Управленцы финансовыми потоками (рейтинг)

Имя банкира неразрывно связано с брендом банка, но, как показали исследования «Делового квартала», оценивают руководителя финансового учреждения не только за высокие показатели возглавляемого им ба

Имя банкира неразрывно связано с брендом банка, но, как показали исследования «Делового квартала», оценивают руководителя финансового учреждения не только за высокие показатели возглавляемого им банка. Успешный банкир, по мнению коллег, — специалист, умеющий в рамках жестких правил «встать чуть выше над системой».

Методика исследования

Рейтинг составлен на основе экспертного опроса. Опрос (анкетирование) проводил «Деловой квартал» в декабре 2007 г. Экспертами выступали топ-менеджеры банков Нижнего Новгорода, а также первые лица компаний-партнеров (страховых, инвестиционных компаний, крупных предприятий города). В опросе приняли участие 86 первых руководителей компаний региона.
 
Экспертам предлагалось назвать пять наиболее профессиональных топ-менеджеров банковского рынка. По десятибалльной шкале оценивались следующие качества управленцев:
 
- результативность деятельности менеджера для компании (под результативностью понимаются темпы развития компании, появление новых брендов, строительство, расширение, рост продаж, использование новых технологий и т.п.); 

- репутация в профессиональных кругах (этика в отношениях с внешними партнерами — выполнение обязательств, ответственность, кредитная история, порядочность; этика в отношениях с внутренними партнерами — ответственность менеджера перед акционерами; эффективность менеджмента — способность привлечь и удержать квалифицированные кадры; профессиональная компетентность и т.п.).  

Место топ-менеджера в рейтинге определялось на основании суммы баллов, присвоенных за каждое качество. В ТОП-25 вошли менеджеры, упомянутые экспертами не менее двух раз. Голоса, поданные за себя, не учитывались.

В ходе подготовки рейтинга «ДК» выяснилось, что эксперты не ставят знака равенства между достижениями банка и успешностью банкира. «В Нижнем Новгороде сейчас порядка 100 руководителей банковских учреждений, — комментирует итоги «Рейтинга банкиров «Делового квартала» начальник Главного Управления Центрального Банка РФ по Нижегородской области СТАНИСЛАВ СПИЦЫН. — Эксперты выбрали только 25, и выбрали они их не за то, что банк имеет самый большой кредитный портфель или самую большую прибыль. Профессиональным у нас считают банкира, который не только привлек постоянных клиентов, но и умеет работать с ними так, что они возвращаются в банк». Так, например, первое место в рейтинге «Самые профессиональные банкиры» занимает председатель правления ОАО «НБД-Банк» АЛЕКСАНДР ШАРОНОВ, при этом по величине активов ОАО «НБД-Банк» уступает ОАО «АКБ «Саровбизнесбанк» в рейтинге региональной банков. Г-на Шаронова коллеги и партнеры признали самым активным участником рынка банковских услуг и управленцем, сумевшим не только развить один из самых сильных банков в регионе, но и постоянно подтверждать статус финансового учреждения как главного партнера малых и средних предприятий в регионе.

Успешный банкир умеет обойти правила, не нарушая закон

Настоящий банкир, по словам председателя правления ОАО КБ «Эллипс Банк» МИХАИЛа ГУРЕВИЧа, — человек, который найдет решение для любого клиента, даже если это не предусмотрено правилами банка. Умение быть нестандартным — критерий, который чаще всего называют главным при оценке управленца. Банковская система по своей сути исключает нестандартность — государственные органы прописали одинаковый для всех свод правил. «Тем не менее, все успешные банкиры, которых выделяют на рынке, умеют принимать нестандартные решения, порой даже совершать невозможное, — рассказывает Станислав Спицын. — Порог вхождения на рынок банковских услуг очень высок, да и конкуренция не оставляет шанса новичкам». С одной стороны, банкир «с именем» в бизнес-среде может вывести новый банк на хорошие позиции, с другой — такие задачи решают также «молодые» и амбициозные руководители. ОЛЕГ ГРИШИН, например, по словам экспертов «ДК», за два года буквально «сделал невозможное» — вывел в число лидеров региона филиал банка «Петрокоммерц» только за счет того, что разработал уникальные предложения по продуктам и в несколько раз увеличил кредитный портфель банка. «Вы можете сколь угодно долго заманивать людей «низкими процентными ставками по кредитам и высокими — по вкладам», но за три года к вам могут прийти только три человека, да и показатели у вас от этих трех сделок будут невысокими», — подчеркивает г-н Спицын. — Успешный банк только на процентных ставках не построишь».

