Яичный король Леонид Седов

Президент ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская» Леонид Седов— символичная фигура для агропромышленного комплекса Нижегородской области. Его предприятие занимает второе место в России по производ

Президент ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская» Леонид Седов— символичная фигура для агропромышленного комплекса Нижегородской области. Его предприятие занимает второе место в России по производству яиц, а в регионе на яичный бизнес не решаются даже олигархи.

Леонид Седов
Единственное, что огорчает Леонида Седова, —- это антияичная реклама в стране, где населению внушают, что есть много яиц вредно. Леонид Седов приводит мировую статистику о потреблении яиц жителями Японии и Чехии и сожалеет, что россияне так сдержанны в отношении яичницы. «Яйца полезны для здоровья. Я сам ем по два-четыре яйца в день и отлично себя чувствую!» — улыбается г-н Седов.
Не отдает прибыль посредникам
История птицефабрики уходит корнями в 60-е годы прошлого века, когда появилось правительственное постановление о развертывании вблизи крупных городов строительства огромных животноводческих и птицеводческих комплексов. Предприятие с  1980  года возглавляет Леонид Седов, при котором и произошли основные перемены. Сейчас агрофирма состоит уже из четырех птицефабрик: к головному предприятию в 1996 году присоединилась Бутурлинская птицефабрика, в 2007-м— птицефабрика Кудьминская и птицефабрика «Выксово». Кроме этого в структуре компании 18 растениеводческих хозяйств, молокозавод, сеть магазинов и оптовые склады.
«В нашей стране при ненормальных отношениях между производителями, переработчиками и торговлей выживать могут только те предприятия, которые все это имеют в комплексе»,— утверждает Леонид Седов. Задачу не отдавать прибыль посредникам он поставил перед собой еще в начале 90-х годов, когда компания начала скупать сельскохозяйственные земли, обычно принадлежавшие обанкротившимся сельхозпредприятиям. «В те далекие 90-е идея отвлечения оборотных средств от прибыльного основного бизнеса и вложение их в непрофильные банкротные активы казалась абсурдом! И действительно, в первые годы наше растениеводство получало убытки, в лучшем случае — нулевой финансовый результат. Но мы не остановились. Сейчас растениеводство обеспечивает сырьем основное производство»,— вспоминает президент агрофирмы.
Однако отсечь посредников в поставке сырья— это еще не все. Леонид Седов задался целью иметь собственную торговую сеть, чтобы иметь гарантированный сбыт и не зависеть в полной мере от крупных игроков продуктового ритейла. Сейчас сеть начитывает около 20 (до 500 кв.м) магазинов и несколько десятков их филиалов, в основном находящихся в небольших населенных пунктах Нижегородской области. Магазины торгуют продукцией собственного производства и другим продуктами. Кроме того, в арсенале группы имеется 20 оптовых складов в Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Кировской и Московской областях. Через них осуществляется реализация яйца в торговые сети и мелкооптовым покупателям. Собственная торговая оптово-розничная сеть реализует порядка 60% производимого яйца.
Впрочем, агрофирма работает и с «китами» продуктового ритейла. «Мы еще лет пять назад решили, что пора всерьез завоевывать российский рынок. В то время стали появляться крупные торговые сети, а им требуются большие объемы поставок. Мелкие производители не спосособны обеспечить их ассортимент заказов», — отмечает г-н Седов.
Главное— увеличить рентабельность
Финансово-экономический кризис железной поступью прошелся по аграрным предприятиям, которые раньше находили средства для развития в кредитовании. По итогам 2009 года прибыль агрофирмы сократилась вдвое и составила 49,771 млн руб. По словам президента группы, снижение прибыли связано с возросшими объемами кредитования и, соответственно, нагрузкой по обслуживанию долга. Ситуация усугубилась осенью 2009 года, когда рост процентных ставок по действующим кредитным линиям составил в среднем 3% годовых. «Все предприятия, которые развивались в рамках нацпроекта, набрали большие кредиты. Но наступил кризис, и банки взвинтили процентные ставки. Если до кризиса кредит выдавался под 1–2% с учетом субсидирования, то когда увеличились ставки, кредит стал обходиться сельхозпредприятиям примерно в 8%. Одновременно произошло снижение цен на всю сельхозпродукцию, поэтому многие предприятия оказались в тяжелой финансовой ситуации»,— вспоминает Леонид Седов.
