Винных дел мастер
На нижегородском алкогольном рынке Евгений Щербаков появился в середине 90-х. Пока все торговали в ларьках спиртом Royal, он первым в городе организовывал розничные продажи Martini и Hennessy.
досье
Евгений Щербаков
Родился 5 декабря 1966 г.
образование: 1973–1984 гг. — средняя школа пос. Тонкино Нижегородской области.
1984–1991 гг. — ГСХИ, мехфак; преподаватель кафедры ТКМ.
1984–1986 гг. — служба в армии
1991–1992 гг. — компания «Антик».
1993–1994 гг. — компания «Аккорд».
1994–1996 гг. — компания «Алуэт».
1996–2002 гг. — компания «Аристид».
С 2002 г. — владелец сети бутиков винного клуба «Оде Ви».
Член Ассоциации сомелье России.
Лучший дегустатор России среди профессионалов.
Евгению Щербакову скучно жить без движения. Еще будучи студентом мехфака Горьковского сельскохозяйственного института, он отказался от мысли связать дальнейшую жизнь с сельским хозяйством. Поэтому он оставил институт, где учился на инженера-механика, чтобы пройти службу в армии. Служба в спецбатальоне милиции стала для Евгения Щербакова хорошим жизненным уроком. С тех пор он считает для себя совершенно неприемлемым какой бы то ни было беспорядок в бизнесе и в жизни. «После армии я все же закончил сельхозинститут, после чего год преподавал в нем. За это время понял: педагогическая деятельность совсем не подходит мне по складу характера. Мне обязательно нужно постоянное движение вперед, вызов обстоятельств», — объясняет г-н Щербаков.
Обстоятельства 90-х годов предоставили молодому преподавателю сколько угодно вызовов. «Для многих это время оказалось очень тяжелым, но я считаю, что в тот период деньги «росли» на деревьях: прыгнул — сорвал, выше прыгнул — больше сорвал. В начале 90-х не зарабатывал только ленивый».
По окончании института Евгений Щербаков устроился менеджером в только что образовавшуюся фирму «Антик». Через два года он стал коммерческим директором этой компании. К тому времени в ее активы уже входило два ресторана: «Виталич» и «Эрмитаж».
В «Антике» Евгений Щербаков отвечал за развитие первых в городе частных магазинов, торгующих алкоголем. «Торговля велась без кассовых аппаратов, без лицензий, без сертификатов — купил-продал. Уже тогда мы возили из Америки алкоголь, особым спросом пользовался спирт Royal. Сами разгружали, сами продавали — примитивный, но достаточно доходный бизнес», — вспоминает он. К 1992 г. Щербаков понял, что дальнейшего роста здесь для него нет. Да и стратегия развития бизнеса, предлагаемая руководством, все меньше была ему интересна.
С 1992 г. предприниматель развивал идею создания «Винного клуба», который бы объединил людей, интересующихся редким, элитным вином. В том же году Евгений Щербаков начал свой бизнес, — организовал компанию «Аккорд» и начал продавать алкоголь в четырех собственных киосках. «К тому времени я четко понимал, чем именно буду заниматься: продвигать культуру винопития. Я уже тогда думал, как изменить отношение людей к алкоголю».
Начинающий предприниматель нашел способ выделиться из общей массы палаток на площади Минина: обшил свой ларек бархатом, назвал «Бархатным» и стал торговать дорогим алкоголем. «Мы первыми привезли в город Martini и Hennessy. Необычное оформление торговой точки тоже сделало свое дело: выручка у нас была больше, чем у коллег по цеху», — вспоминает г-н Щербаков.
В 1993 г. г-н Щербаков продал свои киоски. Затем, создав новую компанию «Алуэт», он перешел на оптовые поставки алкоголя в торговые точки. Для этого пришлось поменять структуру работы: теперь предприниматель сам ездил на КАМАЗах в Москву за продукцией.
