«Все равно сожжем или закопаем». Почему в России переработка мусора — непопулярный бизнес?
Директор по развитию «Реал-Инвест» Артем Патрин рассказал DK.RU как Нижегородская область переходит на новую систему утилизации отходов и с какими проблемами сталкиваются мусоропереработчики в России.
С 1 января в России стартовала так называемая «мусорная реформа». В каждом субъекте РФ появились региональные операторы, которые отвечают за своевременный вывоз отходов из контейнеров и транспортирование их до полигона. Также в ближайшее время на плечи этих компаний по распоряжению Владимира Путина ляжет обязанность развивать бизнес по сортировке и переработке мусора.
В Нижегородской области, как выяснил DK.RU, недостаточно мусороперерабатывающих заводов. Однако под Балахной работает первый в России экотехнопарк — комплекс, который занимается обработкой, утилизацией и обезвреживанием отходов. Проект запустила в 2018 г. ГК «Реал-Инвест».
Мы поговорили с директором по развитию компании Артемом Патриным о том, оправдала ли реформа ожидания мусоропереработчиков и с какими проблемами сталкиваются представители отрасли.
— У нас реформа началась менее скандально, чем в некоторых других субъектах РФ. В таких городах, как Саратов, Волгоград или Челябинск, она спровоцировала настоящий «мусорный» коллапс. Региональные операторы подумали, что как только получат право собирать отходы с огромной территории, то смогут делать что захотят и устанавливать какие угодно тарифы. Но почти сразу столкнулись с тяжелейшими логистическими проблемами, которые не смогли быстро решить. Ведь мусор должен кто-то доставлять на полигоны, и за этим кем-то необходим глаз да глаз. У нас в области все обошлось, так как транспортные компании сильные: мусор возить умеют и хотят.
Почему же нижегородцы жалуются на реформу? На мой взгляд, дело тут не в плохой работе представителей бизнеса. К переменам оказались не готовы муниципалитеты. Ведь именно в их обязанности входит содержание контейнеров и контейнерных площадок. И даже когда регоператор готов выполнять свою работу по вывозу отходов, он не может отправить мусоровоз к месту, где не стоят баки.
Еще одна серьезная проблема в регионе — дороги. Вернее, их отсутствие. В городах еще ничего, а в области в целом и частном секторе — беда.
В деревни чистят дорогу только тогда, когда пенсию привозят или кто-то торговать продуктами приезжает. В частном секторе такая же проблема. Многие транспортные компании закупили иномарки и теперь проехать не могут. Выясняю, как же раньше мусор оттуда забирали? И оказывается, что мимо домов дедушка на тракторе с телегой проезжал и забирал пакеты. И люди говорят жалостливо: «Давайте оставим как было! Трактор...Тележка...Или тележка и лошадь». Вот такой вот откат на два века назад…
Но мы, конечно, как люди, причастные к мусоропереработке, ожидали, что реформа будет заключаться не в том, чтобы поставить новые контейнеры и вывозить их побыстрее. И даже не в сортировке мусора. России необходима система переработки отходов.
Причем не только тех, которые сейчас в теории перерабатываются. К проблеме давно стоит подключить предпринимателей, которые производят упаковку. Например, продукты Tetra Pak пока нецелесообразно перерабатывать, так как из этой упаковки не выделишь полезных фракций. Но вопросы у нас не к одному предприятию. Сейчас существует около 60 видов пластика, но из них человечество умеет перерабатывать лишь 20. Допустим, собрали мы отходы, отделили от органики то, что можно переработать, и продали. А что с остальным пластиком делать? Его все равно придется либо сжигать, либо захоранивать. То есть вредить экологии.
В Японии и Германии идет борьба с такими отходами. Там стараются упорядочивать виды этикеток и бутылок, чтобы перерабатывать как можно больше. В России же нереально много видов ПЭТ-бутылок. А сколько этикеток разных делают! Не говоря уже о том, какие вещества используют для приклеивания этикеток к бутылкам. Иногда кажется, это не просто клей, а военные секретные наноразработки — настолько крепко держит! В то время как в Японии, например, когда переработчики обдают этикетки воздушной струей, они сами снимаются. Там люди фундаментально подошли к проблеме.
