бизнесу региона в рамках программ поддержки, превышает 8,2 млрд рублей. Среди них — льготная программа кредитования на выплату зарплаты работникам в рамках Постановления Правительства РФ № 422. Еще более востребованной стала стартовавшая позднее, с 1 июня, программа на возобновление деятельности компаний в рамках Постановления Правительства РФ № 696.

Благодаря масштабной системной помощи через банковские структуры ситуация у нижегородских предпринимателей начала выправляться. Несмотря на часто звучащие сейчас прогнозы экспертов об обеднении населения и вымирании бизнеса, я остаюсь оптимистом. Последствия и для тех, и для других могли быть очень серьезными, но их в значительной мере смягчили реализуемые банками как государственные, так и собственные программы поддержки. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что в корпоративном сегменте мы снова рассматриваем сделки, связанные со строительством торговых и деловых центров. Инвесторы и банкиры начали в спокойном режиме возвращаться к финансированию сложных проектов. А сектор проектного финансирования строящегося жилья продолжал развиваться даже на пике пандемии.

Как вы думаете, увидим ли мы негативный отложенный эффект всех упомянутых мер поддержки, например, рост неплатежей? Ведь даже при наличии доступных заемных средств, скорее всего, не все смогут грамотно ими распорядиться и «выплыть».

— Кредитный портфель малого и среднего бизнеса по итогам полугодия у нас составляет 23,1 млрд рублей. В самом начале пандемии мы оперативно оказали помощь компаниям и провели реструктуризацию примерно по 1/4 нашего кредитного портфеля. Среди клиентов нет дефолтных заемщиков, займы реструктуризированы именно компаниям из пострадавших отраслей: это фитнес-клубы, кинотеатры, гостиницы, торговые и медицинские центры. Сегодня мы видим, что данные клиенты восстанавливают свой бизнес, вносят платежи по взятым кредитам и уже строят планы на будущее. Многие из них воспользовались не только федеральной поддержкой, но и региональными программами льгот и компенсаций. Будем надеяться, что второй волны коронавируса с жесткими ограничениями не будет, и бизнес региона до конца года встанет на ноги.

Какие тренды периода пандемии можно назвать ключевыми, если говорить о поведении ваших клиентов — физлиц?

— В первую очередь хочу отметить высокий рост спроса на ипотеку, который спровоцировали два фактора. Первый — снижение ключевой ставки ЦБ РФ, что в свою очередь вызвало снижение ипотечных ставок во всех банках — сейчас они ниже 8% годовых. Во-вторых, это программа «Ипотека с господдержкой 2020», запущенная правительством в середине апреля, которая позволяет до 1 ноября 2020 г. оформить кредит на жилье в новостройке по рекордно низкой ставке. С 17 сентября мы снизили её по этой программе на 0,4 п.п., и сегодня она составляет 6,1% годовых. Всего с начала действия программы мы провели по ней 270 сделок на сумму 565,5 млн рублей.

Эта программа дала импульс развитию в регионе жилищного строительства, и, как следствие, ипотеки на новостройки. Если в прошлом году у нас в ипотечном портфеле заметно превалировал вторичный рынок (90%), а доля кредитов на новостройки в общем объеме опустилась до 10%, то сейчас это соотношение в структуре портфеля изменилось: ипотека, взятая на новое жилье, составляет уже более 30%, и около 40% занимает «вторичка».

Также важно отметить, что большой популярностью у нижегородцев пользуется программа рефинансирования ипотеки: около 30% в портфеле ипотечных кредитов — это рефинансирование, в том числе займов, взятых в других финансовых организациях.

Стимулирование спроса на ипотеку сказалось самым положительным образом на рынке жилой недвижимости. Улучшилось и качество этого рынка: он стал более комфортным и безопасным для клиентов, которые с введением проектного финансирования и эскроу-счетов более уверенно покупают жилье. Теперь банки следят за целевым расходованием выданных застройщику кредитных средств и фактически контролируют процесс стройки. Это позволило квалифицированным надежным застройщикам упрочить свои позиции и сократить в регионе количество неблагонадежных участников рынка.

Потенциал этого рынка в Нижегородской области достаточно высокий: у нас дефицит хорошего жилья, а потребность в нем у нижегородцев довольна высокая. На мой взгляд, спрос на качественное жилье в регионе в ближайшее время сохранится, особенно при условии продления программы государственной ипотеки.

Какие еще продукты стали более актуальными в последнее время?

