Я хочу видеть город, изжившим провинциальность
Анна Гор, директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства России Станет ли Нижний Новгород культурной столицей? Я считаю, что слова «культурная столица» — это, в су
Анна Гор, директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства России
Станет ли Нижний Новгород культурной столицей? Я считаю, что слова «культурная столица» — это, в сущности, метафора. Действительно, есть культурные столицы: города с определенной исторической миссией или город, где происходит нечто важное. На какой-то период времени они становятся центрами. Например, превращается в столицу оперы Зальцбург во время своих оперных фестивалей, хотя это маленький и вполне заштатный городок с культурной составляющей в имидже. Или, например, город Кассель в Германии — промышленный, полностью уничтоженный во время Второй мировой войны, — стал благодаря умным людям местом главной европейской выставки современного искусства «Документа», проходящей раз в пять лет.
В Нижнем Новгороде пока нет признаков культурной столицы. Возможно, потому, что это никогда не было приоритетом региональной культурной политики. В принципе она может быть и негосударственной, но в наших условиях все значимое находится под патронатом властей. Только тогда происходящее приобретает масштаб и значение. Конечно, такие серьезные вещи не осуществить в одиночку. Тем более что в основе превращения Нижнего Новгорода в культурную столицу должна лежать чья-то инициатива, вокруг которой как снежный ком лепятся инициативы бизнеса в виде инфраструктурных проектов, поддержка властей, общества. Но в основе всего все равно должен быть смысл, идея.
Огромная беда нашего города, равно как и многих других, состоит в том, что мы мыслим тактически. Мы решаем задачу, когда она уже созрела и готова лопнуть, — никогда не думаем на перспективу. И самое главное, что в этой политике мы не очень себе представляем, какого именно развития мы ждем. Каким мы хотим видеть Нижний Новгород через 20–50 лет? Туристическим, промышленным, логистическим, научным? Каким? Что же у нас будет взято за основу?
Вот я хочу видеть город, изжившим свою провинциальность. Нижний Новгород должен быть максимально открыт, он должен войти во многие международные контексты. И пусть наш город не станет никакой столицей — это несущественно. У Нижнего Новгорода есть международное дыхание и масштаб, необыкновенный ландшафт, образованное население. У нас есть инфраструктура культуры. Пусть она нуждается в достройке, но она есть. У нас великолепные, ценные музейные коллекции, которые мы плохо знаем и не хотим изучать: мы с ними не работаем, не предъявляем публике, а значит, не понимаем их конкурентоспособности.
Посмотрите на Пермскую картинную галерею. Она хорошая, но беднее нашего Художественного музея. И тем не менее она все время продвигает свою коллекцию деревянной скульптуры. А у нас есть масса потрясающих вещей, не менее интересных, чем пермские деревянные боги, но они не на слуху, не звучат в пространстве. Все это говорит о провале маркетинговой политики в области культуры. То есть мы опять занимаемся тактикой.
Нам необходимо разработать систему общественного обсуждения в разных средах общества: давайте спросим и врачей, и учителей, и предпринимателей. И, когда будем знать свою стратегию, придумаем тактические шаги. Как сказал кто-то из современных писателей, каждое «как?» должно иметь свое «зачем?». Это главное в культурной политике.
Нижнему Новгороду надо искать свою идею. Не просто сесть и сказать, что Минин и Пожарский — наше все. Идея должна быть в другом. Это как Минин в свое время придумал патриотический способ повлиять на судьбу России, собрав ополчение. Возьмите ту же Пермь: они однажды просто сказали, что станут культурной столицей, объединились вокруг этого и работают. Это не значит, что мы должны повторять опыт Перми. Это значит, что мы должны делать что-то совсем другое. Но что? Над этим должны думать лучшие умы города. На это нужна политическая воля с одной стороны и бескорыстная инициатива профессионалов — с другой. Это должна быть стратегическая инициатива, а не задача сегодняшнего дня. Надо понимать, что мы делаем это не для себя, а для других поколений.
Колонка написана специально для «Делового квартала»







