«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились».

Михаил Плотников
Михаил Плотников. Иллюстрация: Vadens Business School

Что собой представляет бизнес-образование в США, где придумали MBA, и почему американская MBA не прижилась в России? Выпускник Гарварда рассказал, чем отличаются программы ведущих бизнес-школ.

Михаил Плотников, доктор социологических наук, основатель и руководитель Vadens Business School (Нижний Новгород):

— Гарвардской школе бизнеса — больше ста лет. Это школа с глубочайшими традициями. Именно здесь зародился сам стандарт MBA (англ. master of business administration — магистр делового администрирования) как практико-ориентированной магистратуры. Мне посчастливилось трижды учиться в Гарварде.

В 2008 году программа по предпринимательству послужила для меня толчком к тому, чтобы уйти с чисто академической карьеры в вузе и запустить несколько собственных образовательных проектов, сначала в сотрудничестве с вузами, а затем и свой бизнес.

Летом 2013-го я прошел программу по управлению бизнес-школами, а в 2014 году — отдельный курс по case writing (кейс-метод обучения). Впоследствии в России я издал книгу по этой теме.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 1

Почему я выбрал Гарвард, и каковы его главные отличия от других бизнес-школ?

Гарвард, как бизнес, сразу сконцентрировался на направлениях, наиболее перспективных с коммерческой точки зрения.

Во-первых, здесь отказались от бакалавриата, оставили только магистратуру, аспирантуру (PhD) и executive education — обучение для топ-менеджмента. Это достаточно короткие программы, но и достаточно дорогие.

MBA в Гарварде стоит 96 тыс. долларов за два года, программы executive education — 1-2 тыс. долларов за день. У нас не так много бизнес-школ, которые работают за такие деньги и на таком же уровне.

Во-вторых, вместо исследовательской деятельности они сосредоточились на развитии практических навыков и профессиональной социализации менеджеров. Что это значит?

В классической системе образования в России, да и много где в мире, на всех ступенях, начиная со школы, обучение начинается с теоретического занятия, то есть с лекции. Потом проходит семинарское занятие — обсуждение отдельных моментов. Затем дается практическое задание или самостоятельная работа, где какие-то знания можно применить, и в конце — контрольная. Эта система очень инертна и сложно поддается трансформации.

В Гарварде всё наоборот: начинают с контрольной работы, которая представляет собой скрининг знаний и «провалов» по теме.

Затем человек получает огромное количество теоретических материалов, онлайн-тьюториалов, и довольно сжатые сроки на их самостоятельное изучение. После этого организуются семинарские занятия в маленьких группах. Преподавателя здесь не будет — работают только студенты друг с другом.

Семинарское занятие обычно строится вокруг какого-либо кейса. Гарвардские кейсы очень детализированные и подробные, это 20-30 страниц текста, и они представляют собой некое информационное поле, которое нужно проработать. На вопросы, которые ставятся кейсом, не будет единственного правильного ответа: важно выстраивать рассуждение, аргументированно доказывать свою позицию, и на этом этапе невозможно обойтись без теоретических знаний.

На семинарском занятии вы с другими студентами вместе осваиваете этот кейс, готовясь к основному событию — а это поход на лекционное занятие.

И когда вы придете на лекцию, всем потоком в 90 человек, в большую «амфитеатровую» аудиторию, то преподаватель почти ничего не будет вам рассказывать. Предполагается, что базовые знания у вас уже есть, поэтому нет смысла тратить время на то, что можно прочитать.

Преподаватель работает именно с пониманием, и лекция будет состоять из вопросов, которые он задаст по кейсу. По сути, это будет некая дискуссия, в которую за занятие (1 час 20 минут) успеют включиться около 30-40 человек. На то, чтобы аргументированно и обоснованно выдать свой ответ, у каждого будет всего несколько секунд, а преподаватель будет в специальном бланке очень быстро делать пометки: кто ответил, какого качества был ответ. И если он увидит, что 2-3 занятия подряд студент молчит, он специально его спросит: а вы что думаете по этому поводу? И отсидеться не получится.

Активным участием в занятиях можно повысить свой личный рейтинг. Хорошо влияет на рейтинг, если дискуссия пошла в предложенном тобой направлении — это воспитывает умение отстаивать свою точку зрения, причем в довольно агрессивной среде. Если ты занимаешь нижние строки рейтинга, то ты кандидат на вылет (кстати, отсеиваются к концу курса около 40% студентов). Поэтому в Гарварде все стараются быть заметными.

