«В нулевые годы бизнес не думал об эффективности. Сейчас все иначе», - Рочев, Альфа-Банк

«В нулевые годы, когда страна переживала бурный рост — палку воткни и все прорастет — никто не думал об эффективности, о том, что может случиться, если в экономике настанут сложные времена».

DK.RU поговорил с директором регионального центра «Поволжский» Альфа-Банка Алексеем Рочевым о текущей ситуации в экономике, о том, какие предприятия сейчас чувствуют себя более уверенно и как изменилась политика банка в 2017 г.

Рейтинг инвестиционной активности Нижегородской области показывает не очень радостные цифры. С чем это связано? С административными барьерами? Идут ли инвесторы в регион?

Конечно, представители бизнеса могут подробнее ответить на этот вопрос, но мы видим (и слышим от наших клиентов), что ситуация улучшается.  Есть позитивная динамика, в том числе с инвестициями.

Что касается барьеров — они есть везде. В каждом регионе своя специфика, своя структура экономики, свои проблемы. Нижний Новгород сравнительно недалеко от Москвы, но он не сопоставим с нею хотя бы потому, что здесь представлены другие отрасли – в основном промышленное  производство, здесь иная картина потребительского спроса, другой состав населения и т.д. 

Когда вы говорите, что ситуация на рынке улучшается, какие показатели вы оцениваете?

Ежемесячно число наших корпоративных клиентов увеличивается на 30-40 компаний. У нас растет кредитный портфель и все показатели в целом. Но это происходит не только из-за улучшения ситуации на рынке, а еще и из-за  повышения эффективности работы самого банка. В то же время банковский сектор Нижегородской области до сих пор не достиг уровня 2013 г. Поэтому расти есть куда.

С предприятиями АПК более-менее все понятно –  они не так сильно пострадали от кризиса. Чего нельзя сказать о компаниях строительной и автомобильной отраслей. Как они себя чувствуют сейчас, по вашим ощущениям?

Министерство сельского хозяйства - как российское, так и региональное, становится все более лояльным к предприятиям АПК. Но этого все равно недостаточно, потому что запросы от бизнеса и банковского сообщества в части финансирования  проектов по импортозамещению шире, чем масштабы льготного субсидирования. Мы работаем над тем, чтобы увеличить кредитные лимиты для нижегородского сельского хозяйства — еще несколько миллиардов предприятиям бы точно не помешали.  Компаниям АПК есть куда развиваться – вкладываться в модернизацию, в закупку оборудования. Сейчас все идет от ресурса: если компании не удается сделать первый шаг, то о втором, более масштабном, речи не идет. 

В строительстве (инфраструктурном и жилом) глобально ничего не поменялось. У инфраструктурных проектов  чаще всего выстроено взаимодействие с государственными структурами, и на их реализацию направляются большие ресурсы. Альфа-Банк в этой отрасли присутствует в минимальном объеме. Что касается жилой недвижимости, то банк здесь тоже в последние годы  существенно не присутствовал. Однако тренд увеличения инвестиций в жилую недвижимость есть: рынок достиг дна и пытается от него оттолкнуться. Насколько этот рост будет масштабным, пока сложно сказать. Но Альфа-Банк уже внимательно присматривается к рынку жилой недвижимости, ищет ключевые проекты, чтобы их финансировать. Это важное изменение  политики банка в 2017 г.

«В нулевые годы бизнес не думал об эффективности. Сейчас все иначе», - Рочев, Альфа-Банк 1Работа с предприятиями из каких отраслей является приоритетной для вашего банка?

Мы плотно работаем с предприятиями химической, нефтехимической, фармацевтической промышленности, с ритейлом и транспортными компаниями.

Вообще, в 2017 г. политика банка в отношении многих отраслей изменилась в сторону сотрудничества. В кризис предприятия разных секторов экономики страдали от долговой нагрузки, пытались ее реструктуризировать и сокращать. В 2015 г. компаниям в принципе было важно иметь кредитование, не говоря уж о его условиях. Сейчас ситуация поменялась. Это видно по тому, как в течение года падала стоимость заимствования, а конкуренция росла. Сегодня финансовые учреждения более охотно идут на то, чтобы вкладывать в инвестиционную и в текущую деятельность компаний.

С ритейлом вообще интересная ситуация. Сначала у нас все местные сети «загнулись» и на их место пришли федеральные игроки. Один Spar развивается, в том числе в других регионах…

Это, в принципе, логика того, что проявил кризис. Основной тренд сейчас – борьба за эффективность, и кто лучше всего с этим справился, тот лучше всего себя чувствует. И если подъем экономики продолжится, то эти компании вырастут в еще более доходных игроков.

Как в этом году менялись ставки по кредитам?

Ставки снизились на 2-5 процентных пунктов в зависимости от сегмента бизнеса. Чем больше сумма кредита — тем ниже ставка. Так, минимальная ставка по крупным компаниям сейчас составляет 9-11%.

