Меню

«Хочешь, чтобы ребенок получал образование — занимайся с ним сам. А работать когда?»

«Ты одной рукой кормишь детей, второй — пишешь письма. Все смешалось. Моя жизнь сейчас — занятость 24 часа в сутки, и уже не понимаешь, где заканчивается дом и начинается работа».

В Нижегородской области с начала апреля все школы перевели детей на дистанционное обучение, чтобы обезопасить их от заражения коронавирусом. Управляющий партнер НПК «СТАТУС» Ксения Фролова — мать первоклассника — рассказала NN.DK.RU, почему для ее ребенка получать образование в таком формате — серьезное испытание.

— Я понимаю, что школы внедрили этот формат вынуждено, чтобы обезопасить детей. Однако многие родители, и я вместе с ними, недовольны тем, как организовано обучение, в каких объемах сейчас нашим детям выдают задания и как их проверяют.

Школа теперь присутствует в жизни детей в виде коротких уроков на 30 минут и заданий, которые выдают учителя, — часть из них офлайн, а часть онлайн. Но я вижу, что нагрузка на моего ребенка выросла в три раза: Никита делает и то, что дети должны были пройти в классе, и домашнюю работу, и дополнительные задания, которые учитель выкладывает на «Яндекс. Учебники» и «Учи.ру». Плюс необходимо готовиться к итоговым тестам. И я вижу, что сыну тяжело. Как многим детям, ему трудно соблюдать дисциплину и сосредоточиться.

В его возрасте такой объем работы, да еще и за компьютером — это просто отупляет. Какой тут интерес к учебе может возникнуть — не очень понятно.

Уровень заданий, которые выполняет сын, меня тоже смущает. Доходит до смешного: сейчас Никита решает электронные тесты (итоговая работа) по физкультуре, изобразительному искусству. И вопросы, скажу я вам (особенно по ИЗО) не для ребенка первого класса. На мой взгляд, в первом классе ребенка надо учить (рационально учить) бегло читать, считать, рисовать, а не выдавать тесты в духе «здравствуй, институт». По этой причине мы, например, отказались от дистанционного обучения по английскому языку, так как времени на него совсем не хватает.

Но самое грустное, что, по сути, все это «для галочки» прогнанный материал. Учителя проверяют исключительно электронные задания. Все остальные результаты «домашнего обучения» мы изначально договорились фотографировать и сбрасывать в пятницу школе на проверку. Но педагоги скоро пожаловались, что не могут справляться с таким объемом информации. И пока непонятно, будет ли кто-то кроме родителей, контролировать качество обучения (по крайней мере, то, что ребенок сделал в тетрадях), а там сейчас «Война и мир» часть вторая!

Также хотелось бы подчеркнуть, что Никита пошел в школу только в этом году. И первый класс — это самый важный, самый сложный этап для маленького человека: он еще не умеет учиться, не до конца понимает, зачем это нужно.

Хотя ребенка готовили к школе за два года и элементарно читать, считать он умел еще до первого класса. На этом этапе необходимо, чтобы профессиональные педагоги с ними работали, заинтересовывая детей в учебе, чтобы не родители казенным языком, как получится, объясняли, а профессиональные педагоги. У меня нет таких навыков.

Учителям можно позвонить, чтобы спросить совета, как лучше разъяснить ребенку новый материал. Но, повторюсь, что профильного образования у меня нет, и нет опыта. Мне очень повезло, что пока с сыном получается находить общий язык. Но не могу гарантировать, что так будет и дальше.

И если мне открыто скажут, что это проблемы родителей, значит, мы будем прибегать к педагогам на дому (профессионалам). И тогда нам школа вообще не нужна, так как подобное обучение — профанация. Как для детей, так и для педагогов.

Потому что нет обратной связи. Когда ребенок в классе, глаза в глаза с учителем — это один способ получения информации, а когда ставит галки онлайн — совсем другой. И к первому классу дети еще недостаточно развиты для такого формата взаимодействия с миром.

А работать когда?...

Некоторые говорят, что дистанционное обучение помогает родителям сэкономить время и средства на поездки в школу, школьные обеды и т. п. Но у меня никакой экономии не происходит. Я — предприниматель, и в это непростое время много работаю, чтобы сохранить свой бизнес. Работу всю сейчас приходится выполнять из дома. Дома, где находятся дети, за которыми нужно заботиться, которых надо обучать и занимать.

Раньше день был структурирован: утром дети в школу, в сад, затем — уезжаешь на работу, и пока работаешь — никто тебе не мешает, не дергает за юбку с просьбой попить и поесть. А сейчас ты одной рукой кормишь детей, второй — пишешь письма. Все смешалось. Моя жизнь сейчас — занятость 24 часа в сутки, и уже не понимаешь, когда можно присесть отдохнуть.

Проблему можно было бы решить, вызвав няню, но в пандемию это опасно.

Чтобы хоть как-то высвободить время, мне приходится отвозить Никиту к бабушке. Она помогает сыну с теми заданиями, которые не требуют работы на компьютере, а все остальные мы выполняем вместе вечерами.

В общем, обучение школы полностью переложили сейчас на плечи родителей. Хочешь, чтобы ребенок получал образование — занимайся с ним. А работать когда?

Если дистанционное обучение и дальше будет организовано таким образом, я считаю, это приведет к катастрофе в образовании. Дети общаться-то скоро вообще разучатся: мало того гаджеты, так еще и не сменяющаяся картинка присутствия дома. 

Всем родителям, оказавшимся в похожей ситуации, искренне желаю здоровья, сил и удачи!