Меню

«Успокойтесь, дайте детям побыть наедине. Самостоятельность по воздуху не передается»

«Ничего на самом деле, особо страшного не произошло. И учителя еще удивятся, когда дети придут 1 сентября и все будет нормально. Мир не рухнул, «жи-ши» пишут правильно».

Из-за пандемии коронавируса школы и вузы перешли на дистанционное онлайн-образование. И, если в университетах элементы такого обучения используются давно, то школы столкнулись с новыми вызовами. Каким образование будет в будущем? И, главное, как вести себя родителям школьников уже сейчас? Об этом рассуждают эксперты в материале NN.DK.RU.

«Основным барьером на пути технологий в большей степени являемся мы сами»

Есть ли какие-то проблемы в организации дистанционного обучения. Какие впечатления у вас, как у экспертов от первого месяца работы?

Галина Клочкова, директор Школы им. М.В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания:

— Мы уже лет пять-шесть назад говорили о тяжести школьного портфеля, о том, что учебники нужно переводить в электронный формат, о том, что электронные учебники не могут быть тем же самым, что и напечатанные… это должны быть принципиально другие ресурсы. Мы говорили и думали, что когда-нибудь это сделаем. Получилось, что вот это «когда-нибудь» наступило неожиданно.

И в этом смысле проблема всех участников образовательного процесса в том, что старая школа, основанная на объяснении, закреплении и оценке — в онлайн-формате не существует. Новый формат требует нового решения, «новой школы», в которой весь процесс обучения должен быть построен иначе. Не лучше и не хуже, а просто иначе.

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Одно дело — передать знания, другое — уметь применять их на практике. В школе дети общаются между собой, с учителями. И вот этого общения школьника с учителем, студента с педагогом в онлайн-обучении никак не компенсировать. Мне кажется, это один из важнейших вызовов.

 

Ольга Щетинина, вице-спикер Законодательного собрания:

— Эпидемия началась неожиданно и на начальном этапе не все оказались готовы к организации онлайн обучения.

Во-первых, не у каждого ребёнка была возможность организовать учебное «онлайн» место. Не хватало компьютеров, средств связи, а иногда и просто выхода в интернет.

Во-вторых, не было готовых технических средств, в том числе и платформы для обучения. Часть педагогов организовали работу как смогли с помощью того же Zoom. Есть учителя, которые до сих пор выдают какие-то домашние задания, а потом собирают их в соцсетях. Нет единой системы. Кроме того, есть люди с разным типом восприятия информации. Не хватает энергетики в усвоении знаний. Зачастую, мы воспринимаем педагога эмоционально. Конечно, в интернете почувствовать такой эмоциональный контакт невозможно. И это минус. Я согласна и с тем, что нет воспитательной части.

Все это нужно учитывать, когда мы начнем вводить элементы дистанционного обучения в образовательный процесс. За этим будущее. Конечно, вся учеба онлайн не будет, мы вернемся к очному образованию.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ - Нижний Новгород:

— То, что мы делаем сейчас, мы делаем вынужденно. Мы оказались в новых условиях и переходим в новый формат работы. В идеале, новые технологии должны обогащать образовательный процесс. И, действительно, лекция ведущего профессора может быть интереснее, чем чтение того же самого материала в аудитории без активного взаимодействия со студентами. Если говорить о смешанном обучении, когда материал можно передать онлайн, но потом отработать знания в аудитории, то это, конечно, плюс.

Основным барьером на пути технологий в большей степени являемся мы сами. Правильно сказали, что студенты очень быстро адаптируются. Но некоторым преподавателям приходится вынужденно ломать барьеры.

«Можем провести дистанционную защиту дипломов»

Несмотря на озвученные решения по экзаменам, родители переживают за поступление в вузы. Что-то изменилось в этом году?

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Для нас дистанционный прием документов — не новость. Мы второй год принимаем дистанционно документы примерно от сотни человек. С точки зрения приема у нас нет вопросов. Сейчас есть возможность подтверждать аттестаты школьники, и есть общероссийская база данных. С точки зрения оценки знаний абитуриентов, мы оценим ситуацию позже, после поступления.

Если говорить о сессии, то коммуникативные навыки у студентов развиты лучше, чем у школьников. Мы дистанционно не только принимаем экзамены, но и проводим защиту выпускных квалификационных работ у бакалавров. Мы можем принимать до 50 человек в режиме реального времени, с комиссией.

«Мы оказались за стеклом. Нам иногда пишут родители: “Слушайте, это так интересно, важно и серьезно”».

Есть ли в образовании процессы, которые нельзя перенести в онлайн-формат? Или сейчас вузы и школы уже достаточно подготовились?

