«Я не воспитываю сына мужчиной. Считаю, что разницы между мальчиками и девочками нет»
«Для некоторых феминизм — это когда мальчики — отстой, а девочки — пуп земли. И «давайте 50% топ-менеджеров будут девочками». В то время как лучше бы 50% топ-менеджеров в стране были профессионалами».
Воспитание маленьких детей — ответственное дело. Но влияет ли гендер ребенка на то, как родитель будет его воспитывать? Стоит ли воспитывать мальчика — мужчиной, а девочку — женщиной? Одна из самых активных мам Нижнего Новгорода, медиатренер, автор проекта «Дрессированные тексты» Светлана Иконникова рассуждает на эту тему в колонке для NN.DK.RU.
— Феминистки опять обвинят меня в нетолерантности, но я скажу: нет никакой разницы между мальчиками и девочками. Традиционалисты тоже обвинят. Белые цисгендерные мужчины — наверняка присоединятся. Психологи тоже. Общественность. И так, по мелочи.
Но какая разница может быть между мальчиками и девочками, если говорить об их воспитании? Мой опыт показывает, что есть разница между детьми-экстравертами и детьми-интровертами. Есть разница между детьми-лидерами и детьми-ведомыми. Между детьми пяти лет и детьми двух лет — гигантская разница. А между мальчиками и девочками — нет.
Я сейчас работаю на Черном море. Приехали мы сюда вместе с детьми и знакомыми. У одной из знакомых — Катерины Смирновой — двое детей. Старшему Владику 5 лет, он нежно обожает маму и периодически прибегает к ней — просто обняться. Младшей Таисии 4 года, и она, по точному выражению Кати, рок-н-ролльщица. Таисия вполне могла бы перевернуть Черное море и зацепила бы Средиземное, если бы ей дали точку опоры.
Воспитывает ли Катерина Владика как мужчину, а Таисию — как женщину?
Нет. Владика она воспитывает как Владика, а Таисию — как Таисию. Учитывая все их тактико-технические характеристики, в которых гендер значится лишь одним из длинного списка пунктов.
У меня самой два сына: старшему 20 лет, младшему — 5. И я их воспитывала и воспитываю по-разному. Старшему в его пять лет говорила: «Ну понятно — ты бьешь кого-то в ответ. Но первым-то не бей!» Младшему в его пять лет говорю: «Ну, понятно — ты первым никогда никого не бьешь. Но уж хоть сдачи-то дай!»
Мне кажется, дети приходят в наш мир с разными «базовыми настройками». Причем настройки эти — очень разной степени качества. Такое ощущение, что детям их ставят совершенно рандомно, никак не учитывая не только семью, в которой рождается ребенок, но даже и сочетаемость настроек между собой. Практиканты какие-то работают, честное слово.
И задача родителей — за время дошкольной вольницы помочь ребенку какие-то настройки поменять, какие-то состыковать друг с другом, а с какими-то научиться жить. Чтобы к семи годам в общество пришел человек, который вполне адекватно может взаимодействовать как со взрослым обществом, так и с себе подобными.
Так вот. Поскольку главная задача мам и пап — разобраться с «базой», гендерному воспитанию большинство из них уделяет гораздо меньше внимания, чем «съешь еще хотя бы три ложки борща!».
И это, на мой взгляд, правильно.
Гендер — штука биологическая, она сама по себе сформируется, если все пойдет как заложено. Или сама по себе сформируется как-то по-другому, если все пойдет не так, как обещают внешние половые признаки.
Моим сыновьям никто не навязывал машинки, я вообще старалась не покупать им игрушек. Но каждый из них где-то в 9 месяцев начал делить мир на «родители», «машинки» и «прочее» — и, кажется, делит до сих пор. Только старший, к счастью, заменил раздел «родители» на раздел «любимая девушка».
При этом от моих сыновей никто не прятал куклы и книжки про Красную Шапочку, Василису Прекрасную, Алису в стране чудес, Девочку с Земли, Русалочку и прочих женщин разной степени сказочности. С куклами ни тот, ни другой не играли, книжки и тот, и другой слушали с удовольствием — от Конька-Горбунка до Гарри Поттера.
Я бы даже прически обоим делала длинные — волосы и у того, и у другого роскошны своей густотой — но тут оба решительно отказывались и просили: «Короче, Склифосовский!».
В общем, я не обращаю внимания на гендер. Хотя очень рада, что у меня сыновья!
Проблема гендерного воспитания, на мой взгляд, в другом. В шагающем стройными рядами авторок, редакторок и блогерок эрзац-феминизме.
В моем понимании феминизм — это когда «Да какая разница, мальчик или девочка, был бы человек хороший».
В понимании авторок и блогерок феминизм — это когда «Мальчики — отстой, девочки — пуп земли. И давайте-ка введем квоту на топ-менеджеров, пусть 50% из них будут девочками, а то обидно». В то время как я бы предпочла, чтобы хотя бы 50% топ-менеджеров были профессионалами, вне зависимости от их пола, возраста, вероисповедания и цвета / наличия волос.
Конечно, и этот тренд постепенно сойдет на нет, но пока он набирает силу. И вот тут сложности возникают у родителей мальчиков. Так как совершенно неясно, какие правила поведения транслировать подрастающему поколению. Сказать мальчику: «Уступи девочке свой самокат, она же девочка»? А если мама девочки — феминистка и против того, чтобы ее дочку считали ущербной и нуждающейся в том, чтобы ей уступали? Сказать мальчику: «Нет, ты можешь не уступать девочке свой самокат, если не хочешь»? А если мама девочки — феминистка и против того, чтобы белые мужчины диктовали девочкам свою волю и лишали их самокатов?
Сложно все это.
Я выбрала пока такую линию. Младшему сыну говорю: «Вообще, это несправедливо — уступать девочкам. У девочек есть свои мамы и свои самокаты. Но в мире вообще мало справедливого. Например, мы собрались гулять — а на улице дождь. Несправедливо? Еще бы! А ничего не сделаешь. Вот и тут то же. Есть девочки, которые требуют, чтобы им все всегда уступали. И есть девочки, которые отлично играют вместе с мальчиками на равных. Ты можешь, конечно, все уступать «принцессам» — но вряд ли сам получишь удовольствие от такой игры. И можешь выбирать друзей, с которыми тебе будет весело и хорошо. Иногда ты будешь уступать им, иногда — они тебе. Люди делятся на тех, с кем тебе легко, и тех, с кем тебе трудно. Выбирай тех, с кем легко. И не важно, мальчики они или девочки».