"Ждановский": инструкция по применению. Как работать с транснациональными компаниями
Агрохолдинг «Ждановский» более 50 лет на рынке. Но три года назад хозяйство модернизировало систему производства и выстроило отношения с транснациональными компаниями «Вимм-Билль-Данн» и EUROSPAR.
Приоритетными направлениями агрохолдинга «Ждановский» являются молочное животноводство и тепличное овощеводство. И если в последнем используют пусть не современные, но продуктивные методы выращивания огурцов, то в производстве молочного сырья пошли дальше. Построен животноводческий комплекс на 1200 голов, внедрена ирландская система доения DAIRYMASTER, используются технологии компании CLAAS в подготовке кормов.
Не чета Голландии
Тепличное овощеводство как самостоятельное направление работает в «Ждановском» с 1974 г. И все эти годы, особенно в советское время, оно было рентабельным. Сегодня «Тепличный комбинат «Ждановский» - монокультурное предприятие. На 6 га закрытого грунта выращиваются огурцы. Генеральный директор агрохолдинга «Ждановский», а по совместительству и «Тепличного комбината» Вячеслав Кисляков рассказывает, что площади тепличного комплекса остались неизменными с самого основания комбината.
«В регионе не так много тепличного бизнеса. Но наша работа направлена на производство огурцов только высшего сорта и сокращение сбора второго», - говорит гендиректор агрохолдинга.
Г-н Кисляков признается, что работают они пока в относительно старых теплицах, но при этом внедряют новые технологии. Например, капельный полив, а также использование в качестве грунта минеральной ваты. При этом все компоненты, которые входят в состав питательного раствора, не приносят вреда здоровью, чем, например, злоупотребляют голландские овощеводы.
«Тепличный цикл составляет 8 мес. – работы продолжаются с ноября по июль. Это позволяет избежать падения цен на рынке в сезон овощей открытого грунта», - уточняет он.
Показатель успешной работы овощеводов – урожайность. По «Тепличному комбинату» она составляет 28 кг с 1 кв. м – это порядка 1680 тонн огурца за сезон. В сезоне этого года среднесуточный сбор составляет 14 тонн. За апрель 2014 г. удалось получить прибавку в 54 тонны по сравнению с прошлым годом.
«Смежное направление комбината - овощи «борщевого» набора. Их выращиваем в открытом грунте. Объем – 5-6 тыс. тонн. Складские помещения помогают хранить их в течение года», - продолжает г-н Кисляков.
Генеральный директор агрохолдинга признается, что хотелось бы модернизировать систему реализации. Примерно 30% собственной продукции «Ждановский» продает частным лицам и мелким региональным компаниям, которые перепродают продукцию:
«Тем не менее, нам удалось наладить отношения с некоторыми продовольственными компаниями Москвы и Санкт- Петербурга. Достаточно долгое время работаем с сетью Eurospar. Кроме того, нашими постоянными покупателями являются комбинаты питания и муниципальные учреждения».
С начала года предприятие реализовало 96 тонн капусты, 14 тонн картофеля, 256 тонн огурцов на общую сумму 16, 7 млн руб. Безусловно, важен и вопрос цены. «Цена реализации наших огурцов составляет 80 руб. за килограмм первого сорта, второй сорт стоит 60 руб. Поэтому наша главная с единицы площади получить дорогой урожай», - заявляет генеральный директор агрохолдинга. Например, сортность товара зависит и от его свежести. И суточный сбор в 14 тонн должен быть реализован за 2 часа. Все овощи проходят сортировку и фасуются для продажи.
И это позволяет продукции «Ждановского» конкурировать с импортными аналогами. Вячеслав Кисляков приводит пример.
«Мы примерно пять лет не выращиваем помидоры. При этом на розничных рынках постоянно встречаются овощи под брендом «Ждановский», хотя это импортная продукция. То есть, мы стали неким знаком качества для российского покупателя, чем пользуется розница», - рассуждает он.
Кстати, «Тепличный комбинат «Ждановский» для себя открыл еще одно направление - выращивание цветочной рассады.«Что касается цветочного направления, то 30% цветов на городских клумбах Нижегородской области выращены у нас. Поэтому 11 млн руб., которые мы получаем от их реализации, для нас небольшое подспорье», - улыбается г-н Кисляков.
Аграрный бизнес сегодня - это не только производство, но и отлаженная система сбыта. И то, насколько качественно она будет работать, зависит дальнейшее развитие бизнеса.
