Урбанистика «новых хрущевок» бесчеловечна и некомфортна
Строительная отрасль и градостроительная политика России нуждаются в серьезных переменах. Гонка застройщиков за право выжимать квадратные метры на небольших земельных участках приводит к снижению потребительских свойств новых зданий в угоду дешевому, но крайне низкокомфортному жилью. С другой стороны, огромные территории селькохозяйственных земель, деревень, малых и средних городов не осваиваются и приходят в запустение.
Начиная с эпохи правления Екатерины II, все частные владения и государственные земли были размежеваны. Уже в то время были заложены предпосылки формирования комплексного подхода в градостроительной и экономической политике государства. Для губерний были разработаны альбомы образцовых фасадов. Невзирая на масштабы преобразований и требуемых для этого материальных ресурсов, жесткая государственная градостроительная политика Екатерины II улучшила облик городов России. По принципам, заложенным в ту эпоху, города развивались вплоть до 1917 г. За достаточно короткий период, чуть более 100 лет, города приобрели абсолютно новый — гармоничный, стройный вид.
В годы советской власти взгляд на градостроительную политику страны кардинально изменился. Особенно в послевоенный период — при восстановлении городов в европейской части страны. За 1945—1950гг. основная часть этих городов была отстроена заново. Надо отдать должное коллегам: они строили масштабные уютные кварталы, соразмерные городам и поселениям, но самое важное— они в короткий период создали завершенную среду для полноценной жизни.
Тем не менее жилищная проблема в стране все равно оставалась очень острой. С начала 1960-х годов по всему СССР создавались домостроительные комбинаты для производства домов панельных серий. Была принята новая градостроительная доктрина микрорайонного строительства. По прошествии полувека можно сказать, что она полностью себя оправдала. Хотя без перегибов не обошлось— Ппд одну гребенку были причесаны и большие, и малые города. Вне зависимости от того, каким был город— крупным, как Москва, или малонаселенным, как Ивангород, — с 1960-х гг. их строили по принципам микрорайонной застройки. Появилась новая система формирования городской среды, которая для малых населенных пунктов стала пагубной. Например, города в Ленинградской области, которыми мне пришлось заниматься (Ивангород, Приозерск, Гатчина), из-за таких перегибов не сформированы в полноценную жилую среду до сих пор — на протяжении 30—50 лет! А ведь это целая жизнь.
Необходимо признать: сегодня развитие градостроительной политики в малых городах практически отсутствует. Моногорода стоят на грани расселения. Даже при наличии жилья людям негде работать. А в мегаполисах все наоборот: приходится строить здания высотой в 16—25 этажей и более, что не придает человечности новым районам. Перенаселенность, транспортные коллапсы— результат отсутствия четкой градостроительной политики и нежелания понимать процессы формирования городов в угоду интересам отдельных застройщиков. К сожалению, за последнее время такое отношение заказчика к застройке связано с удорожанием энергоносителей, стоимости земли. Все это ведет к тому, что мы возвращаемся в 60-егоды ХХ столетия. Хрущевки на новый лад, только гораздо хуже: выше и бесчеловечнее. Несомненно, их будут раскупать, как горячие пирожки на рынке. Но сложно говорить, что они создадут нормальную жилую среду для человека.
Архитектурное сообщество проектирует такие торговые комплексы, которые могут вместить в себя помещения площадью до 170 тыс.кв.м, где гаражи на 3 тыс. авто размещены в три яруса. Необходимо ли нам стремиться к урбанизированным пространствам? Спроектировав и построив за последние десять лет более 300 тыс. кв. м жилья, я отвечу, что, скорее всего, нет. Сегодня крупные города перенаселены, все хотят жить в мегаполисе, а ближайшие земли пустуют. Нам нужно думать о создании более комфортных условий для жизни человека, о его приобщении к земле и природе. Стоит признать, что осуществить это политически даже в рамках одного города пока сложно. Требуются жесткая градостроительная политика и большие денежные вливания в развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. Здесь сталкиваются интересы разных субъектов Федерации и отдельных землевладельцев. Без серьезной поддержки и сбалансированной грамотной градостроительной политики со стороны государства это решить будет практически невозможно. Урбанизация в стране неизбежна— это факт, но архитектура должна создавать комфортное пространство для полноценной жизни человека.
Колонка подготовлена на основе выступления на круглом столе в рамках строительной выставки «Мосбилд-2011»