Меню

Найти персонал за 15 минут и закрутить роман с покупателем. Цифровые тренды в ритейле

«Широкое применение новых технологий приведет к изменению привычек покупателей. Следующее поколение вырастет в среде, где поддержка AI — норма».

Внедрение новых технологий на рынке ритейла создаст новые бизнес-ниши, уверяют эксперты агентства Data Insight. В ближайшие годы, по их мнению, покупатели начнут все чаще полагаться на рекомендации персональных устройств и роботизированных помощников.

Большие сети уже несколько лет успешно используют подобные решения для работы с покупателем и выстраивания внутренних процессов. NN.DK.RU подобрал несколько технологических трендов, которые в ближайшее время могут стать популярными и в небольших компаниях.

Данные и искусственный интеллект

Контроль работы склада, персональные предложения для покупателя в торговом зале, оптимизация процесса логистики и управление персоналом — для этого торговые сети используют методы продвинутой аналитики и BigData.

Например, в интернет-магазине H&M, для пользователей доступна персонализированная лента изображений. В ней остаются товары, которые нравятся покупателю. В приложении доступен поиск по фото, а в онлайн-точках — по QR-коду. При этом сейчас около 14% выручки по всему миру компании приносит именно интернет-магазин и приложение.

«Магнит» ранее сообщил о том, что благодаря нейросети точность прогноза покупательской активности выросла на 3-5%. Решение позволяет анализировать спрос в отдельных торговых точках, обеспечить своевременное пополнение полок и минимизировать списание продуктов.

X5 Retail Group запустила в мобильном приложении сети «Пятёрочка» проект «Обратная связь». Пользователи могут приобретать товары с помощью карты лояльности и выставлять им оценку. Таким образом, у каждой позиции в магазине появляется свой рейтинг. Информацию передают поставщикам.

Кроме того, ранее «Пятёрочка» внедрила интеллектуальную систему Skillaz. Решение позволяет подобрать и согласовать кандидата за 15 минут: повышает скорость и контролируемость найма, позволяет не потерять кандидата, обеспечив быструю коммуникацию.

Среди новых проектов в X5 Retail Group отметили систему безопасности на транспорте. В режиме реального времени «Антисон» наблюдает за состоянием водителя, предупреждает о возможных аварийных ситуациях и повышает уровень безопасности вождения на грузовых автомобилях.

Виртуальная и дополненная реальность

В 2017 г. Walmart применила VR-гарнитуры для обучения персонала. Это привело к огромной популярности технологий виртуальной реальности (VR) в ритейле. Через год компания приобрела 17 тыс. подобных устройств, чтобы сотрудники могли обучаться на рабочем месте. Уже после одного тура, результаты контрольных текстов улучшились на 15%. На 10-15% снизилась текучка линейного персонала.

В России подобные решения применяют «Лента», «Комус» и X5 Retail Group.

«Подобные технологии особенно перспективны и широко используются в целях корпоративного обучения. Виртуальная реальность может перенести пользователя в абсолютно любую искусственно смоделированную ситуацию и даёт ему возможность прочувствовать происходящее так, словно это происходит в реальной жизни. VR позволяет проводить практические занятия с оборудованием магазина, которое еще не было доставлено физически», — отметил президент компании, разрабатывающей VR/AR-решений для крупных компаний Modum lab Дмитрий Кириллов.

Кроме того, решения в области виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) используются в маркетинге и продажах, а также в коммуникационных целях, внутреннем и внешнем взаимодействии. Интересно, что в рекламных целях, чаще всего, используется именно AR-формат, так как он всё ещё остаётся более доступным для B2C-рынка и не требует от конечного потребителя наличия дополнительного оборудования — VR-очков. Например, AR-приложение сети «Пятёрочка» «Большие гастроли. Тролли» скачали более 2 млн раз.

Сети магазинов одежды внедряют возможность «примерки» еще с 2014 г. Timberland предложила покупателям торговых точек попробовать инструменты дополненной реальности. Посетители могут подойти к установленным у входа в магазин большим экранам и примерить одежду и обувь из каталога сети с помощью аватара.

Кроме того, в 2019 г. H&M Group протестировала в Швеции приложение Perfect Fit. Пользователям нужно сделать селфи на своем смартфоне, выбрав такие атрибуты, как прическа, цвета и очки. Созданный аватар может примерять одежду и обувь в приложении.

Умное оборудование

В магазинах крупных ритейлеров уже есть кассы самообслуживания. Так в X5 Retail Group ранее внедрили 2 тыс. 400 касс, которые производят на российских предприятиях. Продолжительность покупки в такой кассе составляет всего 44 секунды. Благодаря сокращению срока обслуживания, трафик в пилотных магазинах вырос на 7%. До конца года компания планирует установить еще 10 тыс. таких устройств.

Недавно «Магнит» протестировал автоматизированную систему управления освещением в одном из логистических комплексов. Оказалось, что потребление электричества в аллеях подбора и хранения товаров снизилось на 41%.

По мнению компании, запуск решения во всей сети позволит сэкономить около 3 млн 120 тыс. кВт*ч в год, которых хватит на то, чтобы обеспечивать электричеством один распределительный центр на целый год.

В то же время, эксперты агентства Data Insight отмечают, что основной сферой применения интернета вещей (IoT) — это торговые залы физических магазинов, а также логистика и хранение товаров. Подобные решения могут заметно снизить издержки компании. Однако применение IoT требует вложений в инфраструктуру, поэтому широкое применение технологии отодвигается на 5–7 лет.

Будущее ритейла

Крупные компании сами привлекают стартапы для применения технологических инструментов в работе. Например, в X5 Retail Group за три года бизнес-эксперты оценили 2 тыс. решений и более 150 из них уже были испытаны или испытываются сейчас. В то же время бизнес пользуется и услугами IT-компаний.

«Не секрет, что в последнее время основным трендом для сетей является переход в онлайн-режим работы. Это связано с серьезными ограничениями в офлайне из-за пандемии.

В первую очередь растут потребности в облачных сервисах, в средствах удалённых коммуникаций, кибербезопасности. Растёт спрос на современные технологии с использованием ИИ для оптимизации онлайн-процессов. Мы встречаем много запросов на прогнозирование пользовательского поведения на сайтах, прогнозирование спроса. Подобные решения помогают значительно увеличить средний чек и оптимизировать back-процессы связанные с логистикой», — рассказал директор цифровой лаборатории Softline Digital Андрей Ботнев.

Каким будет ритейл через несколько лет? По данным исследования Data Insight, в ближайшие годы, технологическим приоритетом станет искусственный интеллект (Al). Этак технология будет применяться массово, вне зависимости от размера компании. Однако по поводу дополненной/виртуальной реальности (AR/VR), блокчейна и интернета вещей (IoT) эксперты, опрошенные агентством, высказались более осторожно, посоветовав бизнесу оценить отдачу от использования инструментов.