«Если мы продолжаем заниматься тепличным овощеводством, значит, это рентабельно. Иначе работать нельзя. Конечно, сумасшедшей прибыли у нас нет, но от 9 до 15% рентабельности
мы отмечаем. Это примерно 10-15 млн руб. в год», - подтверждает Вячеслав Кисляков.
Продуктивное долголетие
Животноводческое направление агрохолдинга – СПК «Ждановский»- недавно усилилось благодаря современному комплексу на 1200 голов в деревне Чаглава. Там содержится все дойное стадо. На территории поселка Ждановский находится комплекс для молодняка для пополнения дойного стада. Генеральный директор СПК Константин Ельников рассказывает, что строительство обошлось в 360 млн. руб., из них 120 млн руб. – инвестиционные кредиты. Остальная сумма – вложения собственников холдинга.
«Кроме того, мы приняли участие в государственной программе поддержки молочного животноводства. За два года строительства на каждый реализованный литр молока нам возместили из федерального и регионального бюджетов по три и два руб. соответственно. Итого, мы получили 60 млн руб. В этом году планируем принять участие в национальной программе поддержки молочного производства, по которой государство на строительство животноводческих комплексов выделяет 140 тыс. руб. на одно ското-место», - продолжает генеральный директор.
Современные условия содержания дойного стада позволяют получить в среднем 26 тонн на одну фуражную корову.
«По сравнению с прошлым годом мы увеличили поголовье на 7%, и сейчас сутки мы производим 30 тонн молока. Если взять норму потребления молока одного человека в год, а это 270 литров, то с нашей производительностью мы можем напоить 50% жителей Кстовского района, т. е. порядка 60 тыс. человек», - рассуждает г-н Ельников.
Причем все произведенное молочное сырье «Ждановского» имеет высший сорт. Содержание белка – 3,45%, жир находится на отметке - 3,8%. Одной из причин является генетика животных. «Ждановский» сделал выбор в пользу черно-пестрой голштинизированной породы.
«Для себя мы выбрали девиз: «Продуктивное долголетие». Важно, чтобы продуктивность каждой коровы не падала, и она смогла производить как можно больше молока. Для этого мы заготавливаем сбалансированный рацион, состоящий из структурных и комбинированных кормов,- всего 22 компонента. Однако стоимость суточной нормы на 1 голову – 210 руб., и это очень дорого», - констатирует генеральный директор СПК.
Константин Ельников рассуждает, что сейчас рынки сбыта предприятие выбирает самостоятельно. Причина в том, что в регионе наблюдается тенденция снижения поголовья КРС.
«Молочный бизнес гораздо сложнее, чем например, мясное производство. И успех зависит от многих факторов. Чтобы вырастить дойную корову, требуется три года, а это вложения. Но главной причиной
сокращения поголовья скота, является проблема воспроизводства. Многие вкладывают в покупку импортного скота и строительство животноводческих комплексов. Но в результате после первого отела может быть забраковано до 50% поголовья, 40% во второй год. В результате за 2-3 года происходит не увеличение поголовья, а его сокращение, поскольку выбракованный скот идет под нож», - поясняет г-н Ельников.
Все это прямо пропорционально отражается на количестве произведенного молока, при этом его потребление не снижается. А производителей молочного сырья высшего сорта, как считает генеральный директор СПК, еще меньше, и все они известны переработчикам. Рынок давно поделен.
«Свою продукцию мы реализуем ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», с которыми работаем три года. Причем наше сырье идет на производство детского питания и группу традиционных молочных продуктов – ряженку, сметану, где важно качество исходного сырья», - продолжает Константин Ельников.
Он отмечает, что в этом году беспрецедентная высокая цена – 25 руб. за 1 литр молока высшего сорта. В прошлом - она колебалась на отметке 20-22 руб. Поэтому нехватка молочного сырья высшего сорта не только в регионе, но и в ПФО может изменить и этот показатель в пользу производителей.
Молочное сырье «Ждановского» способно конкурировать с импортом, причем объективно.
«На российском рынке молочного сырья основным конкурентом считается продукция Белоруссии. Но это не говорит о том, что ее качество лучше отечественной, просто на их рынке существует профицит. Поэтому в планах белорусских производителей реализовать до 30% собственной продукции на российском рынке. Если стоимость нашего молока высшего сорта- 25 руб., то белорусское находится на отметке 16 руб. Это их единственное преимущество», - заверяет Константин Ельников.