«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились».

Что собой представляет бизнес-образование в США, где придумали MBA, и почему американская MBA не прижилась в России? Выпускник Гарварда рассказал, чем отличаются программы ведущих бизнес-школ.

Михаил Плотников, доктор социологических наук, основатель и руководитель Vadens Business School (Нижний Новгород):

— Гарвардской школе бизнеса — больше ста лет. Это школа с глубочайшими традициями. Именно здесь зародился сам стандарт MBA (англ. master of business administration — магистр делового администрирования) как практико-ориентированной магистратуры. Мне посчастливилось трижды учиться в Гарварде.

В 2008 году программа по предпринимательству послужила для меня толчком к тому, чтобы уйти с чисто академической карьеры в вузе и запустить несколько собственных образовательных проектов, сначала в сотрудничестве с вузами, а затем и свой бизнес.

Летом 2013-го я прошел программу по управлению бизнес-школами, а в 2014 году — отдельный курс по case writing (кейс-метод обучения). Впоследствии в России я издал книгу по этой теме.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 1

Почему я выбрал Гарвард, и каковы его главные отличия от других бизнес-школ?

Гарвард, как бизнес, сразу сконцентрировался на направлениях, наиболее перспективных с коммерческой точки зрения.

Во-первых, здесь отказались от бакалавриата, оставили только магистратуру, аспирантуру (PhD) и executive education — обучение для топ-менеджмента. Это достаточно короткие программы, но и достаточно дорогие.

MBA в Гарварде стоит 96 тыс. долларов за два года, программы executive education — 1-2 тыс. долларов за день. У нас не так много бизнес-школ, которые работают за такие деньги и на таком же уровне.

Во-вторых, вместо исследовательской деятельности они сосредоточились на развитии практических навыков и профессиональной социализации менеджеров. Что это значит?

В классической системе образования в России, да и много где в мире, на всех ступенях, начиная со школы, обучение начинается с теоретического занятия, то есть с лекции. Потом проходит семинарское занятие — обсуждение отдельных моментов. Затем дается практическое задание или самостоятельная работа, где какие-то знания можно применить, и в конце — контрольная. Эта система очень инертна и сложно поддается трансформации.

В Гарварде всё наоборот: начинают с контрольной работы, которая представляет собой скрининг знаний и «провалов» по теме.

Затем человек получает огромное количество теоретических материалов, онлайн-тьюториалов, и довольно сжатые сроки на их самостоятельное изучение. После этого организуются семинарские занятия в маленьких группах. Преподавателя здесь не будет — работают только студенты друг с другом.

Семинарское занятие обычно строится вокруг какого-либо кейса. Гарвардские кейсы очень детализированные и подробные, это 20-30 страниц текста, и они представляют собой некое информационное поле, которое нужно проработать. На вопросы, которые ставятся кейсом, не будет единственного правильного ответа: важно выстраивать рассуждение, аргументированно доказывать свою позицию, и на этом этапе невозможно обойтись без теоретических знаний.

На семинарском занятии вы с другими студентами вместе осваиваете этот кейс, готовясь к основному событию — а это поход на лекционное занятие.

И когда вы придете на лекцию, всем потоком в 90 человек, в большую «амфитеатровую» аудиторию, то преподаватель почти ничего не будет вам рассказывать. Предполагается, что базовые знания у вас уже есть, поэтому нет смысла тратить время на то, что можно прочитать.

Преподаватель работает именно с пониманием, и лекция будет состоять из вопросов, которые он задаст по кейсу. По сути, это будет некая дискуссия, в которую за занятие (1 час 20 минут) успеют включиться около 30-40 человек. На то, чтобы аргументированно и обоснованно выдать свой ответ, у каждого будет всего несколько секунд, а преподаватель будет в специальном бланке очень быстро делать пометки: кто ответил, какого качества был ответ. И если он увидит, что 2-3 занятия подряд студент молчит, он специально его спросит: а вы что думаете по этому поводу? И отсидеться не получится.

Активным участием в занятиях можно повысить свой личный рейтинг. Хорошо влияет на рейтинг, если дискуссия пошла в предложенном тобой направлении — это воспитывает умение отстаивать свою точку зрения, причем в довольно агрессивной среде. Если ты занимаешь нижние строки рейтинга, то ты кандидат на вылет (кстати, отсеиваются к концу курса около 40% студентов). Поэтому в Гарварде все стараются быть заметными.

