Виталий Тимуца

История «Смайла» началась в 1993 г. в Казани, когда три молодых человека привезли из Москвы товар Procter&Gamble. Первые поставки с завода американского концерна в России «Новомосковскбытхим» шли в

Татарстанский дистрибьютор «Смайл» за десять лет вырос в десять раз, открыв офисы в одиннадцати городах Поволжья и Урала. Своевременные стратегические решения— уход из розницы и акцент на складскую логистику плюс ювелирное управление заемными средствами — позволили компании превратиться в региональный холдинг, лидирующий в логистике и дистрибуции потребительских товаров.

История «Смайла» началась в 1993 г. в Казани, когда три молодых человека привезли из Москвы товар Procter&Gamble. Первые поставки с завода американского концерна в России «Новомосковскбытхим» шли в крупнейший тогда магазин города — ЦУМ. «Учредители сами возили, сами грузили, но, несмотря на лихие 90-е, работали честно. Поэтому, когда Procter&Gamble понадобился дистрибьютор в Татарстане, им стал «Смайл», — рассказывает генеральный директор «Смайла» Виталий Тимуца. Procter&Gamble был единственным партнером на протяжении семи лет. В 2000 г. американский концерн убедился в надежности дистрибьютора и разрешил «Смайлу» заключать договоры с любыми произ­водителями, кроме прямых конкурентов.
Дистрибуция занимает до 90% в обороте группы компаний, но имеет самую низкую рентабельность — менее 1%. Это заставило ГК искать прибыль в новых проектах. С 2006 г. компания преобразовалась в холдинг, который помимо дистрибуции развивает в семи регионах России направления девелопмента, логистики, BTL-промоушна и IT.

Не влиятельный, но ответственный
В компанию Виталия Тимуцу привел случай. В 1997 г. генеральный директор «Смайла» Рафик Мустафин начал искать финансового аналитика. Редкого для 90-х гг. специалиста он решил вырастить из студента экономического факультета КГУ. Как вспоминает г-н Тимуца, г-н Мустафин просто пришел в аудиторию университета и спросил, есть ли желающие работать в компании. Желание выразили десять человек, но после собеседования Рафик Мустафин остановил свой выбор на Виталии Тимуце. И не прогадал. Молодой экономист хорошо себя зарекомендовал на должности фин­аналитика и через полтора года вырос до финдиректора филиала. В 1998 г. «Смайл» выходил на рынок Башкирии. Открывать с нуля офис в Уфе пригласили г-на Тимуцу. «В Сбербанке Башкортостана я был первым клиентом, который получил кредит в форме овердрафта», — вспоминает он. В 1999 г. Виталий Тимуца вернулся в Казань и стал финансовым директором уже группы компаний. Через два года, когда г-н Мустафин ушел в другой бизнес, учредители приняли единогласное решение: руководить «Смайлом» должен Тимуца. В 2010 г. он с удивлением узнал, что включен в рейтинг «100 самых успешных» казанского городского интернет-портала, а учредители «Смайла» в «Топ-200 крупнейших компаний» газеты «Бизнес-онлайн» названы «подпольными миллиардерами».
Что вас удивило в формулировке «самый успешный»? Оборот ГК «Смайл» приближается к доходам Казани, а в вашем подчинении несколько тысяч человек
— После опубликования рейтинга мне звонили друзья, знакомые и называли «подпольным миллиардером». Оказывается, я такой богатый и успешный. Но я не отношу себя к влиятельным людям — у меня нет таких целей, да и влияния нет. В «Смайле» с нами работают в общей сложности 6 тыс. человек. Когда, кроме своей семьи, ты отвечаешь за многие семьи и заботишься, чтобы бизнес развивался, это не влиятельность. Это— ответственность.
Все дело в том, что мы мало известны за пределами потребительского рынка, где являемся лидером в дистрибуции и логистике. Люди видят рейтинг, видят наш миллиардный товарооборот, но не осознают, что это выручка, а не прибыль. Это раньше мы были оптовой компанией: закупали большие партии товара, перепродавали в рознице с наценкой и получали прибыль. Дистрибуция — более сложный бизнес, связанный с большим числом ограничений, которые предъявляют розничные сети по качеству, способу и срокам поставки продукции. На уровне логистики у нас нет права собственности на товар — мы его не перепродаем, а только оказываем услуги по хранению и доставке. Получается, обороты миллиардные, но сверхприбыли нет.
Если бизнес малорентабельный, почему вы продолжаете им заниматься?
— Высокий оборот гарантирует хорошие показатели собственного капитала, по­этому он интересен собственникам. С другой стороны, те же десять лет назад конкуренция была ниже, а рентабельность — выше. Это сегодня дистрибьюторский бизнес высококонкурентный, очень рискованный и ответственный, когда любая ошибка, допущенная в менеджменте, ведет к потерям или снижению рентабельности до нуля. Одно дело— вес управленческого решения в бизнесе, когда норма прибыли 20%, другое — когда рентабельность меньше 1%. Это разные «плечи». При очередном пятилетнем планировании мы решили это учесть и максимально уравнять бизнесы холдинга. В будущем мы намерены увеличивать нашу долю добавочного продукта. Дистрибьюторский бизнес очень зависим от качества работы сверху донизу. Мы хотим найти и реализовать новые проекты. Вероятно, это будет производство собственных брендов, где мы сможем использовать свои знания и опыт и в результате больше заработать.

