Валерий Шанцев: Прибавляем по 0,5%
Уже год страна живет в условиях кризиса. В Нижегородской области за первые полгода объемы производства в области снизился более чем на 30%. Падение обусловлено еще и тем, что в прошлом году экономи
Губернатор Нижегородской области
Родился в селе Сусанино Костромской области.
Образование: Закончил 8 классов, после чего поступил учиться в авиационный техникум. Впоследствии закончил вечернее отделение Московского института радиотехники, электроники и автоматики и академию Народного хозяйства.
Карьера: 1975-1991 гг. — работа на партийных должностях.
С августа 1991 г. — коммерческий директор хоккейного клуба «Динамо», одновременно первый зампред исполкома московской организации КПРФ.
В 1994 г. — член Московского Правительства, префект Южного административного округа города Москвы.
В июне 1996 г. избран вице-мэром Москвы.
В июле 1996 г. назначен первым заместителем премьера Правительства Москвы.
В декабре 2003 г. назначен вице-мэром Москвы, руководителем Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений.
С 8 августа 2005 г. — губернатор Нижегородской области.
Уже год страна живет в условиях кризиса. В Нижегородской области за первые полгода объемы производства в области снизился более чем на 30%. Падение обусловлено еще и тем, что в прошлом году экономика росла рекордными темпами. Пример из автомобилестроения: в 2008 г. Горьковский автозавод продал 200 тыс. «Газелей», а в текущем году портфель заказов всего на 75 тыс. машин.
Валерий Павлинович, как высчитаете, острая фаза кризиса позади?
— Самое глубокое падение в реальном секторе произошло в феврале — до 61% к февралю прошлого года. Но уже в марте мы сумели приостановить падение и ежемесячно начали прибавлять где-то по 0,5%. В результате вышли на 66,7% по первому полугодию, а за семь месяцев этого года индекс производства составил уже 68% к январю-июлю 2008 г. В металлургии объемы ниже — на уровне 65% от прошлого года.
Насколько долго еще, по вашему мнению, ГАЗ будет способен платить по счетам?
— Я вам сразу скажу: ГАЗом руководит грамотный менеджмент. При падении производства до 22% они не допустили массовых сокращений, выплачивают заработную плату, налоги, обслуживают кредиты. Но предел прочности не бесконечен. Сейчас заказов недостаточно даже для односменной работы завода, а персонала — на две смены. Мы занимаемся вопросами переобучения и повышения квалификации рабочих за счет регионального, федерального бюджетов и средств самого собственника ГАЗа.
В условиях кризиса завод начал выпуск более дешевой машины «ГАЗель-Эконом» стоимостью 225 тыс. руб. Кроме того, мы стимулируем спрос на газовские машины. Я имею ввиду программы льготного автокредитования и обмена старых машин на новые. Согласно постановлению Правительства страны и распоряжению Правительства Нижегородской области государство гасит часть процентной ставки по всем покупаемым в кредит модификациям ГАЗелей. Из бюджета области выделили 250 млн руб. для повышения спроса. Каждый владелец старой машины (7 лет и более) получает дотацию до 50 тыс. руб. при покупке нового газовского автомобиля.
Стимулировать спрос — это отлично, но ведь он падает, в том числе и из-за безработицы. В городе люди еще могут найти работу, а вот в районах
— Если исходить из статистики, безработица у нас не выше, чем в других регионах. У нас — 1,79% в среднем по стране — 2,7%.
Людей статистика не волнует
— Совершенно верно. Для района остановка даже одного предприятия — большая проблема. Частично мы решаем проблему за счет организации общественных работ. По некоторым районам вынуждены принимать серьезные решения и вкладывать деньги. Например, в Шахунском районе в поселке Сява остановилось предприятие, на котором трудилось 1300 человек. Мы нашли инвестора, сейчас делаем все, чтобы запустить производство. Но на это потребуется несколько месяцев. К тому же на балансе этого предприятия находится еще и 60-километровая железнодорожная ветка, полностью пришедшая в негодность. Мы договорились о ее восстановлении с начальником Горьковской железной дороги.
Другой пример. Градообразующее автопромышленное предприятие в поселке Сосновское осталось без заказов автомобилестроителей — пришлось сокращать рабочих. Как им жить? Решили построить в поселке кирпичный завод, чтобы трудоустроить людей.
