«Налоговую инспекцию в связи с пандемией никто не отменял и не закрывал. Поверьте моему бухгалтерскому опыту, требований о камеральных проверках и требований документов стало в три раза больше».
Ольга Тарасова-Сурдина, налоговый консультант, собственник компании «Бухгалтерия и налоги Тарасовой Ольги»:
— Специальный налоговый режим для самозанятых был законодательно введен в 2019 г. Год назад, когда самозанятые появились, мне многие задавали вопросы, как это можно применять в бизнесе. Я тогда отвечала: «Даже не думайте, это вам не подходит, это не касается вас и вашего бизнеса». Вообще о самозанятых тогда было представление, что это крошечный бизнес, люди, которые работают на дому и что-то там делают.
Но сейчас есть способ использовать самозанятых в реальном бизнесе так, чтобы это было на законных основаниях, а у налоговой не возникло вопросов.
Хотелось бы отметить, что налоговую в связи с пандемией никто не отменял и не закрывал. Поверьте моему бухгалтерскому опыту, требований о камеральных проверках и требований документов стало в три раза больше, чем было до этого. Если вы хотите нанять вашего бывшего сотрудника в качестве самозанятого, то между его увольнением и регистрацией должно пройти не менее двух лет.
Однако обойти даже это условие можно, воспользовавшись услугами агрегатора. Все мы пользуемся сервисами такси, где этот принцип уже реализован. Через агрегатор можно нанять самозанятых сотрудников на законных основаниях, поскольку в этом случае напрямую вы с ними не сотрудничаете, заключая договор только с агентом. Сам агент может использовать любую систему налогообложения, какая ему удобна.
Как этот принцип реализован в агрегаторах такси? Когда мы картой оплачиваем поездку, мы платим агрегатору, то есть ООО с какой-то системой налогообложения. А у этой компании, в свою очередь, есть сотрудники, зарегистрированные в качестве самозанятых. Кроме того, вам не нужно будет обосновывать налоговой свое решение, почему вы начали работать с самозанятыми. Потому что по факту у вас никаких отношений с ними нет, у вас договор с юридическим лицом на определенные услуги, нужные вам.
Таким образом, у вас есть один договор, одна платежка, даже если вы работаете с сотней самозанятых. Если бы у вас было сто договоров с сотней самозанятых, вам бы пришлось объяснять налоговой, почему вы начали с ними работать и где вы их нашли. И не было бы никакой возможности взять тех людей, что у вас уже когда-то работали.
После вашей оплаты агрегатор самостоятельно распределяет эти средства между людьми, которые выполняли для вас работы, проверяет, зарегистрированы ли они в качестве самозанятых, платят ли налоги. Самозанятые автоматически получают средства на карту от агрегатора.
И с бухгалтерии снимается большой объем работы, потому что им не нужно «вести» этих сто самозанятых, считать, сколько они отработали и т. д.
Компании-агрегатору в данном случае все равно, кого нанимать, единственное условие — статус самозанятого. Агент вызовет вам машину, уборщицу или фотографа.
Немаловажно, что у агрегатора есть личный кабинет, где детализированы ваши отношения с подрядчиками. Но эта информация закрыта от третьих лиц. А в вашем договоре есть лишь заказы, время и стоимость работ.
Фрилансеры существуют уже много лет, и сейчас для использования их услуг есть нормальная законодательная база, ею можно воспользоваться.
Текст написан на основе выступления на бизнес-завтраке «Делового квартала».