Меню

«Обнуление по закону». За что голосуем? Разбираем с юристом поправки в Конституцию

«Будьте внимательнее: гражданин, голосующий, скажем, за «веру в Бога», автоматом соглашается на правопреемственность по отношению к СССР, поддержку бизнеса и «обнуление» президента».

В России 1 июля начнется голосование по поправкам в Конституцию РФ. Какие изменения в основной закон страны предлагает нам внести правительство, и насколько одобрение граждан необходимо для принятия документа NN.DK.RU разъяснил адвокат Вреж Гулян.

— Пакет поправок власти подготовили достаточно объемный. Они планируют, что в Конституции появятся пять новых статей, будет дополнена и скорректирована действующая 41-ая статья. Изменения коснутся многих аспектов внутренней и внешней политики государства, а именно: отношения государства к самому себе и своим гражданам, роли и полномочий президента, прав и обязанностей Государственной думы, Совета Федерации и правительства России, органов местного самоуправления, судебной власти и прокуратуры, а также требований к лицам, занимающим должности в органах власти.

Нововведения в основной закон страны имеют большое значение, однако их полное раскрытие в рамках одного материала невозможно. Затронем лишь несколько интересных поправок.

Так, например, новой статьей №67.1 Россия объявляется правопреемницей СССР и претендует на все его активы за пределами сегодняшней России, устанавливает, что чтит память предков и будет защищать историческую правду, гарантирует, что защита и развитие детей являются приоритетными для страны. Фактически государство определяет, что для него защита своего прошлого и будущего является приоритетной.

Остается открытым вопрос: как будет реагировать Россия на возможные иски в международные суды со стороны некоторых иностранных государств, которые могут потребовать от нее возместить ущерб, причиненный, по их мнению, Советским Союзом.

Также в новой редакции Конституции русский народ фактически объявляется государствообразующим. Это важный момент, поскольку на уровне основного закона признается, что русское население России является, по сути, ядром. 

При этом в России предпочтение или приоритет какому-то определенному народу, включая государствообразующий, не отдается, поскольку все национальности России признаются равноправными и составляющими один единый российский народ, на котором стоит Россия, а их права и свободы защищаются равным образом.

Кроме того, теперь государство обязуется (закрепляя соответствующую свою обязанность в Конституции) создавать условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан. То есть можно рассчитывать на то, что законы, ущемляющие права бизнеса и мешающие его развитию, будут отменены, а все последующие законы и действия государственных органов должны способствовать расцвету предпринимательства.

Из анализа обновленной Конституции следует, что государство также обязуется делать все, чтобы наладить доверие между ним и обществом, уважая бизнес и ставя во главу угла обычного гражданина России и человека труда. В то же время, кого считать этим самым человека труда, не прописано. Подразумевается, видимо, что это любой человек, который своим добросовестным и законным трудом (и физическим, и интеллектуальным) производит продукт или услугу.

«Государство берет на себя больше обязательств — это решение политическое»

Государство закрепит в Конституции и то, что уже было декларировано в профильных законах. Обязанность обеспечивать доступную медицинскую помощь, вести справедливую пенсионную политику и гарантировать минимальную заработную плату не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения — все это появится в основном законе страны, хотя в целом давно регулируется своими отраслевыми законами. Например, согласно статье №4 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 2011 г. одними из принципов охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи, а также недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Закрепление в Конституции уже имеющихся норм затронуло не только социальные обязательства государства. Так, требования к кандидатам на должность губернаторов региона, действующие много лет, перешли из федерального закона в Конституцию, что глобально ничего не меняет. Аналогичная ситуация с положениями о прокуратуре и судебной системы.

В сущности, закрепление в Конституции уже существующих норм, по которым государство и население живет много лет, скорее носит политический характер, чем в реальности изменит жизнь граждан.

Самые спорные положения: от «веры в Бога» до международных договоров

Пожалуй, действительно значимой можно считать поправку, согласно которой количество судей Конституционного суда уменьшится с 19 до 11 человек, изменяются условия их назначения и увольнения. Многие опасаются, что от такого нововведения качество и так не идеальной судебной системы может сильно пострадать.

А вот нововведение «о вере в Бога, которая была передана нам предками», на мой взгляд, носит некий декларативный характер, говорящий о том, что вера в Бога сыграла огромную роль в становлении и развитии государства, что в принципе не противоречит действительности.

Здесь можно говорить, что официально признанные государством традиционные для народов России религиозные объединения (не обязательно христианские) получат благодаря этой фразе дополнительные преференции на миссионерскую деятельность, а ущемление или умаление их роли в жизни государства может быть расценено как покушение на историческую память, что обновленной Конституцией недопустимо.

