Застывший бизнес быстро теряет свою ценность

Непростые времена в бизнес-образовании — а я веду речь не только о России — начались задолго до мирового финансово-экономического кризиса. Кризис лишь обострил старые проблемы. Ключевой момент— биз

Непростые времена в бизнес-образовании — а я веду речь не только о России — начались задолго до мирового финансово-экономического кризиса. Кризис лишь обострил старые проблемы. Ключевой момент— бизнес-образование отстает от требований и динамики развития бизнеса. Симптомов множество.
Во-первых, это несфокусированность и нетехнологичность программ— а как оценить программы, если не известно, на кого они направлены и что в итоге должны дать? Во-вторых — слабая связь всех этих курсов между собой и низкий уровень требований к слушателям. Между тем в серьезном бизнесе никто не занимается отдельно менеджментом, маркетингом, финансами, управлением персоналом— все это тесно спаяно и переплетено. И ошибок никто не прощает. В-третьих — отсутствие или слабость научно-исследовательского и консалтингового фундамента, неразвитость партнерской сети. Таким образом, нередко устаревшие знания лишь транслируются, а новое актуальное знание не производится.
Это не говоря уже об откровенных подделках и халтуре, когда отдельные вузы, откровенно демпингуя, выдают дипломы MBA вместе с дипломами о высшем образовании. Все это не могло не вызывать недовольства как самих слушателей бизнес-школ, так и бизнес-сообщества в целом. Заговорили даже о «смирительной рубашке образования». Понятно, что, затрачивая средства и время на образование, и фирма и отдельный человек рассчитывают получить конкретный результат, определенную выгоду. Выбора нет — бизнес-образование должно измениться. Но в какую сторону?
По моему мнению, перемены должны коснуться самых основ. Во-первых, надо кардинально изменить соотношение теоретиков и практиков. Не менее половины профессорско- преподавательского состава должны составлять люди из бизнеса. Не просто имеющие достаточный (не менее 5–7 лет) бизнес-опыт, но и продолжающие реально заниматься бизнесом. Формы привлечения таких людей могут быть самыми разными.
Во-вторых, бизнес есть нечто целое, и главенствовать в обучении должен системный подход. Курсы должны быть взаимоувязаны, а их результаты— измеримы, прогнозируемы и воспроизводимы. Обучение (в паре с консалтингом, экспертным и процессным) должно стать технологичным. Только в этом случае оно сможет выступить в роли катализатора для технологизации бизнесов. И надо избавиться от восприятия обучения как легкой прогулки. «Звездные» преподаватели, устраивающие «шоу»,— это зачастую эффектно, но чаще всего нерезультативно и неэффективно. Слушатели должны не отдыхать в бизнес-школе, а «вкалывать»— выполнять задания, сдавать (не для галочки!) серьезные зачеты и экзамены, готовить практически полезные отчеты и документы.
Я уверен, что крайне важны стажировки, создание центров компетенции, приглашение ведущих отечественных и зарубежных специалистов— но это не замена самостоятельного труда слушателей, а полезное дополнение к нему. Этот инструментарий имеет смысл использовать тем, у кого уже накоплен опыт, есть конкретные вопросы и желание расти.
Экспресс-моделирование возможных последствий бизнес-решений, вариативное планирование, умение своевременно переключаться с автоматического, процедурно-регламентного управления на ручное и обратно— вот что волнует сегодня бизнес. Сами по себе знания мало что дают. Даже если они доведены до навыков. Бизнес-образование должно содействовать новому пониманию себя и бизнеса, а самое главное— действиям, рожденным новым пониманием.
Нельзя оставаться неизменным в изменяющемся мире. Застывший бизнес быстро теряет свою ценность и конкурентоспособность. Не в меньшей степени это относится и к бизнес-школам. Без налаживания потока инноваций, без тесной связи с ведущими фирмами и помощи в решении их актуальных проблем бизнес-образованию будет трудно ответить на вызовы времени. Как любит говорить один мой коллега, будущее обязательно наступит. Либо на нас, либо для нас. Очевидно: второй вариант предпочтительнее.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.