«Все равно сожжем или закопаем». Почему в России переработка мусора — непопулярный бизнес?

Директор по развитию «Реал-Инвест» Артем Патрин рассказал DK.RU как Нижегородская область переходит на новую систему утилизации отходов и с какими проблемами сталкиваются мусоропереработчики в России.

С 1 января в России стартовала так называемая «мусорная реформа». В каждом субъекте РФ появились региональные операторы, которые отвечают за своевременный вывоз отходов из контейнеров и транспортирование их до полигона. Также в ближайшее время на плечи этих компаний по распоряжению Владимира Путина ляжет обязанность развивать бизнес по сортировке и переработке мусора.

В Нижегородской области, как выяснил DK.RU,  недостаточно мусороперерабатывающих заводов. Однако под Балахной работает первый в России экотехнопарк  —  комплекс, который занимается обработкой, утилизацией и обезвреживанием отходов. Проект запустила в 2018 г. ГК «Реал-Инвест».

Мы поговорили с директором по развитию компании Артемом Патриным о том, оправдала ли реформа ожидания мусоропереработчиков и с какими проблемами сталкиваются представители отрасли.

 — У нас реформа началась менее скандально, чем в некоторых других субъектах РФ. В таких городах, как Саратов, Волгоград или Челябинск, она спровоцировала настоящий «мусорный» коллапс. Региональные операторы подумали, что как только получат право собирать отходы с огромной территории, то смогут делать что захотят и устанавливать какие угодно тарифы. Но почти сразу столкнулись с тяжелейшими логистическими проблемами, которые не смогли быстро решить. Ведь мусор должен кто-то доставлять на полигоны, и за этим кем-то необходим глаз да глаз. У нас в области все обошлось, так как транспортные компании сильные: мусор возить умеют и хотят.

Почему же нижегородцы жалуются на реформу? На мой взгляд, дело тут не в плохой работе представителей бизнеса. К переменам оказались не готовы муниципалитеты. Ведь именно в их обязанности входит содержание контейнеров и контейнерных площадок. И даже когда регоператор готов выполнять свою работу по вывозу отходов, он не может отправить мусоровоз к месту, где не стоят баки.

Еще одна серьезная проблема в регионе — дороги. Вернее, их отсутствие. В городах еще ничего, а в области в целом и частном секторе — беда.

В деревни чистят дорогу только тогда, когда пенсию привозят или кто-то торговать продуктами приезжает. В частном секторе такая же проблема. Многие транспортные компании закупили иномарки и теперь проехать не могут. Выясняю, как же раньше мусор оттуда забирали? И оказывается, что мимо домов дедушка на тракторе с телегой проезжал и забирал пакеты. И люди говорят жалостливо: «Давайте оставим как было! Трактор...Тележка...Или тележка и лошадь». Вот такой вот откат на два века назад…

Но мы, конечно, как люди, причастные к мусоропереработке, ожидали, что реформа будет заключаться не в том, чтобы поставить новые контейнеры и вывозить их побыстрее. И даже не в сортировке мусора. России необходима система переработки отходов.

«Все равно сожжем или закопаем». Почему в России переработка мусора — непопулярный бизнес? 1

Причем не только тех, которые сейчас в теории перерабатываются. К проблеме давно стоит подключить предпринимателей, которые производят упаковку. Например, продукты Tetra Pak пока нецелесообразно перерабатывать, так как из этой упаковки не выделишь полезных фракций. Но вопросы у нас не к одному предприятию. Сейчас существует около 60 видов пластика, но из них человечество умеет перерабатывать лишь 20. Допустим, собрали мы отходы, отделили от органики то, что можно переработать, и продали. А что с остальным пластиком делать? Его все равно придется либо сжигать, либо захоранивать. То есть вредить экологии.

В Японии и Германии идет борьба с такими отходами. Там стараются упорядочивать виды этикеток и бутылок, чтобы перерабатывать как можно больше. В России же нереально много видов ПЭТ-бутылок. А сколько этикеток разных делают! Не говоря уже о том, какие вещества используют для приклеивания этикеток к бутылкам. Иногда кажется, это не просто клей, а военные секретные наноразработки — настолько  крепко держит! В то время как в Японии, например, когда переработчики обдают этикетки воздушной струей, они сами снимаются. Там люди фундаментально подошли к проблеме.

