Турфирмы договорились с мэрией о том, как привлечь туристов в регион

эксперты Ян Буржэ директор центра «КРЭФ» Асхат Каюмов руководитель экологического центра «Дронт» Наталья Первушина директор гостиничного комплекса «Дивеевская слобода» Ольга Покровская начальник от

На встрече Дискуссионного клуба «Делового квартала» на тему «Как сделать Нижний Новгород туристическим центром ПФО» наконец-то состоялся конструктивный диалог между бизнесом и властью. Представители туристического бизнеса, развивающие внутренний туризм, поделились своими соображениями о том, как сделать регион привлекательным для туристов. «Власть» пообещала стать еще более открытой для предложений. Чтобы не быть голословными, прямо за круглым столом туроператоры и представители городской администрации договорились через два дня съездить на обзорную экскурсию по проблемным местам города.

эксперты
Ян Буржэ
директор центра «КРЭФ»
Асхат Каюмов
руководитель экологического центра «Дронт»
Наталья Первушина
директор гостиничного комплекса «Дивеевская слобода»
Ольга Покровская
начальник отдела туризма департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижнего Новгорода
Мария Свиридова
директор ГК «Роза ветров«
Владимир Селезнев
зам. министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Почему туроператорам не интересны иностранные туристы?
Нужны ли игрокам рынка туруслуг правительственные льготы?
С чего начинать развитие туристической привлекательности региона?

В реализуемой правительством программе развития Нижегородской области направление «туризм» получило статус одного из приоритетных. Туризм хотят развивать все. Вопрос, нужен ли городу статус туристического центра ПФО, перед участниками Дискуссионного клуба не стоит: однозначно нужен. Разногласия возникают, когда встает вопрос о том, как сделать регион привлекательным. Первый спор между участниками Клуба возник по поводу потребности в иностранных туристах. Как оказалось, они интересуют в основном администрацию, а вот туристические компании на иностранцах практически не зарабатывают.

