«Умный город» — это не про технологии, а про комфорт для людей». Мнение

Может ли Нижний Новгород перенять опыт Москвы, вошедшей в топ-7 самых «умных» городов мира, и какой именно? Рассуждаем с Марией Васильевой, советником заместителя министра здравоохранения Москвы.

Экспертом форума «Будущее региона», который «Деловой квартал» в Нижнем Новгороде проведет 28 мая в Арсенале, станет Мария Васильева — коуч, эксперт по коммуникационному менеджменту, советник заместителя министра здравоохранения Москвы и администратор регионального проекта «Общественное здоровье».

Разговор пойдет о том, какие возможности открывает «умный» город.

«Умный город» — это не про технологии, а про комфорт для людей». Мнение 1Мария, какое значение именно вы вкладываете в этот термин — «умный город»?

— Хороший вопрос. Мы в России всё-таки не совсем правильно переводим общепринятый термин «Smart city». Более того, в разных странах есть разное понимание «содержания» этого понятия. Для нас более правильный перевод — «разумный» город. И это должен быть не просто набор «умных» технологий и решений, но в первую очередь город, комфортный для людей.

Москву можно считать умным городом?

— Абсолютно. Примеры? Здесь можно говорить бесконечно. Два года назад я составляла заявку от Москвы на участие в премии форума умных городов (Intelligent Community Awards). Мы тогда вошли в топ-7 самых «умных» городов мира. В заявке был представлен целый комплекс проектов, демонстрирующих «разумность» Москвы, начиная от образования (профильных классов в школах), продолжая кластерами и технопарками, стимулирующими развитие предпринимательства, и заканчивая взаимодействием горожан бизнеса и города в ряде проектов. «Умный» город — это очень многоаспектная тема.

У нас говорят, что «Москва — это не Россия», и опыт Москвы при всех ее ресурсах невозможно спроецировать на остальные города. Как вы думаете: сможет ли Нижний Новгород стать таким же «умным», как Москва, и какие для этого нужны ресурсы?

— У столицы действительно больше возможностей, но здесь важно, что она может позволить себе экспериментировать, взять на себя роль флагмана, а затем передавать опыт другим городам. Это не значит, что его нужно просто брать и копировать. Регионы могут использовать отдельные идеи в зависимости от своих возможностей, приоритетов и ресурсов. Очень многое сейчас транслируется в Подмосковье, но даже Московская область не может досконально принимать примеры столицы, потому что у неё есть свои особенности, в частности, территориальная протяженность. Тем не менее, там действует аналогичный московскому сайт «Добродел», который помогает людям в решении проблем ЖКХ и благоустройства. Ряд регионов уже достаточно успешно применяет наработки Москвы, есть очень интересные решения в Казани, в Якутии.

Были ли вы в Нижнем Новгороде, какие вы видите у нас точки роста?

— Я была у вас как турист, и мне пока сложно говорить об особенностях региона, но мне он показался очень красивым и вдохновляющим. Очень многое зависит не только от приоритетов руководства города, но и от инициативы самих людей. Потому что в той же Москве люди настолько инициативны, что в какой-то момент властям стало ясно, что нужно создавать ряд специальных ресурсов, чтобы они могли реализовать себя и свои идеи, улучшать свой город. В Нижнем Новгороде также нужно смотреть, чего хотят люди и во что они готовы вложить собственные ресурсы (знания, умения, опыт, вполне возможно — финансы).

Если бы вас пригласили как эксперта по «умным городам» консультировать нижегородское правительство или мэрию, с чего бы вы начали работу?

— Конечно, с исследования: нужно глубоко понять ситуацию, чтобы выносить какие-то предложения. Я не сторонник того, чтобы оголтело говорить: вот это сработало в Москве, значит, 100% сработает и у вас. Есть культурный код, есть менталитет, который надо учитывать.

Какую проблематику вы исследуете сейчас?

— Я сейчас занимаюсь проектом «Общественное здоровье». Это региональный проект в рамках федерального, он отвечает сразу двум нацпроектам: «Здравоохранение» и «Демография». Его задача — сделать так, чтобы люди жили дольше и меньше болели. Для меня это абсолютно логичное продолжение «умного города», в котором люди хотят жить долгой активной жизнью. В этом смысле Москва — это также «умный город», потому что здесь создано много комфортной инфраструктуры, которая побуждает людей следить за своим здоровьем, заниматься спортом, больше гулять в зеленых парках, скверах, проводить время на воздухе. Здесь есть бизнес, который развивает спорт, работает со здоровым питанием и так далее. Но необходима работа над тем, чтобы люди знали, какие у них есть возможности, и активнее ими пользовались. Эта тема перекликается с моим предыдущим профессиональным опытом: ранее я занималась как раз вопросами взаимодействия города с горожанами.

Читайте также: чем бизнес и музеи могут быть полезны друг другу?

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.