Есть ли у компании некий образец для подражания?
— Большое влияние на нас оказал Proc­ter&Gam­ble, мы не раз перенимали управленческие подходы, особенно в отношении оценки персонала. После того как стали мультибрендовым дистрибьютором, мы заключили контракты с Nestle, Sun InBev, Upeco и другими крупнейшими производителями. Используя лучший опыт этих компаний, мы развиваемся.
Вероятно, одного опыта для становления компании-лидера недостаточно? Нужны и деньги
— Сначала хватало собственных и оборотных средств. Первый кредит на 3 млн руб. компания взяла в 1998 г. на открытие филиала в Уфе. Руки дрожали, когда его подписывали Сегодня наш кредитный портфель — 1,2 млрд руб. В принципе, нам достаточно этой суммы. Если речь зайдет о новых проектах или инвестициях в основные фонды, это будут незначительные суммы. «Смайл», пожалуй, идеальный клиент для банка. За всю историю компании не было случая, чтобы мы задерживали выплату по кредиту.
Ощущается ли в дистрибуции выход из кризиса?
— В кризис мы столкнулись с сокращением товарооборота во многом из-за перехода производителей на прямые отгрузки в национальные сети. Другие клиенты старались оптимизировать расходы, отказываясь от полного цикла услуг компании, оставляя нам только логистику. И хотя тенденция сохраняется, она говорит скорее о стабилизации рынка. Тем более кризис не повлиял на российские особенности рынка — огромные территории и слабую инфраструктуру. Поэтому без дистрибьюторов, самостоятельно или с логооператорами поставщикам эффективно работать только с крупными клиентами. Региональные розничные сети и мелкие магазины производитель сможет обслуживать только через дистрибьюторов.
Рынок сжимается, пора расширяться
К середине 2000-х гг. учредители «Смайла» поняли, что рынок дистрибуции будет сжиматься, и решили дополнить бизнес новыми проектами. «Это общемировая тенденция. Мы видели, как американские дистрибьюторы уходят в розницу или логистику, — рассказывает г-н Тимуца.— «Смайл» выбрал складскую логистику, открыл профильную компанию «С-Лоджистик» и построил к 2009 г. один из крупнейших в регионе логокомплекс класса А «Константиновский». Площадь первой очереди— около 16 тыс. кв.м. В начале 2011 г. «Смайл» вышел в Москву, арендуя складские помещения класса А под брендом MSG. В планах компании— завершить строительство логокомплексов в Уфе и Чебоксарах».
Почему вы выбрали логистику, а не розницу?
— Розница у нас была с 2003 г., но в 2005-­2006 гг. мы решили ее закрыть. Каждый должен заниматься своим делом— тем, что умеет и в чем есть компетенция. Наша компетенция исключительно в области товаро­движения — быстро донести продукцию до потребителя. А розница — совершенно иной вид деятельности. Нужно было выбирать, уходить в него полностью либо отказаться совсем.
Чья была идея построить складской комплекс «Константиновский»?
— Идеи витают в воздухе. Нас четыре учредителя. Вероятно, как обычно, один сказал, другой подхватил.
В нашем распоряжении всегда был складской комплекс класса В в старопромышленной зоне Казани. Но в 2004 г. мы задумались: кому наш склад будет интересен через десять лет? Поняли, что никому — ни нам, ни потенциальным покупателям. И решили: раз работаем с мировыми дилерами и хотим быть лидерами логистических услуг в нашем регионе, то должно быть и соответствующее складское помещение класса А. Съездили в Польшу. Там нам показали современные складские комплексы, построенные европейскими компаниями. После этого уже стали думать о земле, где должен находиться складской комплекс, чтобы он был интересен с точки зрения логистики, движения товара и поставок сюда крупнотоннажного транспорта и распределительной логистики по городу. Сегодня можно сказать уверенно: мы выбрали правильное место, в 900 м от федеральной трассы и в 5 км от города.
Какие сложности возникли с реализацией?
— Прежде чем начинать заниматься складской логистикой, мы разбирались, в чем суть этого бизнеса. В 2006 г. был заключен первый контракт с ЗАО «Лебедянский». На нем стали отрабатывать свои навыки, вложились в людей, инфраструктуру. Сейчас с уверенностью можно сказать, что если бы мы знали, насколько активно будет развиваться рынок складской недвижимости в Татарстане, то вряд ли бы строили свой комплекс. Во всем мире логисты арендуют помещения. Но пять лет назад у нас не было такой информации. В последние два-три года близ Казани построено несколько складских комп­лексов класса А. Но то, что мы вообще занялись логистическим бизнесом в регионе одними из первых, важно. В 2007 г. до кризиса договорились с Райффайзенбанком о проектном финансировании на семь лет и наняли управляющую компанию для строительства. Проект стоил 600 млн руб., 30% из которых были наши собственные средства. Но, несмотря на то что сдали первую очередь проекта в кризис, логопарк «Константиновский» заполнен на 100% и занимает около 10% в обороте группы.
Какой сегмент вашего бизнеса сильнее ощутил кризис?
— Сильнее всего пострадал девелопмент — строительство и сдача складских помещений в аренду. Ключевые игроки рынка в сегменте складской недвижимости класса А стали демпинговать, чтобы привлечь клиентов. Снизив цену до «ниже плинтуса», они вынудили на снижение нас. Мы ведь на одном рынке. Это было самое сложное в кризис — выдержать рентабельность при низких ценах. Думаю, в ближайшее время ситуация изменится. По крайней мере, для этого есть предпосылки. Заполняемость комплексов придет в норму, значит, будет пошаговое удорожание арендных ставок. Это уже происходит — в декабре логисты подняли цены.