А что у нас? «К доске пойдет... К доске пойдет…» — и все притаились.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 2

Ко всему этому добавляется система проектных заданий. Например, вы изучаете анализ конкурентной среды или SWOT-анализ. И преподаватель говорит: «Сделайте-ка к следующему занятию анализ на примере…» — дальше будет названа какая-нибудь крупная компания, типа Procter&Gamble.

«Президент этой компании — наш выпускник 1978 года», — говорит профессор студентам, берет телефон и прямо из аудитории звонит ему: «Привет, Джонни, это твой профессор из Гарварда, помнишь, ты у меня учился? Теперь молодое поколение идет по твоим стопам, Джонни. Послушай, я направлю к тебе группу, им надо SWOT-анализ сделать. Будь другом, посодействуй».

Так группа получает номер телефона самого президента Procter&Gamble. И можно даже, собравшись с духом, дрожащими руками его набрать. Правда, скорее всего, у президента не будет лишнего времени, чтобы общаться со студентами, поэтому тот переадресует их к вице-президентам. Те скажут — да, здорово, но мы тоже заняты, поэтому вот вам контакты начальников отделов…

Таким образом, чтобы выполнить это задание (а сроки достаточно короткие – до четырех недель) вам придется познакомиться с несколькими десятками сотрудников этой компании. Теперь умножьте это количество на 50-70 проектов, которые вам придется сделать за два года обучения.

Получается, что выпускник Гарвардской MBA лично знает всех ключевых лиц большинства крупнейших компаний США. Эта интеграция в деловое сообщество — то, чего так не хватает нашим бизнес-школам.

Кроме того, американское образование вообще очень стандартизированное и технологичное, особенно это касается Гарварда. Поэтому на выходе гарантируется некий квалификационный стандарт. И если человек получил диплом Гарварда, это означает, что человек  соответствует определенной квалификации.

Итак, Гарвард — это практика, нетворкинг и стандарты.

В России диплом MBA очень часто означает, что человек оплатил курс MBA. Ну и, может быть, что он ходил на эти занятия. К сожалению, больше ничего.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 3

Чем еще российские бизнес-школы принципиально отличаются от американских?

В 90-е годы, когда к нам импортировались первые программы MBA, у нас никто толком не понимал, что такое бизнес, не говоря уже о бизнес-образовании. Но у людей было понимание, что это «круто» и «дорого». Поэтому первыми слушателями MBA были те, кто мог себе позволить купить такую программу. Средний возраст слушателя был 50+.

Те, кто помоложе, искренне не понимали ценности бизнес-образования, потому что видели, как зарабатываются деньги (и что с MBA это никак не связано).

В 1995-2005 годах в России началась мощнейшая трансформация MBA. Аудитория стала молодеть. Когда в 2003-м году, в свои 23 года, я поступал на MBA в ВШЭ, я по-прежнему был «белой вороной», но в аудитории уже сидели 45-летние слушатели. А вот спустя еще 10 лет, примерно в 2015-м, MBA «помолодела» до 30-летних. Сегодня в аудиториях много тех, кому 24-25 лет.

Гарвардская MBA тоже молодеет. Средний возраст студента сейчас — 27-37 лет. Поступая на MBA, здесь нужно иметь как минимум двухлетний опыт работы, желательно управленческой — это повышает шансы быть зачисленным. Как правило, MBA — это карьерный лифт. В числе студентов сейчас много граждан Индии и Китая, причем они настоящие «терминаторы»: очень умные, очень мотивированные, готовы учиться и работать 24 часа в сутки.

Гарвардская MBA — это full-time: на два года человек посвящает себя только учебе. Нашей аудитории такое не подходило — а бизнесом кто будет заниматься?

Тем более что преподаватели в основном были вузовские, то есть те, кто о бизнесе имели только теоретическое представление. В Гарварде преподаватели в большинстве случаев имеют хороший бизнес-бэкграунд — это топ-менеджеры, владельцы бизнеса, бизнес-консультанты, которых обучили преподавать.

