«Падение доходов компаний-организаторов мероприятий сейчас оценивается как почти стопроцентное». Есть ли праздник на карантине и какими будут мероприятия после снятия ограничений.
В Нижегородской области из-за пандемии коронавируса с 17 марта запрещены любые массовые мероприятия. Индивидуальные предприниматели и компании event-сферы лишились возможности работать… Или, все-таки нет? NN. DK.RU выяснил, что происходит сейчас на рынке и есть ли праздник на карантине.
Надежда Заец, директор «Студии Сюрприз»
Про доходы:
Отрасль пострадала очень сильно. Запрет на массовые мероприятия просто «обнулил» ивент-индустрию. Хотя после запрета мероприятий, рассчитанных на 1000 человек, еще была надежда, что проекты с меньшим количеством участников все-таки состоятся. Причем, не только у нас: некоторые клиенты продолжили проводить тендеры на корпоративные ивенты, а мы — в них участвовать. А потом буквально в течение одной недели мероприятия стали отменяться одно за другим, компании стали отказываться даже от небольших проектов — на 100-150 человек. Несмотря на то, что на тот момент не было запрета на ивенты с таким количеством участников. И отменялись они «насовсем», без возможности переноса на другое время. Это связано с тем, что для корпоративных выездов на природу и фестивалей обязательно нужна хорошая погода. В ноябре-декабре такой формат уже не актуален.
«Студия Сюрприз» работает удаленно с 23 марта и по сей день. У нас 100% отмена оффлайн проектов и, соответственно, 100% убыток по этому направлению за период пандемии. Мы сохранили команду — никого не уволили и не сократили. У любого ивент-агентства всегда есть один гарантированный клиент — своя компания.
Про поддержку:
Меры компенсации есть, и они применимы. Мы получили субсидию по федеральному закону. Нам предлагали получить льготные кредиты. Другое дело, что этого, конечно, недостаточно. Особенно, принимая во внимание, что даже после отмены карантинных мер сохранится сложное экономическое состояние во всех отраслях и работы над проектами для клиентов может не быть еще долго.
Нужен пересмотр ОКВЭДов для пострадавших отраслей — многие наши коллеги, по факту занимаясь ивентом или являясь нашими основными провайдерами, не имея нужного ОКВЭДа, даже той минимальной помощи, которая обещана, не могут получить.
Ну а если помечтать — то конечно неплохо было бы получить возмещение убытков.
Про адаптацию к кризису:
Если говорить именно об организации самой работы, то мы перестроились очень быстро, так как в компании и до пандемии были технологии удаленного управления проектами, общие планировщики задач, CRM, IP-телефония. Перед уходом на удаленку мы выработали общие правила и договоренности и просто сменили один общий офис на много домашних. Думаю, что более частой станет практика удаленной работы. У нас все скучают по офису, но вместе с тем отмечают, что для некоторых задач работа дома более эффективна.
Что касается наших проектов, то мы реализовали несколько из них онлайн для постоянных клиентов и участвуем в тендерах на новые онлайн-форматы. Уже сейчас понятно: чем бы дело не кончилось, онлайн-инструменты будут востребованы. И как самостоятельные продукты, и как часть офлайновых ивентов.
Но мы проводили опрос для клиентов — многие в ситуации неопределенности не готовы выходить в онлайн и заняли выжидательную позицию.
Часть клиентов пробуют онлайн «лайтово» — не вкладываясь в покупку коммерческих сервисов и работая с общедоступными инструментами, которые легко интегрируются с корпоративными IT-системами.
Некоторые компании — особенно с разветвленной филиальной сетью нашли, наконец, именно в онлайне решение своей главное проблемы — как одновременно вовлечь в событие своих сотрудников из всех городов.
И все без исключения очень скучают по оффлайн-событиям — мало что может заменить искренние эмоции и драйв от общения вживую.
Также, по нашим прогнозам, появление или тестирование в период пандемии новых недорогих инструментов сделает, наконец, гибридные мероприятия более доступными для клиентов в регионах.
Ведущий Иван Гронский, индивидуальный предприниматель:
Про доходы:
Последнее мероприятие, которое я вел, прошло 14 марта 2020 г. C 27 марта мы с семьей самоизолировались за городом, так как в РФ любые массовые мероприятия численностью более 50 запрещены, и компании их либо отменили, либо перенесли до лучших времен. В общем, работы сейчас в моем сегменте нет никакой.
Про поддержку:
К сожалению, от налогов меня никто не освобождал: как ИП я вынужден был заплатить государству все, что должен, за 2019 г., плюс аванс по УСН за I квартал 2020 г. Причем на возврат этих средств рассчитывать не приходится. Государство обещало сделать налоговый вычет только для самозанятых. Если честно, не очень понятен такой дифференцированный подход: ИП сейчас деньги тоже были бы кстати, как и любому гражданину РФ
Зато я получил поддержку в виде МРОТ от государства. Причем очень оперативно. Подал документы на нее — и через день мне на счет упали деньги. Так что МРОТ получить от государства возможно, и это хорошая новость для предпринимателей вроде меня. Надеюсь, получу также президентские деньги на детей.
Про адаптацию к кризису:
За всю пандемию мне не удалось поработать ни на одном онлайн-мероприятии в качестве ведущего. Некоторым моим коллегам повезло больше, но расценки на эту работу сейчас такие, что моя профессия из способа заработать превращается в хобби. Если же ты ценник не снижаешь — работы нет. Хотя по факту единственное отличие онлайн-мероприятия от оффлайн для ведущего заключается в том, в том, что ты не приезжаешь на площадку. Готовиться к общению в сети надо даже больше, потому что формат новый, нет прямого контакта с людьми, чью реакцию на происходящее ты должен улавливать во время работы.
