Законопроект о налогообложении блоггеров чреват революцией в блогосфере
О том, что доходы блоггеров от рекламы необходимо обложить подоходным налогом, вице-спикер Госдумы Сергей Железняк впервые заявил еще на заре своей шумной законотворческой карьеры.
Тогдашние формулировки вызывали в лучшем случае недоумение – примерно такое же, какое вызывает его последняя инициатива по поводу СОРМ, которая, по сути дела, предлагает внести в федеральный закон все то, что в прошлом тысячелетии прописано в нормативных актах Минсвязи. Фраза "Мы обяжем блоггеров платить подоходный налог !" звучит так же осмысленно, как предложение сделать платным проезд в московском метрополитене.
Но в свете последних разъяснений, сделанных депутатом, становится ясно, что законопроект чреват подлинной революцией в блогосфере. Потому что речь в нем вообще не идет о налогообложении каких бы то ни было доходов. Налогом совершенно сознательно предлагается обложить вовсе не деньги, полученные блоггером от кого бы то ни было, а любое упоминание бренда в блогосфере.
То есть все посты, которые я за последние 12 лет написал в ЖЖ о прочитанных книгах, просмотренных фильмах и сериалах, прослушанных музыкальных записях, посещенных спектаклях, использованных программах и веб-сервисах, депутат Железняк предлагает законодательно приравнять к рекламе, совершенно независимо от того факта, что речь идет о констатации личного мнения. Затем он хочет высосать из детородного пальца некую оценку "дохода", который бы сам он на моем месте получил за скрытую рекламу, и вменить мне налог в 13% от этой с потолка взятой суммы за каждый положительный отзыв.
При этом вопрос моей виновности в извлечении дохода, согласно законопроекту, будет поручено решать... компьютерной программе, бюджет на создание которой в последнее время осваивается на базе ФНС.
Конечно, хорошо, что новый закон Железняка теоретически не может иметь обратной силы – но это всего лишь значит, что мне нельзя будет вменить штрафы за уклонение от уплаты налога в предшествующие 12 лет. А сам налог можно вменить за любую старую запись, если она по сей день доступна в архиве моего ЖЖ, и содержит положительный отзыв о чем бы то ни было коммерческом.
Хотя я, честно говоря, не вижу причин ограничиваться коммерцией. Можно еще вменить мне налог за каждый случай участия в благотворительных акциях: ведь Pomogi.org – тоже вполне себе бренд, даже если фонд за почти восемь лет существования не истратил на рекламу в Интернете ни рубля. Какая разница, если налог вменяется не на доходы, а на факт упоминания бренда?!
Тут читатель вправе задаться вопросом: а может ли подобный закон вообще работать?!
Здравый смысл подсказывает отрицательный ответ. Потому что, согласно исследованиям компании Яндекс, самыми популярными тегами русскоязычной блогосферы являются "музыка", "кино" и "книги/литература". По этим темам русские блоггеры успели к сегодняшнему дню написать (или ретранслировать) не один миллион постов. И ежику ясно, что все посты с такими тегами содержат отзывы на ту или иную музыкальную, кинематографическую, книжную продукцию – то есть те самые "упоминания брендов", за которые депутат Железняк предлагает выкатывать налоговые претензии.
Скажем, за одно только лето 2006 г. "Яндекс. Поиск" отмониторил в русскоязычных блогах 3391 запись, посвященную фильму "Пираты Карибского моря". Будут ли авторам всех этих записей вменен подоходный налог? А как быть с авторами 4852 постов, где впрямую назван вышедший неделю назад на "Яндекс. Музыке" альбом Земфиры "Жить в твоей голове"? Будут ли по каждому из этих 4852 упоминаний выставлены налоговые требования? Вопрос риторический.
Совершенно очевидно, что принцип равенства граждан перед законом в данном случае не может быть соблюден чисто технически. Даже если чудо-софт, установленный в ФНС, выдаст на-гора URL-адреса 66,7 млн постов (это 1% от базы записей Яндекса), где упоминаются те или иные бренды, то даже отдаленно не существует никакой теоретической возможности, чтобы по каждой из этих находок силами ФНС установили бы автора и выкатили ему налоговую претензию.
Следовательно, на 99,9999% придуманных депутатом Железняком "нарушений законодательства" уполномоченный орган будет вынужден сразу и совершенно сознательно закрыть глаза. А претензии предъявлять по одному посту из каждого миллиона выявленных. Угадайте с трех раз, по какому критерию мог бы отбираться этот один пост из миллиона.
Оригинал мнения можно прочитать на страничке блоггера на "Эхе Москвы".







