транспортно-логистические компании
эксперты Александр Абаренов директор нижегородского филиала компании «ПЭК» Андрей Бобровский генеральный директор холдинговой компании «Логопром» Сергей Громов директор компании «Дю-ТРАНС» Андрей
эксперты
Александр Абаренов
директор нижегородского филиала компании «ПЭК»
Андрей Бобровский
генеральный директор холдинговой компании «Логопром»
Сергей Громов
директор компании «Дю-ТРАНС»
Андрей Иванов
председатель совета директоров ХК «Логопром», президент Поволжской логистической ассоциации
Михаил Миллер
директор по продажам логистических услуг ООО «Предприятие «Алиди»
Алексей Смирнов
директор Нижегородского филиала компании Dimex
Почему на рынке грузоперевозок не развита конкуренция
Почему растет спрос на логистические услуги
В Нижнем Новгороде работают компании, занимающиеся складской, транспортной, таможенной логистикой. По словам президента Поволжской логистической ассоциации АНДРЕя ИВАНОВа, складская логистика в области развита слабо: услуги высокого качества предоставляют всего две компании — «Логопром» и «Алиди». Услуги таможенной логистики предлагает только «Ростэк». Среди транспортных организаций конкуренция развита лишь в сфере автомобильных перевозок. Лидерами в этом секторе участники рынка считают компании «Грузовозофф», DHL, «Автотрейдинг», «Перевозка.ru», Dimex. Генеральный директор компании «Логопром» АНДРЕй БОБРОВСКий утверждает, что крупные компании занимают не более 20% рынка, а оставшиеся 80% делят между собой мелкие частные перевозчики.
Как отмечает Андрей Иванов, объем рынка логистических услуг составляет не менее 20% товарооборота региона. По информации областного правительства, объем товарооборота Нижегородской области в 2005 г. составил 136,6 млрд руб., следовательно, объем логистического рынка — 28,2 млрд руб.
По данным Нижегородского центра научной экспертизы, на территории области находится 360 тыс. кв.м складских площадей, из них примерно 70% — в областном центре. 84% складов и складских комплексов расположено в заречной части города, где работает большинство промышленных предприятий. Только 30% складов — отапливаемые. Их владельцы, как правило, не оказывают логистических услуг, а лишь сдают помещения в аренду или принимают товары на ответственное хранение. Эксперты «ДК» утверждают, что дефицита низкокачественных складских помещений в городе нет.
В Нижнем Новгороде не хватает терминалов класса «А» и «Б». Директор по продажам логистических услуг ООО «Предприятие «Алиди» МИХАИЛ МИЛЛЕ заявляет, что рынок нуждается в 300-400 тыс. кв.м терминалов категории «А». Компания «Алиди» построила первый в области терминал категории «А» для обслуживания крупных федеральных клиентов. 10 тыс. кв.м «Алиди» выделила для нижегородских поставщиков быстрооборачиваемой потребительской продукции: одежды, бытовой химии, бакалеи. Михаил Миллер подчеркивает, что на складах «Алиди» нет специального температурного оборудования, позволяющего хранить фармацевтические и пищевые продукты. Качественные услуги по складированию таких товаров в Нижегородской области не предлагает никто. Единственный терминал категории «Б» принадлежит компании «Логопром» и имеет площадь 100 тыс. кв.м.
Михаил Миллер считает, что рост спроса на услуги высококачественных складских операторов связан с приходом в регион крупных сетей – IKEA, Metro, «Перекресток», «Копейка», «Ашан»: «Эти компании требуют высокое качество обслуживания».
К строительству складов класса «А» приступили нижегородские оптовые компании. Как сообщил Михаил Миллер, компании «ВКТ» и «Энко» начинают строить складские комплексы площадью 30 тыс. кв.м и 20 тыс. кв.м соответственно, а ГК «Фрукты и продукты» в 2007 г. планирует ввести в эксплуатацию терминал площадью 6000 кв.м. Часть помещений компании собираются использовать в своих интересах, а часть — сдавать в аренду. По словам г-на Миллера, «ВКТ» оставит для собственных нужд 60% площадей, «Энко» — 30%.