К сожалению, некоторые предприятия предупредили о том, что будут сокращать рабочих из-за невозможности сохранить объемы производства. Зная это, мы организуем предварительное обучение и переквалификацию людей, находящихся под риском увольнения. Есть же немало средних компаний, хорошо работающих в этих тяжелых условиях. Им требуются рабочие разных специальностей. При временной остановке какого-то предприятия, предлагаем общественные работы с зарплатой не ниже минимальной оплаты труда.
Трудности в экономике не обернулись социальными проблемами. Все муниципалитеты, за исключением областного центра, за семь месяцев выполнили свои нескорректированные бюджеты. У нас нет ни рубля задолженности по зарплате бюджетников. Более того, несмотря на все трудности, подняли их зарплату на 25% — поддержали и людей, и производство. Чем выше спрос, тем лучше работают, а значит, перечисляют налоги предприятия.
С начала кризиса многие стараются увидеть в нем положительные тренды. Вы что-то позитивное можете отметить?
— Откровенно говоря, в кризисе мало хорошего. Но он побуждает разумных руководителей заняться обновлением и развитием производств, их перепрофилированием. Конечно, крупным компаниям сложнее, особенно в автопроме, где все завязано на конвейер. А вот многие средние предприятия сейчас пытаются приобрести новое оборудование, освоить инновационную продукцию, выйти на новые рынки. Это все делалось бы и независимо от кризиса, но он ускорил обновление производств. Разработанная нами четыре года назад стратегия социально-экономического развития области од 2020 г. включает многие инновационные направления. И намеченная программа должна быть выполнена. Сейчас надо собрать все ресурсы воедино, найти финансовые и кадровые ресурсы, чтобы поднять уровень экономики.
Вы четыре года управляете областью размером со среднеевропейское государство и численностью населения более 3 млн человек. Как выстраиваете систему работы и контроля с отдаленными районами?
— Постоянно езжу по области, встречаюсь с людьми. Многие подходят, говорят «спасибо, вы помогли». Я же иногда даже не припомню, чем помог. Да и не могу всем помочь — должна работать система, в основе которой прямая и обратная связь с населением. У нас такая система выстроена. Постоянно работают наша «горячая» линия, телефоны доверия. Ни один сигнал не остается без реакции. Позвонил человек, у него, например, крыша течет или освещения нет, или ветхий дом, или со здоровьем плохо. Каждый сигнал отслеживается, несмотря на то, что многие из них не относятся к ведению областного правительства. Выстроены отношения и с муниципалитетами: все, что им положено по межбюджетным отношениям, — полностью к ним уходит. Все, что есть в областном бюджете, мы открыто распределяем по программе развития. А из того, что муниципалитеты дополнительно заработали сами, не берем ни копейки. В условиях кризиса, безусловно, пришлось скорректировать некоторые планы, да и саму систему: раньше она работала в автоматическом режиме, сейчас все больше приходится вручную управлять. Я понимаю, что это временно, но потерянное время — нереализованные планы. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Все, что намечено, обязаны реализовать. Люди ждут от нас не простых объяснений, а реального улучшения жизни.
Вы разбираетесь только с конкретными проблемами?
— Иногда про меня говорят: «он придумывает какие-то долгосрочные проекты, а нам сейчас надо что-то конкретное». Но никаких заметных изменений ни в городе, ни в регионе не произойдет, если не будет перспективных программ и планов.
Мы, к примеру, создали административно-техническую инспекцию. Меня сначала спрашивали: а зачем она нужна? Сегодня эта структура владеет информацией по каждому поселку и району области. Мне постоянно докладывают, сколько произошло аварийных ситуаций, в какие сроки их устранили или устранят. Нам удалось выстроить оперативную, адекватную систему жизнеобеспечения, способную и решать возникающие проблемы, и смотреть вперед, — снимать все диспропорции. Вот в июле приехал я в Пильнинский район на границе с Чувашией — мы там сразу два моста вводили. Мне женщины из соседнего села говорят: «Спасибо, Валерий Павлинович, за мосты, но у нас колодец не работает, да и с дровами плохо, нигде не купишь». Спрашиваю у главы местного самоуправления — почему? Объяснения известные — нет денег и специалистов. Поручил инспекции разобраться. Через неделю докладывают — все сделано. Колодец отремонтирован, водопровод починен, дрова завезены. Это говорит о том, что система работает, и население обращается — значит, верит власти. А доверие людей — это самое главное.