В Нижегородской области ГК «Реал-Инвест» создал экотехнопарк во многом потому, что два года назад мы увидели японские экотехнопарки. Но у японцев систематизация всего на порядок выше, чем в России. Представьте: нам показали территорию размером с Автозавод в Нижнем Новгороде, где все предприятия связаны энергетически. В России, к сожалению, о такой инфраструктуре пока можно только мечтать. Да и юридически экотехнопарков до сих пор не существует, нет закона, который регулировал бы рынок. «Реал-Инвест» все упорно считают индустриальным парком, который решил зарабатывать с минимальным вредом для экологии.
Сейчас в рамках проекта работает предприятие незаконченного цикла: мы получаем ПЭТ-хлопья из пластика. Но, надеюсь, уже скоро начнем делать из хлопьев конечный товар в виде упаковочных материалов.
Стоит отметить, что до этого года федеральная власть в России все-таки мотивировала производителей к более экологичному подходу к утилизации своей продукции. Руководствам компаний говорили, что у них три пути: либо платите квази-налог, либо у себя на производстве создавайте систему переработки, либо с переработчиками взаимодействуйте. И мы по стеклу и ПЭТу сотрудничали с компанией «Балтика». Они за свой счет нам докупали сортировочные линии, контейнеры. Планы были грандиозные: «Реал-Инвест» рассчитывал в Нижнем Новгороде установить около 6 тыс. контейнеров для ПЭТ-бутылок.
Но в этом году появилась инициатива ввести для всех предприятий экологический налог. И производители сказали переработчикам, что если его введут, то сотрудничество закончится. И уже министерство финансов будет решать, попадут ли собранные государством деньги к предпринимателям в мусороперерабатывающей отрасли.
В то время как мусоропереработка — занятие довольно затратное. Люди не всегда это понимают. Они почему-то думают, что любая реформа должна привести к снижению тарифов. Но это неправда. При создании хорошей системы переработки отходов тарифы неизбежно поползут вверх из-за сложной системы логистики.
ПЭТ практически ничего не весит, несмотря на объемы. И если не возить его мусоровозом, то ты ничего не заработаешь. Причем желательно как можно быстрее спрессовать бутылки, чтобы увеличить их количество в машине и, соответственно, вес. Везти их куда-нибудь далеко, за 30 км от Нижнего Новгорода, на сортировку до того же полигона «МАГ-1» под Дзержинском невыгодно. Сортировка должна происходить в том же районе, где собрали бутылки. Ну, и настоящая головная боль для переработчиков — это смешение полимеров с органикой. Отделять одно от другого — очень дорогой и долгий процесс.
Пока в этот бизнес в целом войти непросто. Создание заводов по переработке в России — огромная административная нагрузка. Сейчас иногда, чтобы ларек поставить, нужно пройти все круги ада, а тут представьте себе, завод с максимально современным оборудованием построить! Вдобавок сортировочных заводов и полигонов в стране не хватает.
Наше предприятие по мусоропереработке во многом выживает благодаря тому, что его финансируют другие производства. Кроме того, у нас своя электроэнергия.
Мне кажется, что в Нижегородской области бизнес уже не сможет инвестировать в такие проекты без государственной поддержки. Будем надеяться, что федеральные и региональные власти все-таки сдержат обещания и помогут развить эу отрасль в стране.
Недавно была создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор» — федеральный оператор по обращению с отходами. На встрече с министром экологии РФ Дмитрием Кобылкиным нам сказали, что это не новый хлыст для отрасли, а структура, которая будет помогать предпринимателям, желающим заниматься переработкой отходов, выступать соинвестором на этом рынке. Правду ли нам говорили — время покажет.
В то же время во второсырье заинтересованы многие компании. ПЭТ-хлопья очень востребованы на предприятиях по производству строительных материалов. К примеру, «Фройденберг» в Заволжье делает из них нетканое волокно. Но когда я поговорил с руководителем, выяснилось, что с 2006 г. они ни килограмма в Нижегородской области не закупили. Из-за того, что мы в России не можем выстроить инфраструктуру, они закупают сырье в Казахстане, Белоруссии, Польше и Чехии. Это бред! В наших интересах сделать все возможное, чтобы сломить эту тенденцию.
Источник фото: архив Атрема Патрина