Меню

«Магазины формата у дома потеряли 20-30% выручки, гипермаркеты просели до 60%»

«Продажи в интернете растут несколько лет, но этот год по скорости прироста считается “крейсерским” — к 2021 г. они вырастут с $400 млн до $3,1 млрд. Крупнейшие сети наращивают объем онлайн-услуг».

Согласно исследованию консалтинговой компании «Магазин магазинов», почти половина ритейлеров не планирует развивать новые форматы магазинов (47%), но 31% уже внедряет новые форматы, 22% в процессе их разработки. Приспосабливаются к изменениям в основном такие сферы, как товары для дома и рукоделия, продукты питания, в меньшей степени — одежда и обувь, спортивные товары. При этом 78% всех опрошенных компаний ритейла планируют открывать во втором полугодии 2020 г. новые точки. Наиболее активное развитие планируется в сегменте продуктов питания (в плане по открытиям — до 100 новых точек).

В пресс-службе X5 Retail Group NN.DK.RU рассказали, что самым востребованным форматом сети в период пандемии были магазины у дома и супермаркеты, расположенные в жилых районах. Соответственно, он будет использоваться компанией дальше.

В то же время, у покупателей заметно вырос интерес к онлайн-покупке продуктов.

Все существующие на рынке сервисы доставки переживают массированный приток новых клиентов и взрывной рост заказов. Доставка продуктов стала выполнять социальную функцию, особенно для людей, находящихся в зоне риска. И мы понимаем, что низкий риск инфицирования при посещении магазина или контакте с курьером доставки — новый драйвер лояльности покупателей, — сообщил представитель сети.

Следуя этим трендам, X5 Retail Group ужесточили требования к обработке магазинов, обеспечили сотрудников средствами индивидуальной защиты и ускорили развитие онлайн-сервисов. Также в Нижнем Новгороде в июне был досрочно открыт даркстор супермаркета Perekrestok.ru на фоне роста интереса к онлайн-покупке продуктов в регионе в 30 раз, по данным Яндекс Wordstat. Для сервиса Perekrestok.ru этот магазин стал пятым в России. Объем инвестиций компании в проект составил 500 млн руб.

Сеть магазинов «ВкусВилл» также взяла курс на онлайн-трансформацию, развивая доставку и услуги самовывоза.

«В марте мы осуществляли около тысячи заказов в день, сейчас вышли на стабильный уровень в 30 тыс. заказов в день. Тестируем доставку кофе, заказы на завтра, но с расширенным ассортиментом, новые нюансы системы лояльности (любимый продукт 30%). Продолжаем активно развивать IT-инфраструктуру. Уверены, что доставка будет востребована и после окончания пандемии. В принципе, первая волна снятия ограничений показала, что многие покупатели привыкли пользоваться доставкой», — отметили в пресс-службе компании.

Еще два новых направления работы «ВкусВилл» — партнерство c крупными сетями АЗС и установка автоматов с продуктами в подъездах жилых домов Москвы и Санкт-Петербурга.

«При этом форматы офлайн-магазинов сети не изменились, но точки были переоборудованы в соответствии с новыми нормами безопасности: покупателям обеспечены санитайзеры, комплексные уборки и дезинфекция раз в два часа, социальная дистанция. Сотрудники сети перед работой проходят медицинский осмотр, во время обслуживания посетителей должны соблюдать масочный режим», — добавил ритейлер.

«Мы разделились на консерваторов, новаторов и тех, кто не готов к переменам, но все равно не сдается»

По словам операционного директора кэшбэк-сервиса Backit и партнерской сети ePN Affiliate Екатерины Донцовой, на рынке в последнее время наблюдаются разнонаправленные тенденции. В начале пандемии произошел всплеск покупательской способности, когда все массово запасались гречкой и туалетной бумагой. Но после того как первый ужас прошел, покупатели заняли выжидательную позицию и продажи резки пошли вниз. В итоге, магазины формата «у дома» потеряли 20-30% выручки, а гипермаркеты просели до 60%.

Большинство сетей отреагировали на реальность расширением онлайн-услуг. «С ростом числа заболевших тренд сменился — покупатели стали больше переживать за собственное здоровье и безопасность. Магазины ответили широким спектром мер: массово вводились услуги доставки, передовики внедряли бесконтактную доставку, доставку за 15 минут-2 часа, демонстрировали сертификаты здоровья работников и т.д. Все это подстегнуло покупательский спрос, и мы начали отмечать рост числа онлайн-заказов», — отметила эксперт.

В то же время, рост рынка e-commerce — не тенденция, возникшая во время пандемии.

Продажи в интернете растут уже несколько лет, и этот год по скорости прироста считается «крейсерским» — к 2021 г. они вырастут с $400 млн до $3,1 млрд.

«Что касается приемов, которыми ритейлеры стараются завлечь к себе покупателей, то здесь я бы выделила несколько подходов. Первая группа — консерваторы. Они сокращают расходы на маркетинг, копируют давно неработающие акции у коллег по цеху и медленно катятся в пропасть. Потому что рассчитывать, что ТЦ откроются и соскучившиеся по шопингу побегут за туфлями, диванами или йогуртом — наивно. Вторые — несдающиеся — осваиваются в интернете (потому что сейчас если вас в нем нет, значит вы не существуете). Третьи —новаторы. Они осваивают новые сервисы электронной коммерции и вступают в коллаборации. Например, используют привлекательный кэшбэк-сервис. С его помощью можно клиентов из интернета привести в магазин, а можно — наоборот, расширить свою аудиторию. Кроме того, мы еще используем концепцию white label — такой принцип известен в США и Европе более 30 лет. Если кратко — это готовая технология, которая позволяет производителям быстро запустить собственный кэшбэк-сервис на своем сайте или в приложении. Такое сотрудничество по принципу win-win выгодно всем — и магазину и покупателю. Весь потенциал кризиса для роста, на мой взгляд, сконцентрирован именно здесь», — рассказала Екатерина Донцова.