В Нижегородской области ГК «Реал-Инвест» создал экотехнопарк во многом потому, что два года назад мы увидели японские экотехнопарки. Но у японцев систематизация всего на порядок выше, чем в России. Представьте: нам показали территорию размером с Автозавод в Нижнем Новгороде, где все предприятия связаны энергетически. В России, к сожалению, о такой инфраструктуре пока можно только мечтать. Да и юридически экотехнопарков до сих пор не существует, нет закона, который регулировал бы рынок. «Реал-Инвест» все упорно считают индустриальным парком, который решил зарабатывать с минимальным вредом для экологии.

Сейчас в рамках проекта работает предприятие незаконченного цикла: мы получаем ПЭТ-хлопья из пластика. Но, надеюсь, уже скоро начнем делать из хлопьев конечный товар в виде упаковочных материалов.

«Все равно сожжем или закопаем». Почему в России переработка мусора — непопулярный бизнес? 2

Стоит отметить, что до этого года федеральная власть в России все-таки мотивировала производителей к более экологичному подходу к утилизации своей продукции. Руководствам компаний говорили, что у них три пути: либо платите квази-налог, либо у себя на производстве создавайте систему переработки, либо с переработчиками взаимодействуйте. И мы по стеклу и ПЭТу сотрудничали с компанией «Балтика». Они за свой счет нам докупали сортировочные линии, контейнеры. Планы были грандиозные: «Реал-Инвест» рассчитывал в Нижнем Новгороде установить около 6 тыс. контейнеров для ПЭТ-бутылок.

Но в этом году появилась инициатива ввести для всех предприятий экологический налог. И производители сказали переработчикам, что если его введут, то сотрудничество закончится. И уже министерство финансов будет решать, попадут ли собранные государством деньги к предпринимателям в мусороперерабатывающей отрасли.

В то время как мусоропереработка — занятие довольно затратное. Люди не всегда это понимают. Они почему-то думают, что любая реформа должна привести к снижению тарифов. Но это неправда. При создании хорошей системы переработки отходов тарифы неизбежно поползут вверх из-за сложной системы логистики.

ПЭТ практически ничего не весит, несмотря на объемы. И если не возить его мусоровозом, то ты ничего не заработаешь. Причем желательно как можно быстрее спрессовать бутылки, чтобы увеличить их количество в машине и, соответственно, вес. Везти их куда-нибудь далеко, за 30 км от Нижнего Новгорода, на сортировку до того же полигона «МАГ-1» под Дзержинском невыгодно. Сортировка должна происходить в том же районе, где собрали бутылки. Ну, и настоящая головная боль для переработчиков — это смешение полимеров с органикой. Отделять одно от другого — очень дорогой и долгий процесс.

Пока в этот бизнес в целом войти непросто. Создание заводов по переработке в России — огромная административная нагрузка. Сейчас иногда, чтобы ларек поставить, нужно пройти все круги ада, а тут представьте себе, завод с максимально современным оборудованием построить! Вдобавок сортировочных заводов и полигонов в стране не хватает.

Наше предприятие по мусоропереработке во многом выживает благодаря тому, что его финансируют другие производства. Кроме того, у нас своя электроэнергия.

Мне кажется, что в Нижегородской области бизнес уже не сможет инвестировать в такие проекты без государственной поддержки. Будем надеяться, что федеральные и региональные власти все-таки сдержат обещания и помогут развить эу отрасль в стране.

Недавно была создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор» — федеральный оператор по обращению с отходами. На встрече с министром экологии РФ Дмитрием Кобылкиным нам сказали, что это не новый хлыст для отрасли, а структура, которая будет помогать предпринимателям, желающим заниматься переработкой отходов, выступать соинвестором на этом рынке. Правду ли нам говорили — время покажет.

В то же время во второсырье заинтересованы многие компании. ПЭТ-хлопья очень востребованы на предприятиях по производству строительных материалов. К примеру, «Фройденберг» в Заволжье делает из них нетканое волокно. Но когда я поговорил с руководителем, выяснилось, что с 2006 г. они ни килограмма в Нижегородской области не закупили. Из-за того, что мы в России не можем выстроить инфраструктуру, они закупают сырье в Казахстане, Белоруссии, Польше и Чехии. Это бред! В наших интересах сделать все возможное, чтобы сломить эту тенденцию.

Источник фото: архив Атрема Патрина

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.