А что у нас? «К доске пойдет... К доске пойдет…» — и все притаились.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 2

Ко всему этому добавляется система проектных заданий. Например, вы изучаете анализ конкурентной среды или SWOT-анализ. И преподаватель говорит: «Сделайте-ка к следующему занятию анализ на примере…» — дальше будет названа какая-нибудь крупная компания, типа Procter&Gamble.

«Президент этой компании — наш выпускник 1978 года», — говорит профессор студентам, берет телефон и прямо из аудитории звонит ему: «Привет, Джонни, это твой профессор из Гарварда, помнишь, ты у меня учился? Теперь молодое поколение идет по твоим стопам, Джонни. Послушай, я направлю к тебе группу, им надо SWOT-анализ сделать. Будь другом, посодействуй».

Так группа получает номер телефона самого президента Procter&Gamble. И можно даже, собравшись с духом, дрожащими руками его набрать. Правда, скорее всего, у президента не будет лишнего времени, чтобы общаться со студентами, поэтому тот переадресует их к вице-президентам. Те скажут — да, здорово, но мы тоже заняты, поэтому вот вам контакты начальников отделов…

Таким образом, чтобы выполнить это задание (а сроки достаточно короткие – до четырех недель) вам придется познакомиться с несколькими десятками сотрудников этой компании. Теперь умножьте это количество на 50-70 проектов, которые вам придется сделать за два года обучения.

Получается, что выпускник Гарвардской MBA лично знает всех ключевых лиц большинства крупнейших компаний США. Эта интеграция в деловое сообщество — то, чего так не хватает нашим бизнес-школам.

Кроме того, американское образование вообще очень стандартизированное и технологичное, особенно это касается Гарварда. Поэтому на выходе гарантируется некий квалификационный стандарт. И если человек получил диплом Гарварда, это означает, что человек  соответствует определенной квалификации.

Итак, Гарвард — это практика, нетворкинг и стандарты.

В России диплом MBA очень часто означает, что человек оплатил курс MBA. Ну и, может быть, что он ходил на эти занятия. К сожалению, больше ничего.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 3

Чем еще российские бизнес-школы принципиально отличаются от американских?

В 90-е годы, когда к нам импортировались первые программы MBA, у нас никто толком не понимал, что такое бизнес, не говоря уже о бизнес-образовании. Но у людей было понимание, что это «круто» и «дорого». Поэтому первыми слушателями MBA были те, кто мог себе позволить купить такую программу. Средний возраст слушателя был 50+.

Те, кто помоложе, искренне не понимали ценности бизнес-образования, потому что видели, как зарабатываются деньги (и что с MBA это никак не связано).

В 1995-2005 годах в России началась мощнейшая трансформация MBA. Аудитория стала молодеть. Когда в 2003-м году, в свои 23 года, я поступал на MBA в ВШЭ, я по-прежнему был «белой вороной», но в аудитории уже сидели 45-летние слушатели. А вот спустя еще 10 лет, примерно в 2015-м, MBA «помолодела» до 30-летних. Сегодня в аудиториях много тех, кому 24-25 лет.

Гарвардская MBA тоже молодеет. Средний возраст студента сейчас — 27-37 лет. Поступая на MBA, здесь нужно иметь как минимум двухлетний опыт работы, желательно управленческой — это повышает шансы быть зачисленным. Как правило, MBA — это карьерный лифт. В числе студентов сейчас много граждан Индии и Китая, причем они настоящие «терминаторы»: очень умные, очень мотивированные, готовы учиться и работать 24 часа в сутки.

Гарвардская MBA — это full-time: на два года человек посвящает себя только учебе. Нашей аудитории такое не подходило — а бизнесом кто будет заниматься?

Тем более что преподаватели в основном были вузовские, то есть те, кто о бизнесе имели только теоретическое представление. В Гарварде преподаватели в большинстве случаев имеют хороший бизнес-бэкграунд — это топ-менеджеры, владельцы бизнеса, бизнес-консультанты, которых обучили преподавать.

