Вениамин Архангельский

Дворец купцов Рукавишниковых считается дорогой жемчужиной архитектурного наследия Нижнего Новгорода XIX века. Впрочем, таковым он был и в позапрошлом веке: владелец строил палаццо с намерением уте

Те, кто говорит, что выжившим в советскую эпоху памятникам истории и архитектуры повезло, правы лишь отчасти. Настенная роспись и колеровка были спрятаны под разными видами побелок, итальянские мозаичные полы— под линолеумом, а паркет— под масляной краской. И на то, чтобы вернуть все это к жизни, нужны годы и сотни миллионов рублей.

Вернул городу архитектурную жемчужину

Дворец купцов Рукавишниковых считается дорогой жемчужиной архитектурного наследия Нижнего Новгорода XIX века. Впрочем, таковым он был и в позапрошлом веке: владелец строил палаццо с намерением утереть нос другим богатеям, не скупился ни на что. И утер— смешение всех стилей, роскошь отделки, обилие лепнины, позолота, кариатиды и атланты, расписные плафоны, дорогой паркет и мрамор превратили дворец Рукавишниковых в самый шикарный особняк города.
В советскую эпоху здание с кариатидами на фасаде стало музеем, который в 1994 году закрыл свои двери и был законсервирован. Эксплуатировать дворец было уже небезопасно, а денег на научное восстановление не было. С тех пор прошло 16 лет, за которые в Нижнем Новгороде выросло целое поколение горожан, которые никогда не были в залах с роскошной лепниной и не поднимались по парадной лестнице.
Вениамин Архангельский стал директором Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в 2003 году, получив весьма беспокойное хозяйство. Хотя некоторые эксперты сравнивали музей с «культурным погостом» -- то ли потому, что им не хватало громких культурных мероприятий, то ли потому, что в залах главной его жемчужины замерла жизнь. Великолепный памятник архитектуры умирал, бюджет не имел столько средств, сколько требовала бережная научная реконструкция. В адрес молодого директора раздавалась критика музейного сообщества, подкрепленная еще и тем, что г-н Архангельский не имел до прихода в музей подобного опыта работы.
Впрочем, директору было не до выслушивания критики. Он занялся обследованием состояния дворца. И результаты повергали в состояние шока, которое Вениамин Архангельский до сих пор не может забыть: «Мы чуть не заплакали, когда глубокое исследование конструкций главного здания показало, до какой степени разрушены несущие балки. Третий этаж в любой момент готов был рухнуть. Дворец уничтожали 24 вида грибков». Особняк давно открыл счет своим потерям: мозаика и паркет были застелены крашеным линолеумом, нежная колеровка залов закрашена краской, погибли росписи плафонов, в буквальном смысле теряли лица лепные амуры и нимфы. Каким был центральный плафон, музейщики так и не узнали из-за отсутствия свидетельств. Не помогли в этом вопросе даже специалисты из Академии художеств. Крыша особняка была худая как решето, так как рабочие сколачивали лед с крыши ломами, пробивая покрытие. Вода и влага угрожали собраниям и фондам. Сейчас Вениамин Архангельский уже может говорить страшные слова о том, что, промедлив еще пять лет, нижегородский маленький Эрмитаж можно было бы записывать в утраты.
Эксперты считают, что руководить музеем и быть поглощенным только высокими культурными материями в нынешних условиях нельзя. Необходимо еще и быть грамотным администратором, а также уметь обивать властные пороги, скрупулезно считать деньги и уметь объяснить роль и значимость культурных объектов. Судя по всему, г-н Архангельский объяснить смог. И первыми посетителями палаццо в августе 2010 года стали значимые гости значимого мероприятия — инаугурации губернатора Валерия Шанцева.

Нижегородские столичные амбиции если и не соответствуют бюджету и инфраструктуре города, то вполне оправданны благодаря количеству и качеству культурных проектов.

Еще классик позапрошлого века в своем бессмертном «Горе от ума» упоминал смешение французского с нижегородским. И в 2010 году город продолжал мешать недостаток финансирования культуры, разваливающиеся ДК, отсутствие общественных туалетов и намерения властей лишить охранного статуса деревянный Нижний с целой плеядой знаменательных событий и просто удачных находок. К тому же в Нижнем Новгороде нельзя с точностью сказать, кто же именно опутан тонким эфиром культуры— все опять перемешалось: выставки организовывали представитель МИД и почетные консулы, а директоров музеев и галерей чаще можно было увидеть на стройках.
Уходящий год останется в культурной жизни Нижнего Новгорода периодом подарков публике. Великими подлинниками решил в 2010 году потчевать зрителей областной Художественный музей, придумавший проект «Картина месяца». Ежемесячно в доме купца Сироткина выставлялись шедевры европейской живописи из запасников музея.
Кстати, о смешении французского с нижегородским. Филармония под руководством Ольги Томиной не просто открыла новый 74-й сезон и очередной XI Международный фестиваль имени Андрея Сахарова, но и «Французский сезон» в рамках этого статусного мероприятия. В гости Нижний Новгород заполучил Национальный симфонический оркестр города Лилль под управлением всемирно известного дирижера Жана-Клода Казадезюса. Удивил даже постоянный участник фестиваля — камерный ансамбль «Солисты Москвы». Равеля и Гайдна, Чайковского и Моцарта исполняли на исторических инструментах, изготовленных в конце XVIII века знаменитым французским мастером Жаном-Батистом Вильомом, который считается гениальным имитатором главным образом скрипок Страдивари и Гварнери. Инструменты не принадлежат оркестру, они хранятся в Государственной коллекции уникальных инструментов, и, по словам руководителя ансамбля Юрия Башмета, привезти их в Нижний Новгород было весьма сложно из-за высокой стоимости их безопасности. И тем не менее этот подарок нижегородцам тоже состоялся.
Программа мероприятий Года Франции в Нижегородской области вообще представляет собой яркую мозаику культурных событий: демонстрация программы современных французских фильмов «Французская литература в кино», конкурсы французской песни и театральных постановок и многое другое. И представительство МИД России в Нижнем Новгороде традиционно не смогло остаться в стороне, организовав выставку работ нижегородских художников, в которых авторы передают свои чувства и эмоции по отношению к Франции.
Интересно, что в 2010 году творчество в Нижнем Новгороде впервые украсило не только внутренние стены зданий, но и внешние. Абстрактное яркое панно было спроецировано на фасад элитного дома по улице Нижегородской, который к тому же находится на прекрасной видовой точке. Это совместный проект компании «Жилстрой-НН», известной нижегородской художницы Натальи Панковой и Творческой мастерской архитектора Быкова. Пока о желании повторить этот оригинальный шаг не заявил ни один из застройщиков.
И уж если вспоминать стройки, то стоит отметить, что именно в строительной пыли родилось главное культурное событие уходящего года— окончание реставрации дворца купцов Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной после почти двадцатилетнего забвения. И также в хаосе ремонтно-восстановительных работ рождается событие будущего года— открытие в апреле части «Арсенала», расположенного в Нижегородском кремле.
Петр Зайцев

Сколько тратим на культуру?
88,5 млрд руб.
общие расходы региона на 2011 год
0,7 млрд руб.
на культуру и кинематографию в 2011 году
0,81 млрд руб.
на культуру в 2010 году
300 млн руб.
стоило восстановление дворца Рукавишниковых
Источник: данные «ДК»
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.