Как отмечает Станислав Спицын, хотя все банкиры работают по одним и тем же правилам, каждый из них находит свой путь для сохранения лояльности клиента. Один из управленцев даже заявил, что профессиональный банкир — человек, который может работать не только по правилам, но и над ними». «Банковский бизнес — «прокрустово ложе»: очень жесткий, с одной стороны, но когда формально я не могу помочь клиенту, я буду делать все, чтобы он остался со мной в моем банке, даже если не находится стандартных решений», — заявляет управляющий нижегородским филиалом банка «УРАЛСИБ» МАРК ФЕЛЬДМАН. Эксперт добавляет, что в банковском бизнесе многое решают личные переговоры и репутация банкира и клиента. Это как раз та часть «нестандартности», которая присуща банковскому менеджменту, но которую сами банкиры предпочитают не обсуждать.

Критерий эффективности банкира — качественная работа рядовых сотрудников

Конечно, банкира оценивают не только по личным качествам: лакмусовой бумажкой для оценки деятельности банкира зачастую становится специалист по работе с клиентами банка. Все управленцы в интервью «ДК» одно из первых мест среди критериев оценки отдают умению подобрать команду. Как отмечает Член правления и Со-директор Коммерческой дирекции Управления по развитию бизнеса и банковской сети BSGV МАРГАРИТА КУЧЕРЕНКО, банкиру, являющемуся руководителем филиала, невозможно жить в мире только голых цифр: «Банковский труд коллегиален и требует набрать команду инициативных людей, которые будут с творческим энтузиазмом подходить к своей работе и не будут требовать постоянного контроля». «В своей команде нужно быть уверенным — я, например, знаю, что 70% моих ключевых сотрудников будут работать со мной в любом банке», — поделился Марк Фельдман. Александр Шаронов считает, что для банкира большое значение имеют такие качества как «выдержка и терпение». «В банковском бизнесе решение по конкретному проекту принимается один раз, реализация же этого проекта может длиться несколько лет, — отметил банкир.

По мнению Станислава Спицына, чтобы максимально хорошо понимать свой персонал, банкиру стоит пройти классическую карьерную лестницу — поработать на всех должностях и только потом занять место управляющего. Далеко не все вошедшие в ТОП-25 «Самых профессиональных банкиров» прошли такую карьерную лестницу. Большинство банкиров — старожилов рынка — пришли в бизнес сразу на управленческие должности и уже руководителями финансовых учреждений в «лохматые 90-е годы» изучали азы банковского бизнеса.

Бренд банка усиливает харизма банкира
Самым ценным качеством банкира респонденты считают личную харизму. Станислав Спицын: «Про одного из вошедшего в ТОП-25 банкира клиенты говорят: «До тех пор, пока он руководит этим банком, я буду обслуживаться именно здесь». По мнению участников опроса, почти все вошедшие в ТОП-25 банкиры — это люди с «личным брендом». «Конечно, для клиента важна репутация банка, но не менее важна узнаваемость банкира», — констатирует Маргарита Кучеренко. Она поделилась своим опытом: когда два года назад BSGV открыл в Нижнем Новгороде свое представительство, все переговоры с потенциальными клиентами она проводила лично. Такой подход, по ее мнению, позволяет не только повысить лояльность, но и поддержать репутацию банкира, который «дружит» со своими клиентами. Сейчас Маргарита Кучеренко работает в Москве, и ей приходится заново выстраивать отношения с клиентами: «Конечно, там, где все друг друга знают, это проще, но и в Москве банкир не должен потеряться. Главное — не забывать, что ты продвигаешь не только себя, а свой банк, свои продукты». С одной стороны, бренд банкира неотделим от бренда банка, с другой же, по словам одного из управленцев: «Если я через дорогу от своего банка открою банк «Рога и копыта», то мои клиенты придут снова ко мне». Это подтверждают и показатели рейтинга: вошедших в рейтинг банкиров за «репутацию на рынке» оценивали, как правило, выше, чем за деятельность в банке. «Этого порой не понимают начинающие руководители, — комментирует Марк Фельдман. — Они стремятся сделать карьеру, постоянно меняя банки, не задумываются о том, что если ты в одном банке станешь человеком-брендом, то неизбежно повысишь свою личную стоимость на рынке». Безусловным подспорьем в развитии бренда является и статус банка. По мнению опрошенных руководителей, управляющие региональными банками ближе всего к своим клиентам и зачастую более узнаваемы в местной бизнес-среде. Благодаря этому они успешно развивают свои компании, хотя зачастую обладают меньшими ресурсами по сравнению с федеральными конкурентами.
 
