Возврат к развитию

Интеграторы утверждают: они не почувствовали спада, и скромно добавляют: просто рост рынка был не настолько высок.

Кризисный год позади, и обсуждать показатели периода спада стало уже банальным. Эксперты утверждают: кризис коснулся всех сфер. Все рынки к началу 2010 г. недосчитались ряда игроков. Однако на общем грустном фоне в Нижнем Новгороде отличился рынок информационных технологий.

Интеграторы утверждают: они не почувствовали спада, и скромно добавляют: просто рост рынка был не настолько высок.

А был ли кризис?
В конце 2008 года, по словам экспертов ИТ, многие просто перепугались. Это и стало причиной некоторого смятения на рынке в 2009 году. Светлана Егорова, директор ООО «Апрель-Cофт», рассказывает: «В 2009 г. у нас не было значительного роста, но не было и падения. Более того, мы можем сказать, что работали с перспективой на будущее. Мы всегда стараемся ориентироваться на долгосрочный период. Поэтому база, которую мы наработали в 2009 г., приносит нам преимущества сейчас». Отложенный спрос никто не отменял— добавляет г-жа Егорова. Схожую ситуацию отмечает и Дмитрий Шапошников, директор ООО «Теком». По его словам, в кризисный для многих сфер год его организация демонстрировала рост в 15%. Подобная ситуация отмечалась и в нижегородском филиале компании «1С-Рарус», и в ЗАО «Крок Поволжье». В этих организациях цифры росли и по массовому клиенту, и по промышленным предприятиям. Подобные показатели действительно выглядят феноменально на фоне общего спада. Более того, причины их достижения оказываются достаточно просты.
Секрет успеха
В кризис все организации независимо от сферы деятельности прибегали к одним и тем же мерам: оптимизация расходов, снижение цен, новые управленческие стратегии. Однако ни в одной сфере эти меры не принесли подобного результата, как это произошло в ИТ. Интеграторы не изобретали велосипед, они просто действовали как менеджеры, заинтересованные в успехе. Г-жа Егорова называет три основные причины непотопляемости рынка ИТ в период кризиса. «Во-первых, это ряд новых решений и технических разработок в сфере 1С, во-вторых— это захват новых сегментов. И в-третьих— это опять же влияние отложенного спроса». Алексей Малышев, ген. директор ООО «Сонет-НН», перечисляет другие меры: наращивание компетенции и, как следствие, осуществление комплексных проектов по строительству инфраструктуры, а также выход в другие регионы. Соглашаясь со всеми этими причинами Станислав Архипов, директор ЗАО «Крок Поволжье», называет еще один существенный компонент— усилия отдельных менеджеров и управленцев, которые в кризисных условиях смогли максимально грамотно оптимизировать расходы и направить деятельность предприятия в прибыльное русло. «Чтобы справиться с кризисом,— рассказывает Александр Смирнов, глава ООО «Внедрение», — нам пришлось пересмотреть внутренние процессы и уделить внимание развитию новых направлений, таких так проектные внедрения и управленческий консалтинг. Принятие этих управленческих решений позволило достичь нам определенного успеха».
Логично, что кризис, который мог в любую минуту потопить предприятие, заставил управленцев приобрести неоценимый опыт. И на данный момент интеграторы непосредственно ощущают его влияние на свою работу.
Клиент изменился
Андрей Шишкин, глава ООО «Константа», отмечает, что 2010 г. принес с собой качественно новый тип клиентов. Теперь они ясно понимают, чего именно они хотят. Они не намерены безоглядно и бесцельно тратить деньги, только исходя из уверений, что внедрение системы принесет им качественную прибыль. Они хотят заведомое подтверждение результата». По словам г-на Шишкина, требования к интегратору стали значительно выше. Стали ставиться более конкретные цели, задачи приобрели комплексность. Кроме того, точка принятия решения взлетела вверх от топ-менеджеров и директоров по интеграции до генеральных директоров и непосредственных владельцев бизнеса. Подобную же тенденцию приводит и Оксана Клинюшина, ген. директор ООО «1С-Рарус НН». «Сейчас диалог между клиентом и интегратором стал более открытым и динамичным. Закладывая определенный бюджет, клиент ясно дает понять, какие бизнес-задачи требуют решения и каких результатов он ждет по завершению проекта». Более того, несмотря на то, что эффективность принятия управленческих решений зачастую рассчитать практически невозможно, в коммерческие предложения стали чаще включать расчет окупаемости.
Новый 2010 год
2010 г. дал вздохнуть IT-феномену полной грудью: наконец-то проявилась привычная динамика. Эксперты в один голос заявляют о росте. Г-н Малышев приводит данные: к концу 2010 г. в ООО «Сонет-НН» прогнозируется превышение показателей 2008 г. на 10%. Владислав Башаримов, коммерческий директор Волго-Вятского филиала ЗАО «АйТи», также отмечает, что в первом квартале 2010 финансового года его организация вышла на докризисный уровень. Сейчас показатель динамики достигает 50% по отношению к 2009 г. Подобная динамика— не ошибка в расчетах. Например, ООО «Теком» демонстрирует показатель в 80%, ООО «Внедрение»— 50%. Налицо увеличение активности на рынке. Любой экономист средней руки скажет: создается благоприятная почва для развития конкуренции.
