«Узкие места» РЖД будут расшивать за счет средств ПФР

Объем перевозок по российским железным дорогам в 2011 г. составил 1,39 млн тонн. Наиболее быстро растет спрос по перевозкам в направлении Дальнего Востока.

И внимание к развитию требуемой для удовлетворения этого спроса инфраструктуры демонстрируется на самом высоком уровне — первыми лицами нашей страны. К 2015 г. объем перевозки по железным дорогам составит 1,68 млрд тонн. Иными словами, мы планируем существенно увеличить объемы, и существенная доля этого увеличения приходится на грузы в направлении портов Дальнего Востока.

Но есть немало «узких мест», сдерживающих темпы роста перевозок в этом направлении. Из-за недофинансирования развития инфраструктуры железнодорожного транспорта она превратилась в сдерживающий фактор промышленности. Если сейчас протяженность таких «узких мест» около 2,5 тыс. км, то к 2015 г. их протяженность составит 7,2 тыс. км. По оценке Global Competitiveness Report, Россия по качеству инфраструктуры в целом заняла 100-е место в мире, по качеству автомобильных дорог — 130-е, по авиатранспорту — 105-е, портовой инфраструктуры — 97-е, электроэнергетики — 84-е и 29-е — по уровню железнодорожного транспорта. Что для нас, железнодорожников, конечно, приятно, но все это свидетельствует о том, насколько мы далеки от того, чтоб сделать нашу инфраструктуру соответствующей потребностям грузоотправителей.

По поручению тогда еще премьер‑министра Владимира Путина заключено уникальное соглашение между 24 крупнейшими грузоотправителями и РЖД на условиях take or pay. Грузоотправители гарантируют определенные объемы грузов к 2015 г., а РЖД заявляет, что предпримет все усилия для того, чтоб развить инфраструктуру до уровня, позволяющего перевезти эти грузы. Не все проекты по развитию инфраструктуры окупаемые; ОАО «РЖД» должно финансировать из собственных средств окупаемые проекты. А для неокупаемых проектов впервые прозвучали на таком уровне слова «инфраструктурные облигации», «господдержка развития железнодорожной инфраструктуры». Когда речь шла об инфраструктурных облигациях, был упомянуты средства Пенсионного фонда как инструмент финансирования.

Говоря об отношениях РЖД с клиентами, мы руководствуемся списком крупнейших грузоотправителей, которые намереваются к 2015 г. увеличить объемы перевозок. Если мы не будем предпринимать никаких мер, то к 2015 г. суммарный объе­м невывоза грузов по сети железных дорог составит 230 млн тонн. Естественно, мы не приветствуем такие цифры. Но, как я уже сказал, есть решения, принятые на самом высоком уровне, которые позволят сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Инвестиционная программа РЖД на 2012 г. была утверждена в объеме 428 млрд руб. Впервые мы идем на существенное увеличение кредитного портфеля — до 100 млрд руб., так пока соотношение «долг/EBITDA» позволяет нам это делать. Но мы подчеркиваем, что такого рода увеличение кредитного портфеля и привлечение кредитных средств осуществляется лишь для окупаемых проектов. Важно, что львиная доля в структуре инвестпрограммы — 173 млрд — приходится на раздел «снятие инфраструктурных ограничений». То есть менеджмент РЖД ориентирован на то, чтоб максимальный объем средств приходился на ликвидацию тех самых «узких мест». Финансирование же неокупаемых проектов — прерогатива государства.

Почему, с нашей точки зрения, государство может участвовать в финансировании неокупаемых для РЖД проектов? Мы делали расчет, согласно которому на уровне государства достигается бюджетная эффективность: средства возвращаются через бюджеты всех уровней с разум­ным временным горизонтом в 15 лет. Развитие инфраструктуры железнодорожных перевозок является колоссальным стимулом к развитию экономики в целом, увеличению занятости населения, его транспортной подвижности. И, естественно, удовлетворению потребностей крупнейших грузоотправителей, поскольку экономика нашей страны в значительной мере имеет сырьевой характер. И если основные наши грузы — уголь, нефть, стройматериалы — не будут вывезены и проданы, бюджет РФ получит колоссальные убытки.

Вадим Михайлов

Колонка написана на основании выступления на конференции «Тройки Диалог» и Сбербанка «Россия 2012»

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.