Но это нововведение не противоречит статье №14 Конституции, в которой говориться о светскости России, так как светскость государства не подразумевает запрета на веру в высшие нематериальные силы, а лишь четко разделяет государственную политику от религиозных правил и норм.

Кроме этого, в статье №28 Конституции в России каждому человеку гарантируется свобода вероисповедания любой религии, согласно которой каждый имеет право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Кроме этого государством каждому человеку гарантируется право не быть религиозным и не верить в Бога вообще.

Что касается правки, утверждающей главенство Конституции РФ над международными договорами, то строчка эта неоднозначная и, откровенно говоря, при необходимости может быть истолкована настолько широко, насколько это позволяет не исполнять решения межгосударственных органов.

Полагаю, что в первую очередь идет речь об исполнении решений международных судов, обязательных для России. Например, решений Европейского суда по правам человека или международного арбитража в Гааге. Это же правило применимо к решениям совета ООН.

Одним из ярких примеров является обязанность России оплатить $50 млрд бывшим акционерам нефтяной компании «Юкос» или решения по судебным тяжбам с Украиной. Эта же поправка может свести на нет исполнение Россией возможных решений по искам по ущербу, причиненному СССР, правопреемницей которого себя объявила Россия.

На мой взгляд, эта норма больше направлена на защиту от конкретных решений, которые могут ущемлять интересы государства или отдельных должностных лиц во власти, она не подлежит повсеместному применению. Поскольку на данный момент общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России неотделимы обязательны для исполнения и соблюдения Россией. Если международные договоры устанавливают правила, отличные от российских законов, то приоритет дается правилам международного договора, которые ратифицированы Россией. Этот прядок закреплен статьей №15 Конституции, которая не подверглась изменению. Говорить о нарушениях каких-то прав, кроме описанных выше, пока сложно, поскольку все будет зависеть от практического применения этой статьи.

«Владимир Путин обнулит сроки, только если его поддержит народ»

Предполагает пакет поправок и «обнуление» сроков президента. О законности такой процедуры 16 марта 2020 г. в своём 52-страничном заключении высказался Конституционный суд России. Изменение, позволяющее «обнулять сроки» действующего президента, является переходным, и в сущности своей не противоречит Конституции, так как соответствует требованиям демократичности и несменяемости власти, считает суд.

По его мнению, решение о предельном числе сроков полномочий Владимира Путина всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями. В случае, если «конкретные исторические факторы такие, как степень угроз для государства и общества, состояние политической и экономической систем», или, проще говоря, вызовы времени требуют нахождения у власти одного и того же человека более двух раз подряд, то такое возможно.

Суд считает, что «обнуление» сроков Владимира Путина не противоречит Конституции России, и потому, что народ может в следующий раз не выбрать его на должность президента страны.

Однако «обнуление» возможно только в случае, если народ проголосует за это. Таким образом, оно законно, не противоречит Конституции, но для этого нужно одобрение народа.

С этим можно не соглашаться, но решения Конституционного суда юридически обжалованию не подлежат.

«Внесение правок — процедура сложная, и без голосования не обойтись»

Внесенные изменения в Конституцию затрагивают те ее части, по которым проведение всенародного референдума не требуется. В соответствии со статьей №135 Конституции референдум обязателен при изменении: основ конституционного строя страны (форма правления в стране, принадлежность недр, вопросы идеологии, суверенитета и т.д.), прав и свобод человека и порядка изменения самой Конституции. Остальные изменения вносятся в порядке, установленным Законом о внесении изменении в Конституцию, то есть именно так, как сейчас и происходит.

Немного странной и сложной представляется сама процедура внесения изменений в Конституцию. Она состоит из трех этапов:

  1. Принятие закона Государственной Думой затем одобрение Советом Федерации, после этого поддержание всеми законодательными органами субъектов России, и подписание Президентом РФ.

С этого момента вступила в силу только процедура внесения изменений. То есть закон начал действовать, но изменения в Конституцию еще не внесены и не действуют.

  1. Проверка Конституционным судом, который посчитал все изменения в Конституцию законными. После этого должна последовать процедура голосования гражданами, которая проводится по сложной форме: через интернет, обычным письмом и традиционным голосованием на избирательных участках (кому как предпочтительнее).

  2. Процесс одобрения гражданами на голосовании. То есть если менее 50% проголосовавших выскажутся против внесения изменений в Конституцию, то они не вступят в силу.

Правда, сомнительным с точки зрения закона является внесение разнородных и не взаимосвязанных друг с другом вопросов в один пакет для голосования. То есть теряется возможность голосовать за одно и не голосовать за другое. Таким образом, получается, что гражданин, голосующий за «веру в Бога», автоматом дает свое согласие на правопреемственность по отношению к Советскому Союзу, поддержку бизнеса и на «обнуление сроков» действующего Президента, даже если он этого не хочет.