Я хочу видеть город, изжившим провинциальность

Анна Гор, директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства России Станет ли Нижний Новгород культурной столицей? Я считаю, что слова «культурная столица» — это, в су

Анна Гор, директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства России
Станет ли Нижний Новгород культурной столицей? Я считаю, что слова «культурная столица» — это, в сущности, метафора. Действительно, есть культурные столицы: города с определенной исторической миссией или город, где происходит нечто важное. На какой-то период времени они становятся центрами. Например, превращается в столицу оперы Зальцбург во время своих оперных фестивалей, хотя это маленький и вполне заштатный городок с культурной составляющей в имидже. Или, например, город Кассель в Германии — промышленный, полностью уничтоженный во время Второй мировой войны, — стал благодаря умным людям местом главной европейской выставки современного искусства «Документа», проходящей раз в пять лет.
В Нижнем Новгороде пока нет признаков культурной столицы. Возможно, потому, что это никогда не было приоритетом региональной культурной политики. В принципе она может быть и негосударственной, но в наших условиях все значимое находится под пат­ронатом властей. Только тогда происходящее приобретает масштаб и значение. Конечно, такие серьезные вещи не осуществить в одиночку. Тем более что в основе превращения Нижнего Новгорода в культурную столицу должна лежать чья-то инициатива, вокруг которой как снежный ком лепятся инициативы бизнеса в виде инфраструктурных проектов, поддержка властей, общества. Но в основе всего все равно должен быть смысл, идея.
Огромная беда нашего города, равно как и многих других, состоит в том, что мы мыслим тактически. Мы решаем задачу, когда она уже созрела и готова лопнуть, — никогда не думаем на перспективу. И самое главное, что в этой политике мы не очень себе представляем, какого именно развития мы ждем. Каким мы хотим видеть Нижний Новгород через 20–50 лет? Туристическим, промышленным, логистическим, научным? Каким? Что же у нас будет взято за основу?
Вот я хочу видеть город, изжившим свою провинциальность. Нижний Новгород должен быть максимально открыт, он должен войти во многие международные контексты. И пусть наш город не станет никакой столицей — это несущественно. У Нижнего Новгорода есть международное дыхание и масштаб, необыкновенный ландшафт, образованное население. У нас есть инфраструктура культуры. Пусть она нуждается в достройке, но она есть. У нас великолепные, ценные музейные коллекции, которые мы плохо знаем и не хотим изучать: мы с ними не работаем, не предъявляем пуб­лике, а значит, не понимаем их конкурентоспособности.
Посмотрите на Пермскую картинную галерею. Она хорошая, но беднее нашего Художественного музея. И тем не менее она все время продвигает свою коллекцию деревянной скульптуры. А у нас есть масса потрясающих вещей, не менее интересных, чем пермские деревянные боги, но они не на слуху, не звучат в пространстве. Все это говорит о провале маркетинговой политики в области культуры. То есть мы опять занимаемся тактикой.
Нам необходимо разработать систему общественного обсуждения в разных средах общества: давайте спросим и врачей, и учителей, и предпринимателей. И, когда будем знать свою стратегию, придумаем тактические шаги. Как сказал кто-то из современных писателей, каждое «как?» должно иметь свое «зачем?». Это главное в культурной политике.
Нижнему Новгороду надо искать свою идею. Не просто сесть и сказать, что Минин и Пожарский — наше все. Идея должна быть в другом. Это как Минин в свое время придумал патриотический способ повлиять на судьбу России, собрав ополчение. Возьмите ту же Пермь: они однажды просто сказали, что станут культурной столицей, объединились вокруг этого и работают. Это не значит, что мы должны повторять опыт Перми. Это значит, что мы должны делать что-то совсем другое. Но что? Над этим должны думать лучшие умы города. На это нужна политическая воля с одной стороны и бескорыстная инициатива профессионалов — с другой. Это должна быть стратегическая инициатива, а не задача сегодняшнего дня. Надо понимать, что мы делаем это не для себя, а для других поколений.
Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.