 

 

Виталий Тимуца
Генеральный директор ГК «Смайл».
Родился 8 января 1976 г.
Образование: Казанский государственный университет.
Карьера: с 1997 г.— финансовый аналитик ООО «Фирма «Смайл». 1999 г.— финансовый директор ООО «Форест» (филиал ГК «Смайл Форест» в Уфе). 1999 г.— финансовый директор ООО «Фирма «Смайл». с 2001 г.— генеральный директор ГК «Смайл».

 

 

Развиваться компании помогали кредиты
3 млн руб.
первый кредит «Смайла» в 1998 г.
1,2 млрд руб.
кредитный портфель «Смайла» в 2010 г.
600 млн руб.
инвестиции в первую очередь логопарка «Константиновский»

Источник: ГК «Смайл».

 

 

ГК «Смайл»
Год создания: 1993.
Присутствие: Москва, Киров, Ижевск, Чебоксары, Йошкар-Ола, Казань, Набережные Челны, Уфа, Бугульма, Нефтекамск, Стерлитамак, Ульяновск.
Оборот в 2010 г.: 8 млрд руб.
Компании группы: фирма «Смайл» — дистрибуция, «С-Лоджистик» — логистика и девелопмент, «Промо-С» — маркетинговое сопровождение бизнеса, РБС — IT-поддержка бизнеса, «Энергия» — вендинг.

 

 

За десять лет оборот «Смайла» вырос в десять раз
Оборот компании в 2001 и 2010 гг., млн руб.
7967 2010 г.
692 2001 г.
Источник: ГК «Смайл».

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.