Меню

«Офлайн — для богатых, онлайн — для бедных. Пандемия сделала живое общение дорогим»

«Нельзя сказать, что сейчас этот бизнес прибылен. Многие деловые конференции перешли в онлайн, но денег с проданных билетов и записей организаторам хватило лишь на то, чтобы выйти в ноль».

Генеральный директор международного бюро спикеров HUBSpeakers Елена Гришнева рассказала NN.DK.RU на примере своей компании, как организаторы корпоративных и деловых событий переживают коронакризис, а также какие темы онлайн-семинаров сейчас особенно востребованы бизнесом.

— HUBSpeakers, как и все компании event-индустрии, попала этой весной под серьезные ограничения деятельности, что временно привело к отсутствию заказов и выручки. У нас есть два офиса — в Москве и Нур-Султане. Поэтому во время пандемии мы могли сравнить как власти двух стран — России и Казахстана — по-разному отнеслись к задаче обезопасить своих граждан и при этом помочь бизнесу.

В Казахстане с 16 марта был введен режим ЧС. Власти ограничили работу общественного транспорта, торговых центров и магазинов, предприятий и производств. Скопления людей тоже оказались под запретом.

Менталитет у людей в Казахстане такой, что они не привыкли общаться в Сети. Воспринимать человека с экрана как живого, запоминать всерьез информацию, которую он до них доносит и т. п. В общем, работать в таких условиях не представляется возможным. С момента введения ЧС и до начала мая заказов у нас не было совсем.

Хотя в чем-то ограничения в этом государстве оказались мягче: здесь можно было покидать дома без пропусков, не боясь получить штраф. Масочный режим был и остается, но не такой жесткий как в Москве. Перчатки почти никто не носит. И это понятно — что станет с твоими руками в течение дня в 40 градусную жару в резиновых перчатках?

С 11 мая страна вышла из режима ЧС, появились первые заказы. Некоторые местные компании уже организовывают деловые мероприятия. Пока это встречи, где вживую общаются 20-50 человек, а остальные смотрят трансляцию. Другие заказали выступления российских и иностранных спикеров в онлайне, а также запись вебинаров и видеороликов. Кто-то уже планирует корпоративы на сентябрь на 1000 человек.

В Москве массовые мероприятия тоже запретили к середине марта, но вместо карантина и ЧС введен режим самоизоляции. Кроме того, пока неизвестно когда вернутся конференции. В отличие от казахстанского потребителя для российского клиента проведение деловых встреч в онлайн-формате более привычно и понятно. Поэтому спрос на них есть.

С другой стороны, нельзя сказать, что этот бизнес прибылен для большинства участников рынка. Многие деловые конференции перешли в онлайн, но денег с проданных билетов и записей организаторам хватило лишь на то, чтобы выйти в ноль. Например, в Санкт-Петербурге весной прошел крупный ежегодный форум SOLD OUT в онлайн-формате. Были спонсоры и продажи записей с выступления спикеров. Но миллионный заработок по сути пошел у организаторов на покрытие убытков.

В общем, проводить такие события сейчас — это больше пиар, чем способ подняться. Зато качественные инстаграм-марафоны — по танцам, похудению, стилю, отношениям, личному развитию — распродаются на ура. Ведь когда скучаешь в четырех стенах, такой марафон — это спасение от одиночества, плюс можно наконец-то заняться собой. И пользователи готовы платить за это.

Если говорить про то, чем занимаемся мы, то B2B встречи, когда спикер выступает для какой-то корпорации по заказу — остаются востребованы, и даже набрали популярность у российских компаний в этот непростой период.

В целом, мы немного потеряли в прибыли за эти месяцы. Заплатили все налоги, никого практически не сокращали. Наоборот, на карантине придумали новый локальный проект Nomad speaker, который станет глобальным. Сейчас общаемся с инвесторами через акселератор Astana hub для привлечения венчурного капитала.

Правда, некоторые местные жители уверяют, что инвестклимат здесь такой, что вкладывают только в своих родственников. Мне кажется, что реально опытные венчурные инвесторы будут вкладывать там, где можно получить хороший результат. Думаю, что время покажет.

От лекций по счастью до цикличной работы. Чему учится бизнес во время пандемии?

В месяцы карантина заказчики, обращаясь за подбором эксперта, говорят: «Необязательно, чтобы спикер был знаменитым, главное — драйвовым». За такими ТЗ обычно скрывается желание работодателей организовать для своих сотрудников выступление человека, который мог бы их подбодрить, замотивировать в сложное время. Это может быть космонавт, который долгое время находился в изоляции. Или, например, у нас недавно запросили «спикера по счастью».

Также есть повышенный спрос на семинары по самопознанию, медитации или тем, что называется светская духовность. Думаю, на карантине у многих появляется наконец время, чтобы изучать себя и свою жизнь более глубоко. Знаменитостей вроде Садхгуру — индийский йог и мистик — не запрашивают из-за его гонорара, но похожие спикеры имеют спрос.

Еще популярны темы биохакинга, ЗОЖ, обучение таким навыкам, которые позволяют сосредоточиться или расслабиться в замкнутом пространстве. И это не удивительно — постоянное нахождение в четырех стенах, с одними и теми же людьми угнетает многих сотрудников. Недавно был интересный кейс — онлайн-лекция для одной компании на тему «Достижение цели за 21 день». Работодатель решил, что раз человек сидит на карантине, то пускай он выберет какую-то одну рабочую цель и реализует ее за 21 день.

Многим интересно работать циклично. А вот просто образовательные семинары на тему «Как работать дистанционно» уже не актуальны. В основном, компании готовы слушать такое только бесплатно.

Все чаще запрашивают выступления суперспециалистов, например, стэнфордского профессора Илью Стребулаева. И других экспертов, способных предсказать, что дальше будет в экономике, политике, как изменятся потребительские привычки.

Причем, экономисты не менее востребованы чем, например, ученые-генетики из США. Главное, чтобы сам спикер был интересным человеком и имел обоснованную аналитику о развитии мира.

Сохранят ли онлайн-мероприятия популярность после?

Недавно вышла статья Ильи Осколкова-Ценципера, где он сказал очень интересную вещь, с которой я согласна. Кратко ее можно сформулировать как «оффлайн для богатых, онлайн — для бедных». Тренды таковы, что оффлайн в ближайшее время к нам вернется, но будет стоить дороже из-за мер безопасности. Также очевидно, что люди будут рады снова посетить конференцию или фестиваль. Наверное, только параноики после пандемии будут продолжать сидеть дома. Мы же социальные существа, и нам тяжело преодолеть естественную тягу друг к другу.