 
 
 
Александр Шаронов
Председатель правления ОАО «НБД-Банк» Год рождения — 1971, г. Горький.
Образование: В 1992 г. окончил радиофизический факультет ННГУ им. Лобачевского.
В 1999 г. — юридический факультет ННГУ им. Лобачевского Карьера: С 1992 г. работал в Институте прикладной физики Академии Наук.
С 1997 г. — председатель правления ОАО «НБД-Банк». Председатель биржевого совета ЗАО «Нижегородская валютно-фондовая биржа». Член Совета Ассоциации российских банков.
Председатель Совета некоммерческого партнерства «Нижегородская банковская ассоциация» (ННБА). Победитель национального этапа международного конкурса «Предприниматель года-2005» в номинации «Финансовый сектор».
 
 
 
 
 
 
 
Марк Фельдман
Руководитель нижегородской территориальной дирекции ФК «УРАЛСИБ», управлящий филиалом
Год рождения — 1954, г. Горький.
Образование: В 1976 г. окончил ГГУ им. Лобачевского, работал на кафедре биохимии.
Имеет более 100 публикаций, 26 авторских свидетельств. Сфера научных интересов — биохимия микроорганизмов. Второе высшее образование — финансовый факультет ННГУ по специальности «Финансы и кредит».
Карьера: Февраль 1994 г. — зам. председателя правления НАН-Банка, в марте 1994 г. избран председателем правления НАН-Банка.
Апрель 1995 г. — начальник управления филиалов и отделений, управляющий кстовского филиала банка «Гарантия». С 2001 г. — управляющий нижегородским филиалом «Башкредитбанка» (с 2002 г. переименован в банк «УРАЛСИБ».
 
 
 
 

Дмитрий Давыдов*
Председатель Волго-Вятского банка Сбербанка России
Год рождения — 1972, г. Горький.
Образование: В 1994 г. окончил экономический факультет ННГУ им. Лобачевского. 1994–1995 гг. — преподавал на кафедре экономической теории ННГУ.
В 1999 г. окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ..
Карьера: 1995–2000 гг. — начальник отдела стратегии и развития экономического управления, начальник отдела стратегии и прогнозирования деятельности банка экономического управления, зам. директора экономического управления, директор экономического управления Нижегородского банка Сбербанка России.
2001–2003 гг. — директор экономического управления, директор планово-экономического управления, зам. председателя правления, и.о. председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России.

С мая 2003 г. по настоящее время — председатель Волго-Вятского банка Сбербанка России.
 
 

Маргарита Кучеренко
Член правления и Со-директор коммерческой дирекции Управления по развитию бизнеса и банковской сети BSGV
Образование: В 1985 г. окончила Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева по специальности «инженер-технолог».
Кандидат химических наук.
В 1995 г. окончила Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «экономист».
Карьера: 1992 – 1994 гг. — НКБ «Прогресс».
1994 –1995 — начальник отдела АПИБ «Волго-Вятский Проминбанк».
1996 –1997 гг. — заместитель главного бухгалтера ЗАО «Нижегородский Земельный Банк».
1998 –1999 гг. — главный бухгалтер, затем заместитель Управляющего Нижегородского филиала ЗАО АКБ МЕНАТЕП Санкт-Петербург.
2000- 2004 гг. — управляющий ЗАО «КМБ-Банк Нижний Новгород».
2005 – 2007 гг. — руководитель Представительства , затем Генеральный Директор Филиала BSGV в г. Н. Новгород;
с декабря 2007 г. Член правления и Со-Директор Коммерческой Дирекции по развитию бизнеса и региональной сети BSGV 

Вячеслав Рассказов
Президент ОАО ГБ «Нижний Новгород»
Год рождения — 1963, г. Горький.
Образование: 1986 год — окончил Пензенский сельскохозяйственный институт, специальность «Экономика и организация сельского хозяйства».
1997 год — окончил Нижегородский государственный университет им.Лобачевского специальность «Финансы и кредит».
Карьера: 1988–1992 гг. — Московское районное отделение Промстройбанка, старший экономист кредитного отдела; экономист; экономист 2-й категории.
1992–1994 гг. — начальник представительства №2 по сберегательному делу банка при акционерной фирме «Ока-Лада» «Нижегородпромстройбанк».
1994–2002 гг. — управляющий филиалом «Нижегородпромстройбанка» в г.Кстово.
С 2002 г. — Президент ОАО ГБ «Нижний Новгород».

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
  • Стало известно, какие марки игристых вин России вошли в топ-23Стало известно, какие марки игристых вин России вошли в топ-23
  • Екатеринбуржцы стали в 1,6 раза чаще искать подработкуЕкатеринбуржцы стали в 1,6 раза чаще искать подработку
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.