Нижегородским туроператорам мешает неосведомленность иностранцев о городе

Дискуссию начал заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительного рынка и услуг Нижегородской области ВЛАДИМИР СЕЛЕЗНЕВ, который рассказал, что количество туристов в 2007 г., посетивших Нижегородскую область, выросло всего на 10%. По мнению экспертов, при том, что «потенциал региона» высокий, прирост незначительный. Фраза «туристический потенциал региона» возмутил директора ГК «Роза ветров» МАРИЮ СВИРИДОВУ, которая 17 лет проработала в туристическом бизнесе, а также администрации города в отделе по туризму и все 17 лет только и слышала о «высоком потенциале города и области». В регионе есть что показывать туристам — с этим утверждением никто не спорит. К сожалению, никто не поспорил, когда Владимир Селезнев констатировал, что у нижегородских турфирм опыт общения с туристами невелик и инфраструктура для приема гостей не создана: «По российским стандартам мы в области должны иметь шесть койкомест на тысячу жителей, а имеем чуть больше 2,5». По словам эксперта, правительственная программа развития гостиничного бизнеса решит этот вопрос, и к 2011 г. область выйдет на российский стандарт. Неразвитость гостиничного сегмента оказалась не единственной проблемой, которая препятствует развитию региона. Директор центра «КРЭФ» ЯН БУРЖЕ заметил, что она не имеет отношения к развитию инфраструктуры: «У европейцев есть стереотип: Россия — это дорого и непонятно. В Европе мало людей, которые знают, что есть город Нижний Новгород. Тем более, они не знают, как до него добраться. В интернете даже на английском языке информации мало». Владимир Селезнев тут же ответил, что и это направление — приоритетное в программе развития туризма. Замминистра не так давно вернулся с международной туристической выставки в Париже, где Нижегородская область была представлена на общем российском стенде. С собой г-н Селезнев привез договоры с семью французскими туроператорами, которые планируют посетить область с пресс-туром, чтобы принять решение о возможности продажи путевок. Мария Свиридова сразу уточнила: «А что мы можем предложить французским операторам?» По ее опыту, компаниям, отправляющимся в пресс-туры, нужны готовые предложения, которые они приедут, посмотрят и купят. «С кем будут взаимодействовать операторы в Нижнем Новгороде?» — задала вопрос г-жа Свиридова. «С вами, со всеми, кто продает туристические услуги», — обобщил Владимир Селезнев. Директор гостиничного комплекса «Дивеевская Слобода» НАТАЛЬЯ ПЕРВУШИНА отпарировала: «С нами напрямую невозможно. Мы не формировали подобные комплексные продукты, которые можно предложить иностранным туроператорам». И тут же предложила: «У каждого из нас здесь свои цели, но есть общая — привлечение туристов. Объедините нас. Создайте единого туроператора при правительстве, который будет разрабатывать готовые туры и подключать к их реализации все агентства». Мария Свиридова идею отвергла, уточнив, что по закону при администрации не может работать аккредитованный туроператор. И в целом, по ее мнению, тут главное, чтобы идея была хорошая, а инвестиции и бизнес-процессы выстроятся вне зависимости от наличия аккредитованного туроператора. Ее опыт в туристическом бизнесе показал, что зачастую главная помощь от правительства — не мешать. Сейчас «Роза ветров» строит гостиничный комплекс «Терраски». Работу правительства на выставке — договоры с иностранными туроператорами — г-жа Свиридова прокомментировала так: «Вы сейчас ведете себя как туроператор. Это я должна ехать в Милан, Париж со своими программами и продавать их местным операторам. Что я и делаю. Но это на данный момент бесполезно». Эффект, по мнению эксперта, появится, когда простой европейский врач, рабочий, учитель услышит, что есть в России город Нижний Новгород. Помочь в этом могут только иностранные СМИ, которые нужно привозить сюда вместо туроператоров. Присутствующая в зале декан факультета международных отношений, экономики и управления НГЛУ ОЛЬГА БОНДАРЕНКО рассказала о том, что факультет вступил в европейскую Ассоциацию школ гостиничного и туристического бизнеса. Каждый год студенты и представители этих школ собираются в одном из европейских регионов и презентуют свои страны, города, районы. Г-жа Бондаренко посетовала, что уже не первый раз обращается в мэрию с предложением провести очередной слет Ассоциации в Нижнем Новгороде и пригласить представителей европейского туристического бизнеса в наш регион. Начальник отдела туризма департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижнего Новгорода ОЛЬГА ПОКРОВСКАЯ с радостью поддержала предложение, заметив, что практически то же самое делает и департамент в сотрудничестве с администрацией городов-побратимов Нижнего Новгорода: «Сейчас их девять, и каждый год проводятся мероприятия, на которых мы презентуем Нижний Новгород и к нам приезжают из городов–побратимов презентовать свои регионы».