Идея квалификационных стандартов в России сразу потерпела фиаско. Наши «состоявшиеся» бизнесмены не собирались вписываться ни в какой квалификационный стандарт, в какие-то рамки, чему-то соответствовать. Поэтому, выбирая между стандартами и зарабатыванием денег, бизнес-школы выбрали деньги. И «приподзакрыли» глаза на требования, экзамены и прочие формальности: пришёл — заплатил — молодец, что осталось в голове — то твоё.

Когда я учился, выпускникам MBA еще выдавали дипломы гособразца. Теперь госстандарт отменен, и у каждой бизнес-школы свой стандарт.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 4

Михаил Плотников

Сегодня в России есть очень много разных курсов MBA: корпоративная MBA, дистанционная MBA, MBA-мини, MBA-лайт... Чего только нет. По сути, любой курс по менеджменту в России сейчас может называться MBA. Бизнес-образование удешевляется: купить курс можно за 100 тыс. руб., и это будет онлайн-формат с видео, которые предстоит изучать в свободное время.

Содержательная, ценностная разница с дорогими курсами — как правило, в том, как именно в слушателей «загружают» все эти знания. Программы, которые дают результат, предполагают дискуссии, обсуждения, проектные задания, глубокие, реальные кейсы и многое другое, чего просто нет в онлайн-курсах.

Важно помнить, что главная ценность MBA — это практический опыт и нетворкинг. Ведь твои одногруппники — это люди, которые уже занимают или будут занимать высокие посты в крупных компаниях.

Можно годами ждать, чтобы попасть в группу, где будут учиться «нужные» им персоны, чтобы завести ценные знакомства.

У нас MBA обычно подается «в целом», например — «Общий менеджмент» или «Стратегический менеджмент». В Гарварде программы MBA будут предельно сфокусированными и детальными, например, «Управление крупными сделками по коммерческой недвижимости в Юго-Восточной Азии». Они соберут 200 человек, которые занимаются такими сделками, перезнакомят их, и люди заплатят именно за возможность получить такие контакты.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 5

 

Что мы взяли из Гарварда и адаптировали для нашей бизнес-школы Vadens в Нижнем Новгороде.

Во-первых, это кейсы. Правда, пришлось несколько изменить формат, поскольку не все наши слушатели готовы читать по 20-30 страниц текста. У нас есть авторская методика — как вводить кейс непосредственно на занятии.

Поскольку мы занимаемся консалтингом, то мы имеем возможность использовать реальные кейсы реальных компаний или разрабатывать кейсы под конкретную компанию по ее запросу.

Во-вторых, это метод проектов. Поскольку наша бизнес-школа специализируется на корпоративном обучении, редко удается направить слушателей на проект в стороннюю компанию, поэтому проекты создаются на «собственном опыте», внутри своей компании, в кооперации с другими сотрудниками. Решение вырабатывается в конкретном контексте и защищается перед руководством.

И в-третьих — это нетворкинг. Мы учим людей взаимодействию с другими сотрудниками в их организации.

Вся система образования в России «натаскивает» нас на выполнение индивидуальных заданий, в то время большая часть сложных и наиболее выдающихся задач — это результат коллективного труда, а этому никто не учит. Мы с этим сталкиваемся с этим и в консалтинге: люди разобщены и либо пытаются действовать силовыми методами, либо изолируются от других.

Мы всегда обучаем команды и формируем связи внутри них. Чтобы выполнить наши проекты, нужно повзаимодействовать с парой десятков сотрудников в своей организации по выданному нами шаблону. И люди с удивлением обнаруживают, что а) они никогда так не делали, и б) этот метод действительно работает.

Мы видим огромный потенциал в коллективах, с которыми работаем. Мы уверены и многократно убеждались в том, что, работая вместе, можно добиваться очень многого, обеспечивать высокую продуктивность и показывать невероятные результаты.

* * *

СПРАВКА. Vadens Business School — бизнес-школа Vadens — ведет работу в Нижнем Новгороде с 2013 г. За это время компания разработала более 130 учебных и консультационных продуктов для 217 компаний-клиентов в 14 городах России. Кредо школы — измеримость, обоснованность и практический результат. Опыт и экспертность позволяют Vadens Business School создавать уникальные программы корпоративного обучения и с их помощью решать актуальные и сложные задачи управления и бизнеса.

«В Гарварде все хотят быть заметными. А у нас? "К доске пойдет..." — и все притаились». 6

Нижний Новгород, пр. Гагарина, 94

vadens.org

+7 (831) 413 19 57

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.