Меню

«У бизнеса нет «жира», чтобы кормить балбесов. На рынке оказались некомпетентные люди»

«Можно смело говорить, что мы находимся в состоянии кризиса, в том числе, и на рынке труда. Судя по тому, что нам обещают вторую часть марлезонского балета, до конца года лучше не станет».

Средняя ожидаемая заработная плата в Нижегородской области оказалась ниже российских цифр на 20% и составила чуть более 41 тыс. руб. Такие данные приводят в HeadHunter. Рынок труда изменился — люди, которые ищут работу, готовы снизить свой уровень потребления: отказаться от новой техники и реже обновлять свой гардероб.

Кого ищут работодатели в Нижегородской области?

По информации HeadHunter, количество вакансий в Нижегородской области по всем отраслям выросло на 35% за июнь (в сравнении с майскими показателями). Однако это не докризисный уровень — в июне 2019 г. вакансий было больше на 20%. И все же, эксперты отмечают, что это первый месяц с марта, когда количество предложений начало расти, а не падать.

Самыми популярными оказались специалисты в области продаж (каждая третья вакансия в Нижегородской области), производства, IT и телекома. Резко вырос спрос в отрасли спорта — 100% к майскому уровню. Активно ищут персонал в туризме и ресторанной сфере (+82% вакансий), на госслужбу (+78%), в компании, связанные с автомобильным бизнесом (+62%).

Есть определенное оживление на этот момент. Есть вакансии, есть активность. Но работодатели осторожничают. Никому не хочется брать человека, который не готов трудиться и учиться. Все хотят специалиста, который сможет бизнесу помочь «вылезти», — считает основатель и директор кадрового агентства «Простые решения» Анна Шихова.

Растет количество, но не качество

По последним официальным данным Нижегородстата, в Нижегородской области зарегистрировано 77,7 тыс. безработных. Уровень общей безработицы составил 4,5%. В то же время, количество опубликованных резюме, по информации HeadHunter, выросло на 6% к маю и на 14% к июню 2019 г.

Конкуренция на рынке труда в Нижегородской области увеличилась и составила, в среднем, шесть резюме на одну вакансию (в 2019 г. — четыре резюме). Однако в некоторых отраслях конкуренция еще выше. Например, в развлечениях и масс-медиа на одно рабочее место претендуют 12 человек, в спорте и бьюти-сфере— более девяти резюме на вакансию, в HoReCa — восемь резюме.

«Для бизнеса важно, чтобы в команде оставались люди максимально результативные, максимально ответственные. И сейчас у компаний нет «жирка», чтобы кормить балбесов. И предприниматели крайне избирательно относятся к тому, кто остается с ними дальше работать, а с кем они не готовы продолжать сотрудничество. В итоге, на рынке труда оказались люди, которые плохо приспособлены к конкуренции. Это не самые успешные специалисты. И, соответственно, нам стало гораздо сложнее закрывать вакансии для наших заказчиков. Почему? Потому что нам приходится «перелопачивать» гораздо больше людей, чем раньше, прежде чем мы найдем подходящих кандидатов», — отмечает Анна Шихова.

По её словам, предприниматели, как и в прошлые кризисные периоды, надеялись, что теперь найти компетентных специалистов станет проще.

У бизнеса были мысли о том, что с наступлением кризиса на рынке окажется больше количество классных специалистов, которых можно будет нанять. Но это иллюзия (примечательно, что в прошлые кризисные периоды работодатели думали также). На самом деле, число успешных кандидатов на рынке не поменялось — до 10-15% в каждой сфере. К тому же, те специалисты, которые планировали поменять работу перед кризисом, но не успели, остались на своих местах. Они выбрали стабильность. И сейчас такие люди с большой осторожностью относятся к предложениям потенциальных работодателей, — отмечает она.

По-прежнему, не хватает специалистов в медицине и в рабочих специальностях.

«Соискатели стали адекватнее в зарплатных аппетитах»

В то же время, работодатели, все же, могут извлечь выгоду из кризиса. Нижегородцы не только снизили свои ожидания от зарплаты, но и оказались среди тех, кто готов торговаться.

По данным всероссийского исследования SuperJob, практически каждый второй соискатель готов уступить работодателю по вопросу заработной платы до 10%. Еще 2% готовы отказаться от 25% оплаты.

Кандидаты стали адекватнее, не так жестко, как раньше ставят свои условия. Почему? Все «обвешаны» кредитами, за которые нужно платить. Многие согласны почти на любую сумму. В то же время, работодатели не готовы повышать заработные платы. Добавлю, что кандидаты стали адекватнее не только в вопросах заработной платы, но и в своем поведении внутри компании, — сказала Анна Шихова.

Напомним, ранее руководители и собственники нижегородских компаний рассказали в эфире NN.DK.RU «Выжившие. Опыт трансформации во время самоизоляции» о том, как складываются отношения с персоналом. По словам председателя совета директоров «Автосуши и автопиццы» Максима Бурганова, текучка сотрудников прекратилась, «все очень сильно перепугались».

«Если каждый год у меня в апреле-мае 30% персонала практически одним днем уходило, тот в этот период пандемии все очень сильно перепугались, и никто не уволился вообще», — отметил он.