«Алкогольный рынок всегда был денежным. Поэтому преступность внимательно следила за этим бизнесом, постоянно предпринимая попытки «поучаствовать» в нем», — комментирует г-н Щербаков. В этих поездках все время приходилось общаться с представителями московских преступных группировок и сообществ. «Предмет разговора был всегда один: или платите, или не вернетесь домой. Мы не заплатили ни разу. Хотя — надо отдать должное — ребята свою «работу» знали: встречали на трассе, даже в городе в любой момент можно было подвергнуться нападению. Поэтому мы быстро обзавелись серьезной вооруженной охраной, которая сопровождала нас везде — на этом не экономили. Благо, коммерсантов было много, и бандиты предпочитали не устраивать войн на дороге — просто переключались на кого-то более «покладистого», — вспоминает Евгений Щербаков.
Его новой идеей стало внедрение на нижегородский рынок элитных сортов алкоголя. «Конкуренты говорили: зачем ты возишь вина стоимостью 300 руб. за бутылку, когда есть бутылка за 50? Кто купит твое вино? Я отвечал: ради идеи. Придет время — люди будут выбирать качественные напитки», — рассказывает предприниматель. Идея себя оправдала — вскоре уверенно стал продаваться Hennessy. «Почувствовав, что дело сдвинулось с мертвой точки, я поднял планку и стал предлагать еще более дорогие, элитные коньяки. Когда и это направление раскрутили, начал заниматься вином», — вспоминает г-н Щербаков.
Предприниматель первым поставил консультантов в винные отделы магазинов и не прогадал: «Квалифицированные люди с успехом продвигали ту продукцию, которую мы поставляли. Идея тут же пошла в тираж: большинство конкурентов обзавелись своими консультантами. Это было похоже на цирк — приходит человек в магазин, а там его уже встречают пять продавцов в одном отделе! Были даже случаи потасовок между консультантами — такие страсти кипели. Спустя какое-то время я убрал своих работников из магазинов. Кстати, снова выиграл: потеряв доверие к продавцам, люди предпочитали брать ту продукцию, которую им никто не навязывал, — и это была моя продукция», — делится опытом г-н Щербаков.
Вторая половина 90-х была для его компании «Аристид» периодом процветания — оптовая продажа алкоголя была поставлена на поток. Однако назревавшие в течение нескольких лет проблемы с партнером по бизнесом к тому моменту достигли своей кульминации. «Взаимопонимание и доверие было утрачено безвозвратно, о дальнейшем партнерстве не могло быть и речи», — вспоминает г-н Щербаков. Последовавшие за этим выяснения отношений и дележ бизнеса привели к состоянию хаоса внутри компании. Бизнес серьезно залихорадило и оправиться от такого потрясения он уже не смог. Получив после раздела только один магазин в центре города и контейнер, Евгений Щербаков решил возрождать свое дело. Постепенно в компании стал расти объем продаж, увеличился штат — вскоре в ней работало уже больше 100 человек.
Стабильный рост предприятия прервало банальное воровство. Предприниматель так вспоминает о том периоде: «Ослепленный стремительным ростом бизнеса и явными успехами, я, наверное, в какой-то момент потерял бдительность, не уделяя должного внимания учету и контролю. Проблемы не заставили себя ждать: воровство продавцов вскоре привело к новому разорению. Состояние дел катастрофически ухудшалось, и в 2002 г. Щербаков принял непростое решение: чтобы спасти любимое «детище» — магазин «Винный клуб», пришлось продать фирму «Аристид».
К тому времени уже существовал устойчивый спрос на хорошие вина в ресторанах и многих магазинах Нижнего Новгорода. С 1992 г. Евгений Щербаков продавал алкоголь в розницу через свой магазин «Винный клуб». В конечном итоге желание продавать дорогой алкоголь победило привычку работать в опте — Щербаков открыл в 2002 г. специализированный магазин «Оде Ви». С тех пор он занимается исключительно розницей.
Работа господина Щербакова — сплошное удовольствие: презентации, тусовки, вечеринки. Однако это не отменяет правила каждый день быть на работе с раннего утра — c 9 часов его день уже расписан по минутам. «Опыт разорений научил меня нескольким правилам. Первое — 10–15% дохода в месяц нужно всегда откладывать. Соблюдай я это правило — точно не разорился бы в первый раз. Второе — жесткое планирование и постоянный анализ работы. Это позволяет быть в курсе дел и принимать правильные решения в нужный момент, — делится опытом Евгений Щербаков.
По словам предпринимателя, алкогольный рынок пережил три кризиса, и на всех трех Щербаков хорошо заработал. Первый, естественно, в 1994 г., когда доллар резко вырос в цене — «черный» вторник.
