Западные модели остаются у нас неработающими «фишками»
Олег Тимофеев управляющий партнер юридической фирмы T&K Legal Последнее время в обиходе россиян появляется много новых иностранных терминов, институтов и идей, связанных с так называемым альтернат
Олег Тимофеев управляющий партнер юридической фирмы T&K Legal
Последнее время в обиходе россиян появляется много новых иностранных терминов, институтов и идей, связанных с так называемым альтернативным способом разрешения споров. И речь идет не только о судебных спорах, но также и о бытовых, семейных, трудовых, то есть тех, которые не всегда рассматриваются в рамках государственной судебной системы.
2010 год стал рекордсменом по появлению в нашей жизни названий новых профессий. Все мы уже наслышаны о коллекторах. До сих пор не каждый обыватель понимает, с чем связана эта профессия— то ли с сантехникой, то ли с вопросами выбивания долгов. На самом деле это давно уже сформировавшийся в мировой практике институт, который занимается решением вопросов по взысканию долгов в досудебном порядке. В своей практике мне приходилось видеть работу нормального иностранного коллектора. В этом случае вам приходит письмо на красивом бланке, где эти самые коллекторы свидетельствуют свое почтение и корректно говорят о том, что в связи со сложившейся ситуацией они вынуждены администрировать вашу задолженность по поручению кредитора. Информация преподносится очень грамотно, лояльно, без нажима. И слава Богу, что мне в жизни не приходилось сталкиваться с нашими доморощенными коллекторами. Не секрет, что для большинства граждан образ коллектора (не без участия СМИ) выглядит так: здоровые бритоголовые мужики, которые теперь уже на вполне «легальных» основаниях, имея определенные договоренности с кредитором, появляются перед должником и в безапелляционной форме требуют вернуть долг. Следует отметить, до сих пор закона, регламентирующего коллекторскую деятельность, нет.
Медиация— еще одна новация, которая, в отличие от коллекторов, уже законодательно урегулирована. Новый закон «О процедуре медиации» вступит в силу с 1 января 2011 года. Это еще один кивок в сторону западных неологизмов. Хотя во всем мире это давно уже сформировавшийся международный правовой институт. Медиация— это, по сути своей, посредничество при решении любых споров и конфликтов, предусматривающее независимость от спорящих сторон.
И еще одно новое для нас понятие— финансовый омбудсмен или банковский омбудсмен. Откуда он вдруг появился, как и зачем? Но он уже у нас есть. Первым финансовым омбудсменом в России стал депутат Госдумы Павел Медведев. В качестве концептуальной основы деятельности российского финансового омбудсмена была избрана европейская модель, в соответствии с которой деятельность омбудсмена осуществляется исключительно на основе добровольного волеизъявления банковских структур без вмешательства государства. Как и в случае с коллекторами, законодательного регулирования деятельности финансового омбудсмена тоже нет.
А нужны ли нам коллекторы, медиаторы и финансовые омбудсмены сегодня ? Конечно, как элементы развития гражданского общества, нужны. Но своевременно ли все эти нововведения входят в нашу жизнь? Многие эксперты говорят, что Россия серьезно опоздала, и новые институты надо было вводить еще лет 10 назад. Есть мнение, что мы опять бежим впереди паровоза.
К сожалению, следует признать, что если общество элементарно не информировано даже о самых прогрессивных и полезных экономических институтах, они остаются у нас просто неработающими модными «фишками». Своевременность введения тех или иных институтов должна соответствовать уровню нашей культуры и правосознания.
Так как же подготовить ту самую почву, из которой «...взойдут ростки западного или восточного прогресса»? Мы должны уже со школьной скамьи готовить будущего покупателя, заемщика или поручителя как финансово грамотного субъекта рыночных отношений. Не секрет, что большинство конфликтов в сфере экономики — это не только злоупотребления той или иной стороны, чаще всего мы страдаем от нашей собственной неграмотности. Подходить к решению этого вопроса надо комплексно, если не с детского сада, то со школы точно, где необходимо вводить новые спецдисциплины. Хотя бы в рамках спецкурса или факультатива.
Нашему обществу нужно сначала сформировать грамотного потребителя, который будет нормально и спокойно воспринимать претензии коллектора, осмысленно относиться к процедуре медиации, прибегать к услугам финансового омбудсмена в случае необходимости. Нам надо научиться воспринимать любые нововведения как уникальную возможность для повышения качества жизни простого гражданина, а не как вынужденную необходимость, навязываемую со стороны.