Большинство «непрофильных» задач в компании можно делегировать. И не людям, а сервисам.
Нижегородский бизнес постепенно возвращается к работе, но и сейчас ему важно найти способы сэкономить. Александр Арванитаки, директор по работе с корпоративными клиентами филиала МТС в Нижегородской области, рассказал, что помогает предпринимателям оптимизировать расходы и в кризис, и в обычное время.
Коворкинг, удаленка и правильный выбор торговой площади
Многие предприниматели во время самоизоляции поменяли свое отношение к дистанционной работе. Для некоторых компаний такой формат взаимодействия команды может стать постоянным. Плюсы очевидны: экономия средств на аренде офиса, коммунальных платежах и прочем. Поддерживать продуктивность команды в такой ситуации тоже несложно: достаточно проводить регулярные виртуальные планерки и оставаться на связи в рабочие часы. А если нужно работать над общими проектами, разделите их на задачи и назначьте исполнителей в виртуальных таск-менеджерах, как Workzen, Jira или Trello.
Если ваш бизнес невозможен без личных встреч, вы также можете сэкономить на помещении. Присмотритесь к коворкингу — общественному пространству для совместной работы и общения. В Нижнем Новгороде есть несколько таких мест, среди них не только офисные варианты, но и ремесленные площадки, например, «Артель».
Оптимизировать траты на помещение для торговли тоже возможно — правильный расчет требуемой площади поможет вам в этом. Для начала определитесь с форматом места продаж: это может быть островок, стационарная торговая точка в ТЦ или стрит-ритейл. Далее рассчитайте проходимость, оцените габариты ассортимента и его количество. Чем больше таких нюансов вы учтете, тем вероятнее заплатите только за необходимую площадь. При этом не стоит экономить пространство на витрине для ваших товаров или на зоне для размещения клиентов ваших услуг. А вот место «за прилавком» можно освободить, выбрав мобильный кассовый терминал вместо стационарной кассы — например, МТС Кассу.
Социальные сети как бюджетный способ продвижения
Интернет открывает перед компаниями новые возможности рассказать о себе. Некоторые из них довольно бюджетные, например, через корпоративные аккаунты в социальных сетях. Чтобы продвигаться таким способом, не обязательно иметь собственный сайт — «витрину» товаров и услуг можно сделать прямо в аккаунте. Такая функция уже есть в ВКонтакте и Одноклассниках, также ее тестирует Facebook. В Instagram удобно добавить информацию об ассортименте и ценах в «Актуальное».
Социальные сети созданы не только для «фотогеничного» бизнеса, как салоны красоты, магазины одежды, кафе и так далее. Найти в сети «своего» клиента может любая компания. Главное — уделять должное внимание полезному и интересному контенту. Среди нижегородских компаний, которые ведут аккаунты в Instagram, много интересных примеров в сфере красоты: прокаты платьев, свадебные салоны, услуги массажа, маникюра, макияжа, парикмахерских. Но встречаются и строительные компании, такие как @gk_andor, которая активно публикует видеоотчеты о ходе строительства домов, и даже семейные фермы, в числе которых @kokoko.nn.
Чтобы профиль был интересен вашей потенциальной аудитории, используйте методы контент-маркетинга — продвижение с помощью полезного контента. К примеру, если ваша компания занимается строительством, расскажите, в чем преимущества газобетона или насколько целесообразно устанавливать солнечные панели на частные дома.
Для платного продвижения своего аккаунта, обратите внимание на таргетированную рекламу. Заказать ее можно на любой бюджет, в зависимости от охвата и параметров аудитории (пол, возраст, местоположение и так далее). По данным нашего сервиса для самостоятельного запуска таргетированной рекламы в интернете МТС Маркетолог, обычно представители малого бизнеса тратят на одну такую кампанию в среднем 4000-5000 руб. Но в качестве теста таргетинг можно запустить и на 100 руб. Это поможет начинающим пользователям понять потенциал рекламного сообщения с выбранными настройками.
Аутсорсинг и онлайн-сервисы — еще один способ сэкономить
Компании нередко нуждаются в поддерживающих сервисах, таких как уборка, обслуживание оборудования, доставка, call-центр и так далее. Для малого предприятия может быть довольно затратно нанимать сотрудников на соответствующие позиции. Часто бывает выгоднее отдать эти услуги на аутсорсинг, то есть передать посредникам: службам клининга, курьерской доставки, техподдержки, call-центрам. Таким образом вам не придется открывать дополнительные штатные позиции, покупать специальное оборудование и выделять место для его хранения.
Некоторые «непрофильные» задачи в компании тоже можно делегировать, но не людям, а сервисам. Например, чтобы создать логотип вашего бренда, не обязательно нанимать дизайнера — в интернете много решений для этого: Сanva.com, Logaster.ru, Genlogo.com и другие. Онлайн-программы для ведения бухгалтерии уже довольно известны и пользуются спросом у малого бизнеса. Кроме того, сегодня появляются сервисы для удаленной проверки контрагентов, как Insider, а к сайтам федеральных служб, как nalog.ru, имеет доступ любой человек. Также без привлечения юристов можно правильно составлять договоры и другие документы, например, через конструктор документов МТС.