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— У всех наших преподавателей есть электронные варианты  лекций. И мы привыкли слушать онлайн-лекции зарубежных специалистов, ученых. Но вот, например, в программе обучения ядерным технологиям у нас есть закрытые курсы. Пройти их дистанционно нельзя.

Остаются и вопросы к проведению лабораторных работ. Но у нас есть система e-learning, в которой проводят относительно простые лабораторные работы. Но многие работы провести дистанционно сложнее. Раньше мы думали, что это сделать нельзя, но недавно наши молодые преподаватели разработали систему полной визуализации лабораторий мирового уровня. Студент может посмотреть все оборудование и провести (по данным заранее подготовленных экспериментов) лабораторную работу. Задав необходимые параметры, он может получить на выходе результаты и обрабатывать их.

Галина Клочкова, директор Школы им. М.В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания:

— Нам нужно научиться, нам взрослым, не отрицать сразу все. И не принимать сразу все. Нужны более тонкие настройки. И я жду молодых учителей, которые хотят учиться.

И я понимаю, что ничего на самом деле, особо страшного не произошло. И учителя еще удивятся, когда дети придут 1 сентября и все будет нормально. Мир не рухнул, «жи-ши» пишут правильно. А самое главное, знаете что? Сейчас мы оказались за стеклом. Родители увидят качество обучения, то, что они даже не предполагали увидеть. Нам иногда пишут родители: «Слушайте, это так интересно, важно и серьезно». Мы думаем: «Ну вот! А как бы вы узнали-то? Как бы вы догадались, что мы здесь делаем?».

«Если мы им скажем: “А хотите шлем?”. Они скажут: “Что? Мы этот шлем уже переиграли в детском саду”»

Затронем тему виртуальной реальности. Мы знаем, что те же шлемы VR и компьютеры, которые могут с ними работать, достаточно дорогие. А насколько нужны такие технологии в образовании сейчас?

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Я бы сказал, что VR нужна только там, где без неё нельзя обойтись. Например, у нас есть прекрасная компания «АтомСтройЭкспорт». Специалисты с помощью этих технологий проверяют тысячи километров трубопровода. В других случаях это, зачастую, игрушка.

С точки зрения технологий, мы сейчас уже можем использовать для этих целей смартфон.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ - Нижний Новгород:

— Я думаю, что подобные технологии неизбежно придут. По циклу Gartner (цикл зрелости технологии. Кривая, которая представляет стадии, через которые проходит технологическое новшество в ходе своего становления) они еще до массового использования не дошли. Пройдет еще несколько лет, и они будут привычными, как геолокация. Уже сейчас есть примеры, когда проводили уроки геометрии в Half-Life (компьютерная игра жанре научно-фантастического шутера от первого лица).

Я поддерживаю утверждение о том, что к процессу нужно подходить разумно, только если это дает улучшение в образовательном результате. Если это игрушка, то мы поиграем и просто отбросим в сторону.

Галина Клочкова, директор Школы им. М.В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания:

— Я бы хотела добавить, что обучение в Classcraft (образовательная ролевая онлайн-игра) в средней школе дает прекрасные результаты. Но это не про виртуальную реальность, а про воображение и умение играть.

Разница в школе и в вузе в одном. Для того чтобы придя в вуз, ребята не играли, а понимали, как все работает, им необходимо все отыграть в школе. Играть в том возрасте, когда это мотивирует. Это как ветрянка, которой надо переболеть. И чем раньше, тем лучше.

У меня восьмиклассники, когда мы задумывались об организации онлайн-обучения, предложили воспользоваться Discord (бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций), которая была знакома им по играм. И пока учителя готовились, дети уже там работали.

Поэтому, если мы им скажем: «А хотите шлем?». Они скажут: «Что? Мы этот шлем уже переиграли в детском саду».

«Подружитесь с детьми»

К чему быть готовым для того, чтобы использовать преимущества ситуации, а не пополнять ряды пострадавших?

Галина Клочкова, директор Школы им. М.В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания:

— У меня один совет. Надо дать детям попробовать побыть самим с собой, наедине с этими заданиями. Дать ему разобраться, что не так. Все. Самостоятельность и организованность, в отличие от инфекции, воздушно-капельным путем не передается.

Уважаемые родители, успокойтесь. Все, что нужно, они за три четверти выучили. Наслаждайтесь тем, что они пробуют что-то новое сами. Потом все будет хорошо. Подружитесь с детьми и будьте с ними в одной команде. Но не заставляйте. Не переживайте. Не волнуйтесь.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ - Нижний Новгород:

— Важна проактивность. Сейчас время для того, чтобы самому учиться. А из онлайн-пространства можно взять все, что угодно. Главное понимать, что это нужно. Самоизоляцию можно провести с пользой, если вы понимаете, что вам нужно.