«Гидроузел — болезненная тема в разговоре с экологами и жителями. Судоходные компании, напротив, с жалобой в Верховный суд не идут, петиции не пишут, пикеты не проводят, а молча несут убытки».
В мае стало известно, что правительство Нижегородской области разделяет мнение экспертов о целесообразности строительства третьей очереди шлюзов нижегородской ГЭС в Заволжье вместо возведения нового низконапорного гидроузла на Волге. В пресс-службе подчеркнули, что «обеспечение нормальных судоходных условий на Волге необходимо, но решение этой задачи не должно оказывать негативного влияния на экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию» в Балахне.
Однако точка в истории еще не поставлена. Оба проекта имеют как своих сторонников, так и противников на разных уровнях власти и бизнеса.
18 июня Верховный суд рассмотрел иск нижегородки, которая считала, что строительство гидроузла нарушает ее права на благоприятную среду обитания. Суд никаких нарушений не нашел.
NN.DK.RU поговорил с членом Экспертного совета при Коллегии Федерального агентства «Росморречфлот», доцентом ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» Александром Лисиным о том, сможет ли дублер Городецкого шлюза заменить гидроузел стоимостью 47 млрд руб.
— С точки зрения «речников» проблема вкратце такова. Волга — это единая глубоководная магистраль России от Астрахани до Балтики. И, естественно, когда на реке гарантированная глубина четыре метра, по ней должны ходить суда, которые способны выходить в море, суда большого водоизмещения — от 4 до 6 тыс. тонн. К слову, одно такое судно эквивалентно целому железнодорожному составу. Ходят ли они сейчас? Ходят, но выше Нижегородской области или ниже по течению. У нас вы их увидите разве что весной на большой воде. Почему? Да потому, что проблема Городца разрывает эти связи.
Вся огромная пропускная способность Волги теряется из-за 50 км, которые расположены в нашей области. Один участок ломает преимущества всей глубоководной системы России, которую планомерно создавали с 30-х по 70-е годы XX века.
Вот такой серьезный сдерживающий фактор для развития речного транспорта всей страны.
Зачем нам нужны суда река-море плавания? Ну, к примеру, во время пандемия они бы стали надежной связью между разными регионами и странами, закрытыми на карантин. Промышленные грузы, нефтепродукты, стройматериалы, сырье компании перевозят водным путем как наиболее безопасным, предсказуемым и экономным способом. И никакие эпидемии этого пути не коснулись.
Говоря о судоходстве на Волге, надо понимать, что Россия на уровне межправительственных соглашений участвует в формировании международных транспортных коридоров. Сейчас активно развивается коридор «Север-Юг». Он как раз проходит вдоль Волги, связывает Иран, Европу, Индию и Среднюю Азию. Эти глобальные транспортные коридоры могли бы стать основой пространственного развития региона. Могли бы вызывать большой интерес инвесторов.
Пока суд да дело, речная отрасль рискует не попасть в проекты «Север-Юг» из-за узкого места и нерешенной проблемы судоходства от Нижнего Новгорода до Городца.
Волгу необходимо возвращать в состояние транспортной магистрали. И сейчас столкнулись два научных мнения, как это можно сделать. Новое мнение говорит так: раз сам Городецкий шлюз в нижнем бьефе (в нижней части) не обеспечивает глубины, надо рядом сделать дублер. Далее по течению участок реки весь в отмелях и перекатах. Давайте русло прокопаем, где спрямим, где углубим. Ранее высказанное мнение повторяет: да разве Волгу можно заставить нести свои волны как изволить желаете? А что, если Волга слушать вас не захочет. Что каждый год снова прокапывать русло? Закапывать «миллионы»? Усмирить нрав реки может только плотина и водохранилище.
Так спорят и рассуждают ученые-гидротехники. И на какую сторону встает нижегородское правительство? Разумно ожидать от региональных чиновников взгляда на комплекс проблем с позиции заинтересованности в экономии бюджетных средств, интересов экологов, интересов жителей. Поддержка судоходных условий на Волге, конечно, дело важное, но плотина как Ахиллесова пята — очень болезненная тема в разговоре с экологами и с жителями. Судоходные компании, напротив, с жалобой в Верховный суд не идут. Промышленные предприятия петиции не пишут, пикеты не проводят, а молча несут убытки.
