«За 10 лет мы переехали из ОАЭ в постсоветскую Европу», - Екатерина Гресс

«Как бы не рапортовала партия и правительство, что Россия преодолела экономический кризис, потребительская зима на рынке продолжается, и продлится еще несколько лет», - Екатерина Гресс.

Генеральный директор компании IDEM-консультанты по торговой недвижимости Екатерина Гресс в колонке на DK.RU рассказывает об изменении потребительского поведения.

Два последних года показывают, что потребление FMCG–продуктов (товаров повседневного спроса) падает на 1,5% каждый год. Но россияне меньше экономят на развлечениях, путешествиях и общепите. Для нового поколения важна не атрибутика, а эмоции.

Как показывают результаты нового исследования международной аналитической компании Nielsen, индекс потребительского доверия россиян показал исторический минимум с 2005 г. — всего 63 пункта по сравнению со 112 пунктами в 2005 г. (Значение индекса выше 100 пунктов говорит о том, что в стране преобладают оптимисты, ниже 100 пунктов — пессимисты прим. ред.).

Судя по тому, как ведет себя российский покупатель, за 10 лет мы переехали из ОАЭ в постсоветскую Европу (например, в Польшу или Словению). Наши сограждане экономят на всем:  одежде и обуви (около 60% россиян), развлечениях (59%), товарах повседневного спроса (чуть менее 50%). По сути, сегодня на отечественном рынке сформировался новый портрет потребителя – рационального, неэмоционального, экономного.

Эксперты Nielsen выделяют 4 модели экономного потребления, на которые сегодня ориентируется ритейл.

1.       Оптимизаторы. Они покупают более дешевые товары и бренды. Процент таких потребителей с начала кризиса вырос на 10 п.п.

2.       Рационалисты. Те люди, которые ходят в магазин со списком товаров и уверены, что так лишнего не купят. Как ни странно, число таких потребителей, наоборот, сократилось. Видимо, это связано, прежде всего, с появлением на рынке представителей третьей модели экономного потребления.

3.       Черри-пикеры. Это «охотники» за промо-акциями. Если в 2006 г. число таких потребителей не превышало 3-5%, то сейчас их около 16% от общего числа покупателей. Около половины потребительской корзины черри-пикеров составляют «товары по акции». По прогнозам, за 4-5 лет, количество представителей третьей модели потребления вырастет до 25%.

4.       «Оптовики». Те люди, которые закупаются тележками, считая, что так экономят.

Ритейлеры не могут игнорировать и тот факт, что миллениалы (люди, родившиеся в период компьютерного и технического бума, то есть после 1980 г. во всем  мире и после 1985 г. в России) становятся активными покупателями. В России их сейчас около 22%. Миллениалы руководствуются совершенно другими мотивами при покупке. Для них атрибуты жизненной успешности — это не дорогие часы, машины или бренды, а, прежде всего, хороший внешний вид и здоровый образ жизни.  Они предпочтут комфортную и удобную одежду  no name  и выберут путешествия вместо шоппинга. Соответственно и потребляют они по-другому. С советских времен и времен дефицита россияне только потребляли — покупали все подряд и принадлежность товаров к тому или иному бренду была очень важна.

Поколение миллениалов сформировалось и продолжит увеличивать свою потребительскую активность. Современному ритейлу придется под него подстраиваться.

Сейчас все возрастающая диджитализация (а по статистике, 9 из 10 человек, которые пользуются интернетом, имеют опыт онлайн-покупок) уводит покупателей из оффлайна. Этот тренд отразится на стратегиях продаж у ритейлеров. И в течение определенного времени (пока сложно точно сказать, сколько лет на это потребуется) этот переток покупателей в онлайн отразится на торговых центрах, которые будут меняться и трансформироваться — магазины станут меньшего размера и будут представлять собой скорее выставочные залы и шоурумы.

К сожалению, процесс обновления торговых центров небыстрый. Девелоперам еще нужно признать, что парадигма потребления изменилась. Не все представители рынка  готовы к этой новой реальности. Должно пройти в лучшем случае несколько лет, пока нижегородский потребитель увидит какие-то изменения в формате ТРЦ.

У нас пока не развит формат  аутлет-центров, хотя в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах они уже открылись или готовятся к запуску.  Аутлет-центр – это торговая «деревня», где продаются товары известных брендов с существенной скидкой (от 30%).  Международные операторы, которые реализуют подобные проекты, сейчас очень пристально смотрят на российский рынок.

В Европе активно развиваются и форматы ритейл-парков — крупные гиперамаркеты,  магазины, расположенные  на одной территории с общей парковкой. Обычно они расположены за городом. Дешевая земля,  низкая аренда и ресурсы, позволяет продавать товары дешевле. В ритейл-парки сейчас переезжают и классические магазины. Европа экономит уже давно.

Стратегия нового торгового центра будет заключаться в настоящей заботе о покупателе. ТРЦ должен быть дружелюбен и комфортен. Он не должен говорить потребителю: «Покупай! Покупай!». Он должен говорить: «Заходи, чувствуй себя комфортно, это твое место!». 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.