Туроператоры хотят зарабатывать на российских туристах

В ходе дискуссии Наталья Первушина и Мария Свиридова неоднократно упоминали, что на иностранных туристах они почти не зарабатывают. Владимир Селезнев в процессе всего разговора постоянно говорил о привлечении именно иностранных туристов. Когда речь зашла о койкоместах, Наталья Первушина заметила: «Иностранцы ценят комфорт и доступность. Поэтому им интересны гостиницы класса «три звезды». Вообще ино­странный турист приносит меньше денег, чем русский. Они готовы платить $80 за все и не тратиться ни на сувенирную продукцию, ни на дополнительные экскурсии. В этом плане русский турист позволяет заработать больше». С ней согласна и Мария Свиридова: «Не надо делать ставку на иностранцев. Привезите сначала россиян в Нижний Новгород. За ними потянутся и остальные». Привозить россиян оказалось ничуть не проще, чем иностранцев. Да и опять же не выгодно туроператору. Г-жа Свиридова привела статистику своей компании: 3000 нижегородцев, отправленных в Турцию или Египет, приносят ей две трети дохода. И треть дохода приносят 11 тыс. россиян. «Какой же нормальный туроператор будет вкладывать деньги в развитие внутреннего туризма?» — воскликнула она. «Вкладываются те, кто дейст­вительно хочет привлекать туристов. Городецкий, Воскресенский, Балахнинский, Большеболдинский районы активно инвестируют в развитие своих туристических маршрутов. Тем более, правительство активно реализует программы по развитию туризма в регионе», — убежденно ответил Владимир Селезнев. — А если власти Дивеева неоднозначно относятся к вопросу о развитии района в сфере туризма, то на деле получается ситуация, которую описала г-жа Первушина». Руководитель гостиничного комплекса «Дивеевская слобода» посетовала на администрацию района, решившую строить крупный оздоровительный комплекс вдали от основного потока туристов: «Наш собственник был даже готов бесплатно передать землю под этот комплекс, потому что мы в нем заинтересованы. Что будет делать турист вечером, когда осмотрит все достопримечательности?» С экспертом согласился и Ян Бурже, рассказавший, что в районах Франции так и поступают: восстанавливают исторические памятники и тут же создают инфраструктуру для туристов, рядом с местными достопримечательностями. Для популяризации региона как в глазах иностранцев, так и в глазах российских туристов Ян Буржэ предложил властям воспользоваться идеей, которую активно используют во Франции. Большинство приезжающих во Францию туристов знают Париж и самые известные мировые курорты, поэтому в Париже каждый район создает свой «Дом»: «Откройте «Дом Нижнего Новгорода» в центре Москвы, представьте там все свои достопримечательности. Люди будут заходить, получать информацию о регионе и делать свой выбор в вашу пользу». Владимир Селезнев в ответ рассказал, что сейчас его министерство проводит переговоры об аренде или строительстве на Измайловской Ярмарке павильона Нижегородской области.

Начинать развивать туризм нужно с ремонта туалетов

Под конец встречи участники перешли к конкретному обсуждению возможных решений. Начала его Мария Свиридова, воскликнувшая в ответ на очередное замечание Владимира Селезнева о том, что и «этот вопрос учитывается программой развития туризма в регионе»: «Программа — это хорошо. Но давайте делать маленькие шаги. Начните с простого — с парковки на Московском вокзале. Турист платит мне за то, чтобы я доставляла его багаж от поезда до автобуса. А где я паркую автобус? В трех кварталах от вокзала! Мне приходится давать взятки милиционерам, чтобы они «отвернулись» от нас, пока мы разгружаем автобус»! Ольга Покровская сообщила, что департамент уже принял меры на совещании с представителями департамента транспорта, и все туристические автобусы будут запускать на парковку перед зданием «Метрополитена»: «Нам необходимо сейчас переписать номера всех экскурсионных автобусов нижегородских туроператоров, и больше такой проблемы не возникнет». По словам г-жи Покровской, проблема парковки туристических автобусов — это бич города. Стоянку запретили даже на площади Минина. Эксперт пригласила Марию Свиридову на следующий день поехать на совместное выездное совещание департамента транспорта и департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей, чтобы вместе обсудить наболевшие вопросы с парковкой туристических автобусов в городе. 

Владимир Селезнев: «Нижегородцы еще не научились быть гостеприимными. Город был долгое время закрытым, поэтому сейчас сфера обслуживания оставляет желать лучшего».