Вот власти и предполагают: может «ямочным ремонтом» удастся обойтись, чем переделывать всю водную магистраль. Вариант такого решения понятен, можно быстро в разумные сроки построить параллельную новую нитку шлюза, а потом, наблюдая, как природная стихия берет свое, постоянно «латать дыры» (т.е. бороться с перекатами) и требовать новых и новых ассигнований на восстановление судоходства этих 50 километров.
Всегда сложно беспристрастно выбирать научные проекты: с гидроузлом или без него. Ученые на то и ученые, что найдут 1001 аргумент в пользу «купи наш проект».
Время идет, сроки сдвигаются, и у чиновников, выбирающих проект по Городцу, сейчас, очевидно, сложная ситуация, как в юмористическом монологе у Михаила Жванецкого про раков: «Те вчера по 5 руб. были очень большие, а сегодня по 3, ну очень маленькие». Что победит в итоге, «вчера большие, но по 5, или сегодня по 3, ну очень маленькие»?
Я считаю, что обойтись строительством нового шлюза — это половинчатое решение, недоделанное до конца. Поймите, наконец, проблема судоходства на Волге заключается не только в ограничении по осадке судов из-за Городецкого шлюза. От Городца до Сормово естественное течение реки таково, что там были и будут образовываться отмели и перекаты. Постоянные дноуглубительные работы здесь будут необходимы. И вопрос даже не в том, что сотня миллионов рублей будет ежегодно тратиться на русло реки. Волга становится маловодной. Вообще реки Европы становятся маловодными, почитайте новости! Наши отцы и деды помнят, как разливалась Волга и Ока, а сейчас такого нет. Река усыхает, а человек продолжает копать русло. Разумно ли это, ведь растратим миллионы, а толка не будет. Через 10 лет опять вернемся к низконапорному гидроузлу.
«Никакого разлива Волги не будет. Гидроузел — нестандартное водохранилище»
Противники гидроузла часто говорят еще, что он якобы приведет к подтоплению территорий. Эх, любят же экоактивисты и представители экспертного сообщества выцепить из контекста одну фразу, и ей манипулировать, создавая себе известность.
Если внимательно посмотреть на проект низконапорного гидроузла, он необычен тем, что полгода поддерживается водохранилище, а в другое время, когда воды в Волге достаточно, подпорная стенка опускается, и река течет в своём естественном потоке. Если объяснять простым языком, нет никакого водохранилища, как рисует нам это наше воображение.
В мае и начале июня, как сейчас, уровень воды достаточный. Вот и будет низконапорная плотина поддерживать этот уровень воды. Скажем так, для жителей Балахнинского района всегда будет месяц май. И так будет до середины осени. В общем, никакого разлива Волги, как мы это видим, в Чкаловске или Сокольском не произойдет.
Я понимаю, что жителей Балахнинского района мои слова не успокоят. Если у вас весной вода в подвале, летом она уходила, и тут вдруг не уходит несколько месяцев — это настоящая беда, понимаю. Это конкретная проблема, и она требует точечных решений от властей.
Наверняка такое затопление частично связано с отсутствием ливневок и системы водоотведения. Недаром говорят, когда в Правдинске дождь — в Балахне лужи. Но эти проблемы локальные и решаемые. Может и хорошо, что низконапорный гидроузел заставил вновь посмотреть на вопросы водоотведения в жилых массивах. Не проще ли поправить изначальный проект системой решений по берегоукреплению, а не «заворачивать» проект целиком.
Река Волга нам дана на века, и проектные решения по обустройству русла тоже должны исходить из долгих, очень долгих сроков работоспособности. Единая глубоководная система европейской части страны — это то, что нам досталось в наследство от СССР, также как поднятая целина или Беломорканал.
Неужели колоссальный труд двух поколений советских людей по усмирению Волги будет напрасным? Уже десятилетия прошли в спорах с «активистами», а мы никак не можем решить вопрос гарантированного судоходства на участке 50 км.
И с таким багажом проблем Россия хочет играть важную роль в системе международных транспортных коридоров? Хотелось бы. Да кто нам поверит.
Транспортный коридор будет без речного транспорта. Он уже таким создается, сухопутным и малоэффективным. Шанс возродить речную отрасль есть. Была бы на то воля.