Г-н Архипов отмечает, что сейчас на нижегородском рынке ИТ идет борьба управленческих технологий и стратегий. Системные интеграторы стали более агрессивными на рынке. Чтобы привлечь новых клиентов, они зачастую снижают цены. От этого непременно страдает качество.
Однако в то же время игра на ценах— это стратегия 2009 г. Главное, на что сейчас все чаще делают акцент заказчики,— это соотношение цены и качества. Более того, за высокую цену клиенты стремятся получить комплекс услуг: программное внедрение и настройка инфраструктуры под него.
Наглядный пример— комплексные проекты ГК «Апрель». Входящие в нее компании «Апрель Софт» и «Сонет-НН» могут обеспечить готовое IT-решение «под ключ». Однако слияние этих услуг в рамках одной организации— крайне редкое явление. Г-жа Клинюшина считает, что для франчайзингового бизнеса на текущий момент партнерские отношения с фирмами, профилирующимися на системной интеграции, более экономически оправданы, чем поднятие нового полноценного направления «с нуля» внутри компании. На нижегородском рынке существуют холдинги, которые включают в себя и франчайзинг, и системную интеграцию, но это больше лежит в области «исторического происхождения», нежели в области стратегии. Г-н Архипов считает, что интегратор должен быть достаточно крупным, быть способным одинаково хорошо и внедрять систему, и строить под нее инфраструктуру. Эксперты сошлись на мнении, что наибольшую выгоду и наименьшую головную боль приносит все-таки партнерство, а не слияние.
Предоставление комплекса услуг является весомым конкурентным преимуществом. Однако конкурентная борьба в рамках одного региона— это как переливание из пустого в порожнее. Деньги переходят от одной организации к другой. Возникает замкнутый круг. Денег же в регионе не прибавляется. В итоге, чтобы развиваться, предприятие вынуждено расширять границы.
Покоряя новые горизонты
Г-жа Клинюшина рассказывает, что один из ключевых моментов прогрессирования организации как в кризисное время, так и сейчас— это продуманная стратегия, от географии ведения бизнеса до ценообразования и профессионального обучения сотрудников всех уровней. «Деятельность нашей организации не ограничивается Нижегородским регионом. Конечно, там есть свои интеграторы, но в большей географии есть более высокая вероятность найти клиентов». Г-н Архипов отмечает, что выход в другие регионы достаточно сложен, но перспективен. Там свои правила игры, свои национальные особенности. С другой стороны, интеграторы из других регионов также пытаются завоевать нижегородский рынок. Проникновение начинается со случайных продаж, которые в дальнейшем чаще всего перерастают в постоянные. Сергей Тюнин, генеральный директор компании МАЙ, также отмечает тенденцию смещения рынка ИТ в регионы. Однако эксперт выделяет и главную сложность: набор предложений продуктов и услуг системных интеграторов одинаков в любом регионе, поэтому трудно привлечь клиентов, не используя инновационные решения.
Вечный 1С
Прогнозы на 2011 г. вполне оптимистичны. Эксперты закладывают прирост регионального рынка в 7–15% по отношению к 2008 г. По мнению г-на Малышева, в 2011 году на Нижегородском рынке ИТ многое будет зависеть от бюджетов, выделяемых государством. Если придут деньги из федерального бюджета, то появятся новые проекты и новые решения; если не придут, то динамика роста ИТ рынка будет меньше. Тут уже никто не спрогнозирует. Однако игроки нижегородского рынка ИТ утверждают: 1С— это продукт, который монополизировал все бухгалтерские функции. Г-н Шапошников отмечает, что эра этого феноменального программного обеспечения, которому и кризис не страшен, закончится лишь тогда, когда система бухгалтерского учета в России упростится. Для сравнения: в США бухгалтерский учет намного проще, поэтому сложность бухгалтерских программ и их стоимость значительно ниже.
Что ж, упрощение системы бухгалтерского учета в нашей стране, и в частности в Нижегородской области, пока не прогнозируется. Следовательно, и интеграционный бизнес пока не собирается упускать свои позиции.
Бизнес тратится на ИТ
7,4 млрд руб.
затраты нижегородских организаций на информационные и коммуникативные технологии в 2009 г.
3753
нижегородские организации использовали специальные программные средства в 2009 г.

Источник: Нижегородстат. Интеграторы идут в гору
От 40% до 80%
динамика ведущих IT-организаций Нижегородской области по сравнению с 2009 г.
Источник: Эксперты ДК.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.