Василий Казаков:

Расцвет нижегородского продуктового ритейла начался после прихода в регион губернатора Валерия Шанцева, который взялся за выстраивание отношений власти и торговых сетей. Он стал первым руководите

Нижегородская область попала в сети сотни торговых компаний и, по оценкам регионального правительства, почти так же привлекательна для игроков продуктового ритейла, как Москва и Санкт-Петербург. Несмотря на то, что областные чиновники при работе с сетями четко отстаивают интересы местных производителей.

Борьба может быть только конкурентной

Расцвет нижегородского продуктового ритейла начался после прихода в регион губернатора Валерия Шанцева, который взялся за выстраивание отношений власти и торговых сетей. Он стал первым руководителем области, предложившим ритейлерам все условия для развития бизнеса, одним из которых стало сотрудничество с местными производителями. Министр поддержки малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Василий Казаков уверен, что эта политика не мешает развиваться и нижегородскому ритейлу.
— Рынок Нижегородской области никогда не был закрыт от продукции из других регионов. На полках магазинов постоянно присутствуют товары из Москвы, Санкт-Петербурга, Мордовии, Чувашии и Татарстана: за счет своего качества они стали популярными у нашего населения. Товарная конкуренция в Нижегородской области крайне высокая. И торговые компании сами выбирают, какая продукция будет представлена в их магазинах и на каких полках. По 2009 г. можно дать такие цифры: доля продукции местных производителей в организациях торговли составила 55%, а объем производства товаров местных производителей был на уровне 56,7 млрд руб. при темпе роста 7,6% по сравнению с прошлым годом.
Местные производители то и дело говорят о том, что ритейлеры имеют задолженность перед ними за реализованную продукцию и это подрывает их позиции. Как региональное правительство может регулировать эти отношения?
— Действительно, в начале кризисных явлений в экономике области, в ноябре-декабре 2008 г., возникали такие сложные ситуации, когда за торговыми компаниями числилась задолженность перед производителями. Министерство содействовало в разрешении конфликтов, и все расчеты были выполнены. За последние месяцы с подобными заявлениями в министерство не обращались. Вступивший в силу с февраля 2010 г. федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» четко регламентирует сроки оплаты за поставленные товары.
Сегодня в рабочую группу, созданную при правительстве в целях реализации данного федерального Закона на территории Нижегородской области, входят также представители торговых сетевых компаний. Поэтому у нас нет сомнений в том, что все положения закона будут выполняться всеми участниками торгового рынка.
А может ли региональное правительство помочь в борьбе местных поставщиков с жестким диктатом федеральных сетей?
— Я считаю, что в рыночных отношениях борьба может быть только конкурентной. В этой ситуации региональное правительство должно стимулировать местных поставщиков к развитию и модернизации производства. Мероприятия областной целевой программы «Покупайте нижегородское» на 2009-2012 годы» направлены как раз на поддержку местных товаропроизводителей, на повышение качества их продукции, на узнаваемость торговых марок за счет маркетинговых инструментов. Все возникающие вопросы решаются при обращении в министерство в индивидуальном порядке с приглашением представителей сетей и производителей к конструктивному диалогу.
Диктат федеральных сетей было бы правильно назвать стратегией их развития с четко сформулированными правилами взаимодействия с контрагентами. Если в чем-то сети и перегибали палку, то сегодняшнее законодательство призывает сделать их отношения с поставщиками прозрачными, основанными на единых для всех принципах формирования цены, сроков оплаты.
Ожидается ли приход новых игроков в Нижегородскую область?
— Рынок Нижегородской области всегда был интересен как для федеральных, так и для международных сетевых компаний. Сегодня торговая инфраструктура представлена практически всеми форматами— торговые центры, специализированные магазины, супермаркеты, гипермаркеты, универсальные, продовольственные и специализированные рынки, система Облпотребсоюза, а также большое количество объектов мелкорозничной сети. Особенно резко увеличилось число сетевых компаний в последние три года. Сейчас Нижегородская область наряду с Москвой и Санкт-Петербургом занимает ведущее место по развитию сетей. На территории региона работают около 100 торговых сетевых компаний, 19 из них являются продовольственными, среди которых четыре международные компании, пять федеральных и 10 региональных. Если новые крупные сети планируют выход на наш рынок, нижегородский потребитель только выиграет, получив больший выбор товара и цен. Сейчас торговые сетевые компании развивают свою деятельность не только на территории областного центра, но и в районах области, где пока недостаточно современных торговых форматов.
В ряде регионов России одним из последствий кризиса стало поглощение ослабших местных сетей федеральными. В нашем регионе есть такие явления?
— Число местных брендов сетей в области не сокращается. Наоборот— появляются новые. Например, магазины «Евро» региональной компании «Стэкс», магазины «Seven». И речь не идет о поглощении мелких магазинов крупными. Но стоит отметить, что имеет место перераспределение бизнеса, характерное для всех отраслей в период кризиса и выхода из него.
Крупные компании предпочитают крупные же форматы работы. А магазины у дома и продуктовые рынки у нас популярны? Они имеют поддержку регионального правительства как социально необходимые?
— Да, эти форматы торговли очень востребованы нижегородцами. Объем товаров, реализуемых через розничные рынки и ярмарки на территории области, составил по итогам 2009 г. 32 млрд руб. — это 10% всего розничного товарооборота. Правительством области постоянно рассматриваются инвестиционные заявки на открытие магазинов шаговой доступности. Это важно, так как в данных форматах торговли покупатель может приобрести товары первой необходимости, не отъезжая далеко от дома.
Кроме того, в рамках реализации федерального и областного законодательства продолжена работа по упорядочению рыночной деятельности. Сформирован Единый областной Реестр розничных рынков. В плане предусмотрено к 2012 г. функционирование 106 розничных рынков. Несмотря на кризис, рынки активно строятся. Так, в прошлом году на территории города Нижнего Новгорода начали свою работу универсальные рынки: «Нижегородский» и «Верхне-Печерский», продовольственный рынок «Народный».
Какие задачи ставит перед собой региональное правительство в текущем году?
— С 1 февраля вступил в силу федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Нам предстоит разработать областную целевую программу развития торговли. Чтобы продуктовый ритейл развивался в удаленных поселках и городах области, мы проанализируем и предложим меры по совершенствованию логистической системы в регионе, а также всей схемы потребкооперации. Будут продолжены и все другие мероприятия, направленные на развитие розничной торговли как индикатора платежеспособности населения.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.