В прокат выходит экранизация "Шпионского романа" Акунина

Фильм "Шпион", основанный на "Шпионском романе" Бориса Акунина*, стал попыткой создать параллельную киновселенную, которая могла бы соперничать с Готэм-сити из фильмов про Бэтмена.

Как сообщает РИА Новости, действие картины, сделанной студией "ТриТэ" совместно с каналом "Россия" за $7 млн и стартующей в прокате в четверг, происходит в 1941 году. По приказу Гитлера в Москву засылается суперсекретный агент Вассер, который должен убедить Сталина, что никакой войны не будет. О существовании Вассера узнает нарком внутренних дел, который отряжает на поимку шпиона старшего майора Октябрьского (Бондарчук) вместе с помощником, боксером Егором Дорном (Данила Козловский). По тексту романа Дорн - дальний потомок самого знаменитого акунинского героя, Эраста Фандорина, а Октябрьского до революции звали Алексеем Романовым. В картине, впрочем, намеков на эти обстоятельства не содержится, зато дается попытка объяснить, пусть и самым невероятным образом, отчего нападение Гитлера, несмотря на донесения разведки, стало для СССР таким сюрпризом.

Город

"У нас Москва воплощена в стилистике генплана 1936 года. Всей группой мы пытались придумать, как она могла бы выглядеть, поднимали архитектурные архивы,но делали это так, чтобы зритель изначально понимал правила игры, осознавал, что история нереальна: это некий параллельный мир 1941 года", - объясняет режиссер Андрей Андрианов.

Как добавляет Федор Бондарчук, в фильме "много придумок для внимательного зрителя". "Там можно найти дома Мельникова и Родченко, заложенную в литературе изначально игру в стиль. У нас жанров таких нет, героев комиксов у нас нет, и это была попытка создать жанр", - отмечает Бондарчук.

По его мнению, альтернативная вселенная, выдержанная в сходном стиле, появлялась в японо-российском аниме "Первый отряд", однако там все было основано скорее на символике, чем на архитектуре.

Градостроитель

В проект, который студия "ТриТэ" совместно с каналом "Россия" пыталась запустить с 2008 года, Андрианов попал не сразу: как рассказал продюсер Леонид Верещагин, поначалу снимать "Шпиона" пригласили нынешнего председателя "КиноСоюза" Андрея Прошкина ("Солдатский декамерон", "Орда"), однако он испытал "трудности с организацией производства", так как должен был параллельно работать над другим фильмом. Продолжил дело Андрей Малюков ("Мы из будущего"), но в самый разгар подготовительного периода наступил кризис, и пришлось весь процесс начинать сначала. "Вот тут-то на помощь и пришел наш давний друг Владимир Хотиненко, который предложил своего ученика", - объяснил Верещагин.

"Когда мне сказали, что режиссером хотят сделать молодого, неизвестного мне дебютанта, я отнесся к этому сначала резко отрицательно, потому что недолюбливаю молодежь в принципе, а к дебютантам отношусь с подозрением. Но когда я попросил встречи тет-а-тет, он начал рассказывать, и мне страшно понравилось, поскольку раньше вообще было непонятно, как всю эту дурку, со сдвигом по фазе в финале, переносить на экран", - признался журналистам Борис Акунин*.

Он объяснил, что от экранизации собственных произведений испытывает смешанные чувства, "как будто дочку замуж выдаешь". К шестой попытке, утверждает писатель, "удалось внушить себе, что это не моя зона ответственности, а творческий продукт других людей, к которому автор должен как зритель относиться с уважением".

"Я совершенно не воспринимаю экранизацию как картинки к книжке. Всякая хорошая экранизация - она про другое. Я как писатель, когда писал книжку, думал про одно, а режиссер - другой человек, у него какие-то свои тараканы в голове, его должно заводить что-то другое, кино должно нажимать на другие нервные окончания. Если нажимает - кино получилось", - рассказал романист о своих критериях оценки.

Бондарчук, со своей стороны, признался РИА Новости, что Андрианов - "невероятный выдумщик". "В фильме осталось процентов 20 от того, что летало в воздухе. Работать с ним - для актера большой подарок. Он сам не актер, не показывает, как нужно сделать, но абсолютно точен в формулировках и задачах, прекрасно знает, чего хочет, пара проверок - и ты ему доверяешься", - утверждает исполнитель роли майора Октябрьского, безжалостного следователя и дамского угодника.

"Я очень полюбил этого безумного усатого дядьку: редкий случай, когда в конце съемок расстраиваешься, что прощаешься с этим сумасшедшим человеком", - признался Бондарчук.

Кровавый монтаж

Как объяснил Андрианов, в полнометражном фильме "выпали некоторые линии, какое-то количество интересных психологических и динамичных сцен". "В кино их оставить было нельзя - если бы мы закончили все линии, получился бы трехчасовой фильм, а это, к сожалению, не прокатный вариант, - сетует режиссер. - Некоторых героев приходилось вырезать".

В четырехсерийной телевизионной версии, которая, по словам продюсеров, будет показана ближе к осени, эти недостатки, по его словам, компенсируются.

"Я видел телевизионный вариант - туда все попало, и это другое кино, стопроцентно детективный жанр. Четыре летящих серии, где все рассказано, все линии, которые есть у Акунина, сохранены, крючки цепляют. А тепер представьте - все это сжать в час сорок минут экранного времени. Монтаж был кровавый", - признается Бондарчук.

Вор должен сидеть в тюрьме

"Я очень боялся, что старший майор Октябрьский, которого играет Федор Бондарчук, перетянет одеяло на свою сторону, что произойдет как с Глебом Жегловым и Володей Шараповым, когда Высоцкий своим обаянием всех убедил, что подсовывать кошелек вору - правильно, и вор должен сидеть в тюрьме", - рассказал Акунин.

По мнению Бондарчука, такая параллель, действительно, напрашивалась.

"Конструкция та же самая: учитель-ученик. Два персонажа разного возраста, объединенные одной целью. Таких в советском кино было совсем немного - еще разве что Шерлок Холмс и доктор Ватсон. И потом, время отчасти близкое - кепочки, двубортные костюмы. Иногда всплывали ассоциации - хотя стопроцентное посвящение только одно, когда я произношу в трубку: "С тобой говорит старший майор Октябрьский". Я это сделал намеренно, а режиссер был не против", - вспоминает он, добавляя, что 26-летний Данила Козловский в силу возраста гораздо меньше рефлексировал на тему фильма Станислава Говорухина и "играл совсем иначе".

Козловский, в свою очередь, подчеркнул, что "Шпион" был прежде всего игрой, а не попыткой всерьез проникнуть в психологию людей 1940-х годов.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.