Идея квалификационных стандартов в России сразу потерпела фиаско. Наши «состоявшиеся» бизнесмены не собирались вписываться ни в какой квалификационный стандарт, в какие-то рамки, чему-то соответствовать. Поэтому, выбирая между стандартами и зарабатыванием денег, бизнес-школы выбрали деньги. И «приподзакрыли» глаза на требования, экзамены и прочие формальности: пришёл — заплатил — молодец, что осталось в голове — то твоё.

Когда я учился, выпускникам MBA еще выдавали дипломы гособразца. Теперь госстандарт отменен, и у каждой бизнес-школы свой стандарт.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 4

Михаил Плотников

Сегодня в России есть очень много разных курсов MBA: корпоративная MBA, дистанционная MBA, MBA-мини, MBA-лайт... Чего только нет. По сути, любой курс по менеджменту в России сейчас может называться MBA. Бизнес-образование удешевляется: купить курс можно за 100 тыс. руб., и это будет онлайн-формат с видео, которые предстоит изучать в свободное время.

Содержательная, ценностная разница с дорогими курсами — как правило, в том, как именно в слушателей «загружают» все эти знания. Программы, которые дают результат, предполагают дискуссии, обсуждения, проектные задания, глубокие, реальные кейсы и многое другое, чего просто нет в онлайн-курсах.

Важно помнить, что главная ценность MBA — это практический опыт и нетворкинг. Ведь твои одногруппники — это люди, которые уже занимают или будут занимать высокие посты в крупных компаниях.

Можно годами ждать, чтобы попасть в группу, где будут учиться «нужные» им персоны, чтобы завести ценные знакомства.

У нас MBA обычно подается «в целом», например — «Общий менеджмент» или «Стратегический менеджмент». В Гарварде программы MBA будут предельно сфокусированными и детальными, например, «Управление крупными сделками по коммерческой недвижимости в Юго-Восточной Азии». Они соберут 200 человек, которые занимаются такими сделками, перезнакомят их, и люди заплатят именно за возможность получить такие контакты.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 5

 

Что мы взяли из Гарварда и адаптировали для нашей бизнес-школы Vadens в Нижнем Новгороде.

Во-первых, это кейсы. Правда, пришлось несколько изменить формат, поскольку не все наши слушатели готовы читать по 20-30 страниц текста. У нас есть авторская методика — как вводить кейс непосредственно на занятии.

Поскольку мы занимаемся консалтингом, то мы имеем возможность использовать реальные кейсы реальных компаний или разрабатывать кейсы под конкретную компанию по ее запросу.

Во-вторых, это метод проектов. Поскольку наша бизнес-школа специализируется на корпоративном обучении, редко удается направить слушателей на проект в стороннюю компанию, поэтому проекты создаются на «собственном опыте», внутри своей компании, в кооперации с другими сотрудниками. Решение вырабатывается в конкретном контексте и защищается перед руководством.

И в-третьих — это нетворкинг. Мы учим людей взаимодействию с другими сотрудниками в их организации.

Вся система образования в России «натаскивает» нас на выполнение индивидуальных заданий, в то время большая часть сложных и наиболее выдающихся задач — это результат коллективного труда, а этому никто не учит. Мы с этим сталкиваемся с этим и в консалтинге: люди разобщены и либо пытаются действовать силовыми методами, либо изолируются от других.

Мы всегда обучаем команды и формируем связи внутри них. Чтобы выполнить наши проекты, нужно повзаимодействовать с парой десятков сотрудников в своей организации по выданному нами шаблону. И люди с удивлением обнаруживают, что а) они никогда так не делали, и б) этот метод действительно работает.

Мы видим огромный потенциал в коллективах, с которыми работаем. Мы уверены и многократно убеждались в том, что, работая вместе, можно добиваться очень многого, обеспечивать высокую продуктивность и показывать невероятные результаты.

* * *

СПРАВКА. Vadens Business School — бизнес-школа Vadens — ведет работу в Нижнем Новгороде с 2013 г. За это время компания разработала более 130 учебных и консультационных продуктов для 217 компаний-клиентов в 14 городах России. Кредо школы — измеримость, обоснованность и практический результат. Опыт и экспертность позволяют Vadens Business School создавать уникальные программы корпоративного обучения и с их помощью решать актуальные и сложные задачи управления и бизнеса.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 6

Нижний Новгород, пр. Гагарина, 94

vadens.org

+7 (831) 413 19 57

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.