Сеймовская птицефабрика тоже ощутила на себе всю тяжесть кредитного бремени. Имея кредитные обязательства в размере 2,7 млрд руб., агрокомплексу пришлось затянуть потуже пояс и думать, как спасти производство. Ведь еще в докризисные времена руководство агрохолдинга строило амбициозные планы. Предполагалось к  2012 году втрое нарастить объемы производства и стать лидером яичного сегмента в России, завоевав 8–9% рынка. А для этого планировалось еще больше расширять сельхозугодья.
Однако в тяжелых кризисных условиях стратегия компании была пересмотрена в сторону оптимизации производства и сокращения издержек. «Хватит уже наращивать объемы и скупать земли. Сейчас главная задача— увеличивать рентабельность»,— считает Леонид Седов.
В ближайшие годы основные силы планируется направить на модернизацию производства. Так, в текущем году на головном предприятии будут построены два новых птицеводческих цеха, где будут располагаться по 250 тыс. кур. «Сейчас на наших предприятиях в основном небольшие цеха по 35–40 тыс. несушек, которых обслуживает большое количество работников. Новые же цеха за счет более современного оборудования сможет обслуживать один человек. Тем самым сокращение себестоимости производства составит порядка 10%»,— поясняет Леонид Седов.
Еще одно направление развития агрофирмы в ближайшем будущем— это глубокая переработка яиц. Сейчас компания уже производит порядка 200 тонн жидкого меланжа и 60 тонн яичного порошка в месяц для нужд перерабатывающих предприятий. А к 2012 году планируется увеличить выпуск жидкого меланжа до 500 тонн и до 160 тонн — сухого. При этом Леонид Седов намерен расширить рынок сбыта: «Увеличить объемы производства? Нет проблем. Но надо искать новые рынки, чем мы и займемся в ближайшее время».
Сеймовские несушки смотрят в Европу
Европа привлекательна для яичного короля Нижегородской области. С 2006 по 2009  год он инвестировал в производство более 2 млрд руб., что позволило увеличить объемы выпуска яйца на 35-40%. В итоге в 2009 году агрохолдинг произвел около 900 млн яиц в то время, когда, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, все российские несушки в 2009 году снесли 39,4 млрд яиц.
Несмотря на то что яйца— достаточно традиционный продукт для россиян и есть в холодильнике каждой семьи, достичь приятных для производителя показателей, по мнению Леонида Седова, не позволяет недостаточная реклама яичной продукции. «Наоборот, с экранов телевизоров мы то и дело слышим о том, что употребление яиц вредно для здоровья. Хотя последние исследования ученых показывают, что как раз в яйце содержатся белки и жирные кислоты, которые не только не вредны, а даже крайне необходимы организму»,— утверждает Леонид Седов. Кроме этого, по его словам, в кризис россияне стали меньше кушать яиц. Снижение доходов заставило многих экономить даже на привычных продуктах, хотя яйцо — это самый дешевый животный белок, лучше всех усваиваемый организмом человека.
Подобные тренды, правда, не мешают Леониду Седову наращивать объем продукции.
К его радости, европейцы больше потребляют яиц и не верят, что этот продукт вреден для здоровья. По данным Минсельхоза РФ, среднедушевое потребление яиц и яйцепродуктов в России должно составлять 292 яйца в год, а в реальности — всего 258 штук. В то же время в экономически развитых странах граждане с удовольствием кушают яйца в любом виде и не могут пожаловаться на плохое здоровье. Например, долгожители-японцы и чехи съедают в среднем по 320 яиц в год. «Я сам могу есть до четырех яиц в день! И ничего— здоров!»  — улыбается г-н Седов.
Птицефабрика Сеймовская в 2009 году
49,7 млн руб.
чистая прибыль
900 млн
яиц произведено
10
регионов-потребителей
2 млрд руб.
было инвестировано за 3 года
Топ-10 регионов — потребителей продукции птицефабрики Сеймовской
Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Все банки Турции хотят прекратить работу с РоссиейВсе банки Турции хотят прекратить работу с Россией
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.