Г-жа Свиридова обратилась к област­ному министерству — она рассказала о своем новом экскурсионном маршруте «Богородск–Павлово» и богородском Музее глины, который включен в этот маршрут: «Отличный музей: кроме экскурсии, там можно самому что-то вылепить из глины. Все уходят довольными. Кроме тех, кто попытался сходить в туалет в музее. Такого кошмара вы наверняка в жизни своей не встречали! О каких туристах можно говорить, если у нас такие туалеты?! У нас в регионе парадный декор — и какое-то сума­сшествие на задворках». Владимир Селезнев уверил Марию Свиридову в том, что сейчас как раз решается ситуация с переносом музея в другое здание. К вопросу об освоении районов подключился руководитель экологического центра «ДРОНТ» АСХАТ КАЮМОВ: «Я лично участвовал в разработке проекта природного парка в Воскресенском районе, но в это же самое время, пока разрабатывался проект, правительство области объявило о строительстве атомной станции на севере области. Естественно, вокруг нее вырастет промышленная зона. О каком туристическом развитии региона мы можем говорить, если не можем согласовать вопросы между двумя министерствами?!» Как описал ситуацию г-н Каюмов, в области раскрутили три–четыре объекта, куда все едут, и теперь там нужно ставить людей с дубинками, чтобы те отслеживали приезжающих на то же знаменитое озеро Светлояр в Воскресенском районе попить водки, съесть шашлык, оставить мусор и уехать. Мария Свиридова на это заметила, что такий вопрос должна решать не одна администрация. Это вопрос бизнеса. Никаких бюджетных средств не хватит убираться на Светлояре, а вот если построить там гостиницу, поставить палатки с сувенирами, вывести проект на окупаемость, то владельцы этого бизнеса вложат свои средства для сохранения чистоты на территории парка.

Наталья Первушина: «Иностранные туристы приносят гораздо меньше денег, чем русские».

Модераторы Дискуссионного клуба предложили составить список изменений, которые можно внести, чтобы повысить привлекательность региона. Мария Свиридова рассказала, что она и без того каждый месяц писала списки в разные органы — подобное предложение она напишет на четырех листах за пять минут. В первую очередь ее волнует внешний облик города и то, что большинство зданий, представляющих исторический или культурный интерес, уже снесены. Эксперт предложила всем вместе сеть в автобус, прокатиться по городу и остановиться у каждого мусорного бачка, который портит внешний облик. Ольга Покровская высказала готовность ехать хоть завтра. Ее поддержал и Владимир Селезнев, который отметил, что существующая программа развития области носит общий характер, а в ее рамках должна быть «адресная программа», решающая как раз такие вопросы, как с туалетами в Музее глины, мусорными бачками в центре города и т.д. Под конец дискуссии г-н Селезнев признал, что туризм стал приоритетным направлением только два года назад и программы только-только начинают действовать. Поэтому замминистра попросил у собравшихся немного времени на реализацию программы. И в очередной раз пригласил к открытому общению, подобному Дискуссионному клубу «ДК», чтобы вместе развивать регион.
 
Ян Буржэ: «Чтобы популяризировать регион, можно открыть Дом Нижегородской области в Москве».

Правительство предусмотрело льготы для компаний
В рамках областной программы развития туристического потенциала Нижегородской области правительство компенсирует 5 из 16% годовых компаниям, берущим в коммерческом банке кредит на развитие связанного с туризмом бизнеса. Например, на строительство гостиниц, покупку техники и т.д. Закон Нижегородской области учитывает также статус «приоритетного проекта», дающий право на льготы областного правительства по Закону об инвестиционной деятельности.
Источник: министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг НО.

цифры
Нижегородский туризм в цифрах

643 тыс. туристов посетили Нижний Новгород в 2007 г.
43 тыс. из них — иностранные граждане.
на10% по сравнению с 2006 г. выросло количество туристов, посетивших регион в 2007 г.
на 6% выросло число интуристов.

Источник: министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг НО.

цифры
Парк миниатюр может повысить посещаемость объектов

5 га площадь парка «Франс Миниатюр», открытого в 20 км от Парижа
2 тыс. макетов достопримечательностей Франции, среди которых Нотр-Дам де Пари, Версаль, Сан-Тропе и другие.
350 тыс. евро частных инвестиций
3,5 млн посетителей за 16 лет
28% иностранных туристов
5 подобных парков существует в Европе. Итальянский и Швейцарский полностью скопированы с «Франс Миниатюр».

Источник: Центр «КРЭФ».

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.