— Еще одной особенностью в пользовании банковскими продуктами периода пандемии стало изменение сберегательной модели поведения населения. В этом году мы видим значительный рост спроса на инвестиционные продукты. Снижение ключевой ставки повлияло на процент по банковским вкладам, и клиенты стали искать им альтернативу. Все большее их число стало предпочитать классическим депозитам инвестиционные инструменты, которые обеспечивают более высокую доходность.

С начала года инвестиционный портфель физлиц вырос на 39% и на 1 июля составил 18,3 млрд рублей. За 8 месяцев текущего года прирост клиентской базы в части розничных инвестиционных продуктов составил более 30%. Так, на 1 января 2020 года в портфеле подразделения было зарегистрировано 5,3 тысячи уникальных клиентов, на 1 июля — 6,8 тысяч, на 1 августа уже 7,3 тысячи.

Недавно ВТБ признан Forbes лучшим банком для миллионеров из России. Какую долю сегмент Private Banking занимает в вашем подразделении?

— Наряду с тем, что ВТБ является одним из крупнейших игроков банковского рынка в массовом сегменте, сегодня мы занимаем ведущие позиции в сегменте обслуживания высокодоходных клиентов. И первое место в рейтинге Forbes среди банков, предлагающих услуги private banking, — подтверждение высокого уровня продуктов и сервисов, которые банк предлагает VIP-клиентам. Private Banking ВТБ является самым крупным на российском рынке. Сегодня банк обслуживает наибольшее в стране число клиентов — миллионеров и обладает самыми крупными активами под управлением private banking.

В Нижегородской области 40% портфеля пассивов приходится на средства клиентов-миллионеров. И это свидетельство того, что уровень доверия к ВТБ высок как у клиентов массового сегмента, так и высокодоходного.

Еще один тренд последнего времени — стремительный рост цифровых услуг и сервисов.Столь активный переход банков на дистанционные каналы обслуживания — это «заслуга» пандемии?

— Скорее, закономерный итог цифровизации банковской сферы. Просто под воздействием пандемии процесс перехода на цифру пошел гораздо быстрее, чем можно было бы ожидать. К примеру, на сегодняшний день порядка 80% вкладов у нас открываются онлайн. По оформлению кредитов доля онлайн-сделок меньше, но и здесь процесс перехода на цифру заметен. Еще пример: сейчас мы наблюдаем отказ от пластиковых карт и активный переход наших клиентов на цифровые.

Если раньше виртуальные карты использовали в основном для покупок в интернете, то сейчас через такие карты на смартфонах в торговых точках проходит уже порядка 40% транзакций.

Востребованность пластика снижается, клиенты реже приходят в банк и все чаще стараются использовать возможности цифровых каналов. И все постепенно идет к тому, что в банковский офис мы приходить перестанем. Молодая аудитория уже большую часть своих финансовых задач решает с помощью приложения «ВТБ Онлайн». Мы видим, что одна из наших ключевых задач — к 2022 году сделать доступными в онлайн-каналах до 100% наших продуктов и услуг — решается вполне успешно.

Велопрокат, который в августе при поддержке ВТБ начал работу в Нижнем Новгороде, можно назвать одним из символов возвращения к прежней жизни. Очевидно, что проект стартовал в середине сезона из-за пандемии. Как сервис отработал остаток лета? Какие планы по его развитию?

— Пандемия действительно внесла свои коррективы в график реализации проекта: оборудование для велопроката доставлялось из Европы. В целом проект «Велобайк» нельзя назвать коммерческим в чистом виде, он довольно дорогой и поэтому скорее социальный. Критерием успешности однозначно служит его востребованность у населения: на сегодня жители и гости Нижнего Новгорода совершили уже несколько тысяч поездок. Уверен, что в Нижнем у проекта успешное будущее. Тому есть несколько причин: возрастающая популярность ЗОЖ, развитие туризма и то, что велосипеды становятся альтернативой общественному транспорту.

Первыми регионами после Москвы, где появился велошеринг ВТБ, стали Нижний Новгород и Мурманск. В обоих заинтересованность в развитии такого проекта выразили губернаторы. И это сыграло решающую роль в том, что сегодня «Велобайк» заработал в этих городах. Мы признательны правительству Нижегородской области за помощь, оказанную нам в реализации проекта. Рассчитываем, что в сотрудничестве с региональными и городскими властями он будет развиваться, и в следующем году в Нижнем Новгороде появятся новые точки проката уже за пределами центра города.