Еще один минус работы онлайн заключается в том, что это нестабильная занятость. В большинстве случаев, когда мероприятие частное и в нем участвуют менее 20 человек, его организаторы справляются с поддержанием интереса у гостей и без ведущих. Более крупные события в сети часто отменяются или переносятся.
В общем, мне кажется, что в будущем онлайн встречи едва ли вытеснят оффлайн, станут ему полноценной заменой. Они, скорее всего, останутся его дополнением или вынужденной формой связи людей с разных континентов. Многие люди, насколько я вижу, уже соскучились по «живому общению» и рвутся за ним на улицу, несмотря на карантин.
Когда массовые мероприятия разрешат снова?
На данный момент есть негативный прогноз, есть позитивный, и есть — «средняя температура по больнице». Согласно третьему варианту развития событий, массовые мероприятия снова начнутся в августе — сентябре. Но тенденции таковы, что компании, обычно заранее бронирующие ведущих на свои мероприятия, сейчас безмолвствуют. У меня уже отменили все июньские бронирования, что будет с июлем и августом — непонятно. Это значит, что безработица может продлиться до конца лета. И я могу понять работодателей: сейчас бизнес теряет много денег и все затягивают пояса. Я много работаю с крупными концернами — Volkswagen, Audi, и слежу за тем, что происходит на этом рынке. Так вот, по данным СМИ, у производителей легковых авто спрос обвалился на 70%. Это значит, что они будут экономить на всем, на чем могут, в том числе на мероприятиях.
Так что пока до окончания кризиса далеко. И чем скорее будет изобретена вакцина от COVID-19, тем лучше будет для всех.
Артем Статин, учредитель «А-ГРУПП», член правления в Ассоциации компаний по техническому обеспечению мероприятий.
Про доходы:
Наш рынок объективно оказался одним из самых беззащитных перед пандемией. В целом, падение доходов компаний-организаторов мероприятий сейчас оценивается в 90%. Все массовые скопления людей оффлайн вне закона, а онлайн-события многие компании организовывали до пандемии не часто. Проекты в интернете, запущенные после начала самоизоляции — это совсем другие цифры, другие деньги. Плюс мало кто понимает как с этим работать, и спрос на новые форматы не велик. В результате компании активно сжимаются. Во-первых, избавляются от неэффективных сотрудников, а во-вторых, от тех, которых не в состоянии прокормить. В итоге на рынке труда появилось огромное количество безработных. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на HeadHunter и посмотреть, сколько людей с профессией ивент-менеджер там разместили свое резюме за последние месяцы. По моим оценкам, больше половины специалистов в нашей сфере потеряли работу или потеряют ее в ближайшее время.
Многие, конечно, выживут даже в эти сложные времена и переформатируются. А вот технические компании, предоставляющее в аренду оборудование под мероприятия, если и не обанкротятся, то уйдут в режим, когда работают лишь один-два директора, а все сотрудники уволены / в простое.
Про поддержку:
Наша отрасль формально попала в список тех, кому положена государственная помощь. Но одна из ключевых проблем заключается в том, что законодательная система построена на ОКВЭДах, и многие из них не указаны в разъяснительных документах. Думаю, это произошло потому, что event-сфера до сих пор не регламентирована нормально. В отрасли созданы ассоциации, которые занимались исправлением ситуации, но они не успели закончить свою работу до пандемии. В результате, дай бог 30% ОКВЭДов получат необходимую им поддержку.
Объемы этой поддержки также недостаточны. Для сравнения: в Голландии прокатная компания показывает государству отчетность за прошлый год — и государство компенсирует ей 90% выручки. Нашим коллегам в Швейцарии выплатили 80% затрат. Но в России ничего подобного не анонсировано.
Конкретно нашей компании пригодились бы оборотные средства. Мы можем быстро создавать продукты и вводить их в строй, но на это нужны стартовые инвестиции. Также актуальны полная выплата зарплат, отсрочка по налогам и кредитные каникулы.
Про адаптацию к кризису
Наша сфера деятельности хороша тем, что она гибкая. И к третьему месяцу пандемии «А-групп» создала много новых продуктов. Мы увидели, что онлайн-мероприятия выглядят одинаково, условно «человек вещает о чем-то на фоне старого ковра». Но людям не нравится это единообразие. Они в поиске качественного и безопасного контента. Поэтому мы создали свою онлайн-студию с партнерами. Это телевизионная студия, позволяющая сделать любое онлайн-мероприятие с соблюдением санитарных норм — от выступления лекторов до концертов и выпускных. Также мы теперь создаем видео-визитки для компаний и их руководителей.
И по моим ощущениям, даже когда оффлайн снова станет легальным — онлайн никуда не уйдет. Люди привыкают к такому досугу. Трансляции позволяют им посещать мероприятия, которые они бы раньше не посетили. Расширяют их кругозор.
Когда массовые мероприятия разрешат снова?
Шевеление на рынке, по моему мнению, начнется в лучшем случае в сентябре 2020 г., а в худшем случае — в следующем году. Нас закрыли раньше всех и позже всех, скорее всего, откроют. Причем с сильными ограничениями. Есть надежда что День Победы, когда бы власти его не провели, будет сигналом для начала работы.