Меню

«Мораторий на выездные проверки продлен до 30 июня. Но расслабляться нельзя»

Ксения Фролова, управляющий партнер НПК «Статус». Иллюстрация: архив ДК

«Камеральные проверки никто не отменял! Налоговая продолжает собирать информацию по всем подозрительным компаниям. Даже допросы проводят дистанционно». Как выстроить оборону, пока действует мораторий?

Меры, которые в дни карантина и последующего за ним экономического кризиса освободили бизнес от лишней административной нагрузки (в том числе приостановка выездных налоговых проверок), для многих обернутся головной болью уже в сентябре-октябре, — считает управляющий партнер НПК «Статус» Ксения Фролова.

Ксения, как вашего бизнеса коснулся «коронавирусный» карантин?

— Мы продолжаем работать удаленно, но проблемы, как и у многих предпринимателей, у нас есть, и довольно серьезные. Наша больная тема — аренда. Помещения, где мы работаем, управляются ГП НО «Дирон». Эта организация сдает в аренду государственное недвижимое имущество — офисы и помещения свободного назначения в таких известных зданиях, как, например, «Художественные промыслы», «Блиновский пассаж» и ряд других.

К сожалению, в ситуации, когда государство само приостановило работу бизнеса, руководство госпредприятия не пошло нам навстречу в просьбе не взимать арендные платежи.

Нам не хотят делать даже скидок, предоставляют только рассрочку на платежи в полном объеме (включая коммуналку, уборку), которую мы должны будем погасить до 1 декабря. У нас большая команда, мы в своем здании занимаем целый этаж, нам не хотелось бы терять людей. Поэтому мы готовы даже к судебным тяжбам.

У меня остается маленькая надежда на то, что о нашей ситуации узнают власти региона (которыми и учреждено ГП НО «Дирон»). Их слова о поддержке бизнеса не должны расходиться с делом.

Но ваш бизнес не относится к «наиболее пострадавшим», а значит, вам не приходится рассчитывать на послабления со стороны государства. На чем будут основаны ваши иски?

— Именно на том, что власти сами, фактически, лишили нас возможности работать в офисных помещениях, за которые мы им же и платим.

Я общаюсь с предпринимателями, кто снимает хорошие площади в центре города у коммерсантов. Некоторые из них, лишившись возможности работать в офисе, лишились и заработка. Когда началась вся эта ситуация, они встретились с арендодателями, поговорили… И на время для них вообще отменили арендную плату! Это пример того, насколько одни предприниматели понимают проблемы других. А для государства нас, можно сказать, не существует. Никакой реальной господдержки мы не получили. И это моя боль.

Бизнес бизнесу должен помогать! Кто-то из наших клиентов попросил о снижении стоимости наших услуг, и мы пошли навстречу тем, кого коронавирус поставил на грань выживания. Важно сейчас пережить эти сложности. Однако многие проблемы носят отложенный характер. Второй этап выживания для многих начнется осенью.

Что вы имеете в виду?

— Многие предприниматели сейчас стремятся максимально сократить свои расходы, в частности, снизить налоговое бремя. Момент кажется благоприятным, ведь власти декларируют снижение административной нагрузки на бизнес — например, отмену налоговых проверок. Но не все так просто.

У некоторых наших клиентов весной была предпроверка. Мы надеялись, что будет затишье, что налоговая не будет присылать требования о предоставлении документов, но на деле требований получили целый ворох. Камеральные проверки никто не отменял! Даже допросы проводят дистанционно. Собирают базу, чтобы выйти с ней к бизнесу по окончанию моратория и самоизоляции. Потому что бюджет надо чем-то наполнять.

Что можно посоветовать бизнесу?

— Спад в работе — это хорошее время, чтобы обдумать и выработать более серьезный подход к налоговой безопасности сделок. Что можно предпринять? Например, привести в порядок документацию.

  • Создайте внутреннее положение о проверке контрагентов, разделяя их на три группы: постоянные-крупные-общеизвестные, небольшие, малоизвестные и разовые.
  • Сделайте распечатку оборотов с поставщиками, отсортируйте по убыванию оборотов и начните формировать комплекты документов.
  • По всем сомнительным контрагентам собирайте скриншоты сайтов, писем, переписки в мессенжерах, ксерокопии коммерческих предложений.
  • Обязательно проверьте наличие первичных документов.
  • Если вы заранее подозреваете, что у вас могут быть проблемы с признанием расходов по какому-то контрагенту, можно делать фото- и видеосъемку приема товара или услуг. Это стопроцентное доказательство, даже если контрагент будет отказываться от сделки.

Вот чем в плане налоговой безопасности можете заняться вы и ваш бухгалтер, пока есть свободное время. Если же его нет, то такую работу вы можете доверить специалистам, которые делали это не одну сотню раз.

НПК «Статус»