Почему процессы модернизации и обновления на предприятиях часто начинают происходить после кризиса? Ведь если бы они происходили заранее, сложные времена было бы гораздо легче пережить…

Цикл планирования в нашей стране всегда был очень коротким. Сейчас он удлиняется, и появляются более глобальные программы развития — на 5-10 лет вперед.  Действительно, эти программы рождаются с завидной регулярностью уже тогда, когда кризис наступил. Видимо, все дело в нашем менталитете.

Но в то же время мы стали замечать, что клиенты становятся более дальновидными.

В нулевые годы, когда страна переживала бурный рост — палку воткни и все прорастет — никто не думал об эффективности, о том, что может случиться, если в экономике настанут сложные времена. Сейчас, когда предприятия прошли через несколько кризисов, они начинают заглядывать вперед, диверсифицировать бизнес и запасаться финансовой подушкой на тот случай, если ситуация начнет ухудшаться. Например, отрасль АПК стала привлекательной для инвесторов.

Условно, каждая вторая компания, для которой сельское хозяйство не является основным профилем, начинает развивать сельскохозяйственное направление — покупает  птицефабрику, свиноферму, засаживает поле рапсом или выращивает ягоды. Таким образом происходит диверсификация бизнеса.

Вы сказали, что банк стал лояльнее к своим клиентам. В чем это проявляется? В числе одобренных заявок?

Количество одобренных заявок – очень условная величина. Если старший менеджмент  поставит перед своими сотрудниками задачу «10 заявок любой ценой», то их он их получит. Но какого качества будут эти заявки? Скорее всего, в 90% случаев они будут отклонены.

Но если ставишь задачу работать на качество, а не количество, то на каждую вторую заявку банк может говорить «да».  Альфа-Банк идет по второму пути, поэтому число одобренных заявок у нас достаточно велико.

Сейчас каждый сотрудник  банка делает гораздо больше, чем раньше, но мы его соответствующим образом и мотивируем. Он заинтересован давать конечный результат, а не бурную имитацию деятельности, что до сих пор распространено в ряде компаний.

Стратегия Альфа-Банка — построение долгосрочных отношений с клиентами. В моменте компания может принести больше денег банку, но если потом окажется, что полученный продукт или услуга не соответствовали ожиданиям клиента, то банк его потеряет. А если предприниматель чувствует постоянную поддержку со стороны финансовой организации, он останется с ней на долгое время.

Альфа-Банк настроен играть с клиентами «в долгую».  Чтобы они как можно дольше оставались с нами, мы должны предвосхищать их ожидания. Не просто удовлетворять потребности клиента, а формировать эти потребности, постоянно давать клиентам что-то новое. Самые эффективные организации именно в этом направлении работают. Конечно, мы не идеальны и нет предела совершенству. Но, в конечном счете, все компании к этому придут, даже самые большие и неповоротливые.

Как в связи с этим меняется ваша продуктовая линейка?

В глобальном плане банковские продукты стандартные. Конечно, нового появляется немало, но все крутится в основном вокруг одного и того же. Все решают цена и сервис. В части сервиса – это электронные каналы, дистанционное обслуживание, удобство, в целом – диджитализация.  Также мы стараемся находить для клиентов решения, которые не были до этого востребованы, например, инвестпродукты: хеджирование валютных рисков, структурные депозиты. Конечно, эти инструменты более рискованные, но и заработать с их помощью можно на порядок больше. Так, по классическому депозиту доходность составляет 8%, а по бивалютному — может быть и 15-16% годовых.

У финансовых служб компаний появляются KPI. И чем более развита внутренняя культура компании, тем больше KPI направлено на повышение эффективности. Деньги считают везде. Альфа-Банк вводит онлайн-отчеты, чтобы клиент видел, что происходит с его ликвидностью, и, в случае необходимости, зарабатывал на свободной. Мы инвестируем в развитие этих сервисов.

Как изменился банковский рынок после отзывов лицензий и чистки, которые проводил ЦБ? И ваша доля на нем?

Идет некое огосударствление экономики и банковского рынка. Я могу оперировать только теми данными, которые вижу в СМИ. После названных событий доля госучастия в банковской сфере превысила 65%. Путь, по которому идет Банк России, понятен и имеет свою логику.  Для этого процесса были свои объективные причины. Банковскому рынку важно минимизировать последствия процесса сокращения, чтобы не пострадали клиенты и сохранился уровень естественной конкуренции, необходимой для постоянного развития.  

Поменяв стратегию работы в корпоративном бизнесе несколько лет назад, Альфа-Банк сделал упор на экстенсивное развитие.  И когда начался процесс отзыва лицензий, мы были к этому готовы. На этом поле Альфа-Банк уверенно себя чувствует и определенная доля клиентов, безусловно, к нам перешла.

Крупные компании, как правило, работают не с одним банком. Такой бизнес  является клиентом трех, четырех, пяти кредитных учреждений.  Поэтому сложно назвать долю, а стоит говорить, скорее, об уровне проникновения банка в рынок. А уровень проникновения Альфа-Банка стабильно растет. Если говорить о нижегородском рынке крупного корпоративного бизнеса, то уже половина компаний региона с нами так или иначе сотрудничает. 

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.