Евгений Щербаков в тот момент был в Тунисе. «Когда я приехал, оптовые фирмы не продавали алкоголь — я принял решение сделать наценку 15% и распродал все складские запасы. В итоге у меня был пустой склад. А через несколько дней, когда доллар вернулся к прежним значениям, «я поехал в Москву за новым товаром по низкой цене», — вспоминает предприниматель.
Второй кризис наступил в 1998 г., когда цены на алкоголь снова поползли вверх. Сложилась такая ситуация, что в Москве оптовый алкоголь стоил дороже, чем в Нижнем Новгороде в рознице. «Я разослал сотрудников компании во все районы с единственной целью: скупить весь элитный продукт в городе. Убрав с рынка всю продукцию, которую распродавали по старым ценам, можно было смело продавать алкоголь по новой цене. И никто не мог нам сказать, что в другом месте дешевле», — такими незамысловатыми действиями г-н Щербаков в очередной раз сохранил стабильность бизнеса.
Третий кризис был связан со сменой акцизов в 2006 г. После того, как вступил в действие запрет на продажу алкоголя со старыми акцизными марками, у Щербакова был единственный магазин в городе, в котором можно было купить напитки. «Мы заблаговременно закупали в Москве алкоголь с новой маркой, но не продавали, а складировали. Заранее было понятно, что кризиса не избежать. К 1 июля мы убрали с прилавков остатки продукции со старыми марками, заменив на ту, что уже была приготовлена на складе. В итоге у нас не просто был в продаже алкоголь — у нас было 500 наименований продукции с новыми акцизами. Удивлялись все, особенно проверяющие!»
Евгений Щербаков констатирует: «Винные бутики открываются в городе регулярно — но вскоре закрываются. Для большинства владельцев бутики — это хобби, и не более. Элитный алкоголь как бизнес малорентабелен — его могут позволить себе богатые люди. «Для меня, напротив, бутики — единственный бизнес, которым я занимаюсь уже шестнадцать лет. В городе больше нет ни одного владельца бутика, который бы сам занимался оперативным управлением», — возражает г-н Щербаков.
Бизнесмен сам выезжает за границу заключать договоры с производителями вина. С 2002 г. посетил более 70 заводов по всему миру: в Чили, Новой Зеландии, Австралии, Испании, Италии, только во Франции был 12 раз. «Важно знать, как и в каких условиях производят. Только так можно контролировать качество. Например, на Кипре поразила жуткая антисанитария на одном из заводов», — делится он впечатлениями.
Ассортимент винного бутика предпринимателя не ограничивается набором наиболее популярных сортов и марок. «Мы привозим и храним большие объемы продукции, не имеющей пока широкой известности в России — это сорта, которые я считаю перспективными. Риск того, что не раскупят, конечно, существует. Но он минимален — качественная продукция всегда найдет клиента. Просто нужно суметь один раз продать ее — и покупатель обязательно вернется, чтобы попробовать что-то еще», — аргументирует он.
Г-н Щербаков и сам регулярно практикуется в продажах элитного алкоголя: «Мне известны вкусы и предпочтения многих знаменитых людей, политиков, «звезд». Поэтому, когда они приезжают в Нижний Новгород, организаторы визита за алкогольной продукцией обращаются именно ко мне».
Секрет рентабельности «винного бизнеса по Щербакову» сам предприниматель формулирует так: «Я вовремя избавился от посредников, закупая товар у производителя или у его первого представителя в Москве». Пережив кризисы, ветреность законодательства, непостоянство вкусов земляков, Евгений Щербаков и сегодня с уверенностью смотрит в будущее. В следующем году, помимо открытия нового бутика в Москве, он планирует завершить проект по созданию собственных брендов элитного алкоголя совместно с Ассоциацией виноторговцев России. Для этого была создана компания «Смарт Дистрибьюшн», которая зарегистрировала торговую марку в России. Сейчас на заводах во Франции разрабатываются опытные образцы коньяка, бренди и других сортов алкоголя.
«Свой первый ларек я обшил бархатом, назвал «Бархатным» и начал торговать Martini и Henessy. Необычное оформление торговой точки сделало свое дело: выручка была больше, чем у коллег по цеху».