Директор нижегородского филиала компании «ПЭК» АЛЕКСАНДР АБАРЕНОВ напоминает, что первые транспортные компании появились в Нижнем Новгороде около десяти лет назад. До этого предприятия региона использовали для доставки грузов ведомственный автопарк. Транпортная логистика начала развиваться в Нижегородском регионе с выходом на рынок крупных иностранных компаний, которые стали отдавать транспортировку и складирование грузов на аутсорсинг. Со временем их опыт переняли некоторые российские компании.
В настоящее время на нижегородском рынке представлено около десяти крупных специализированных компаний. На транспортном рынке активно работают промышленные и торговые предприятия, выделяющие транспортные цеха в самостоятельные подразделения. Андрей Иванов: «15-20% игроков не считают себя логистическими компаниями, хотя по сути именно таковыми и являются». Эксперт полагает, что некоторые неспециализированные компании основные доходы получают от перевозки чужих грузов.
Большую часть рынка обслуживают мелкие транспортные компании. Эксперты «ДК» даже приблизительно не смогли назвать их число. Создать такую компанию просто — достаточно купить автомобиль и дать объявление в газете. Далеко не все перевозчики имеют лицензии. Мелкие игроки обслуживают в основном малый и средний бизнес. «Единственное их конкурентное преимущество — низкие цены», — замечает директор транспортной компании «Дю-ТРАНС» СЕРГЕй ГРОМОВ. Разница в тарифах частных перевозчиков и крупных транспортных компаний составляет 10-20%. Г-н Громов считает, что незначительная разница в цене не влияет на мнение крупных торговых и производственных компаний в выборе поставщика транспортных услуг. Александр Абаренов: «Постепенно руководители крупных компаний начинают понимать, что связываться с частными перевозчиками весьма рискованно. Если машина где-то сломается, заказчик понесет огромные потери. Частные перевозчики, как правило, не задумываются о страховке груза. Крупные же компании обычно работают по договорам, в которых прописывают ответственность за срыв сроков доставки, порчу имущества». По мнению Сергея Громова, другое конкурентное преимущество крупных перевозчиков — большой автопарк: «Заказчики не хотят ждать, когда освободится автомобиль для выполнения их заказа». Еще один плюс крупных компаний заключается в возможности работать по безналичному расчету — мелкие перевозчики принимают только наличные деньги.
Александр Абаренов вспоминает, что два года назад, когда федеральная компания «ПЭК» открыла филиал в Нижнем Новгороде, места на рынке хватало всем: «Не могу сказать, что тогда мы взбудоражили рынок. Конкуренты отнеслись к нашему появлению достаточно спокойно. Новые компании появляются довольно часто». Эксперты «ДК» признают, что жесткой конкуренции на рынке транспортных услуг нет, несмотря на большое количество игроков. По информации Андрея Иванова, все крупные транспортные компании нашли своих клиентов и давно работают с ними. Некоторые заказчики периодически проводят тендеры, но выигрывают в них, как правило, старые партнеры. Андрей Иванов поясняет причины: «Операторы рынка предлагают приблизительно одинаковый перечень транспортно-логистических услуг. Менять старых проверенных партнеров на новых, предлагающих те же услуги и примерно те же цены, не имеет смысла». Как сообщил Александр Абаренов, компании конкурируют либо ценой, либо сервисом. Г-н Абаренов признает, что у некоторых конкурентов компании «ПЭК» цены ниже, но «ПЭК» вместо их снижения предлагает дополнительные услуги — страхует, доупаковывает грузы.
Директор нижегородского филиала компании Dimex АЛЕКСЕй СМИРНОВ отмечает, что нижегородский рынок сейчас привлекает крупных федеральных («ПЭК», «Автотрейдинг») и международных операторов (DHL, TNT). В основном они обслуживают здесь федеральные сетевые и международные компании. На открытие филиала в Нижнем Новгороде они тратят миллионы долларов, вкладывая их в создание автомобильного парка, аренду складских помещений. Срок окупаемости при этом достаточно велик. Как заявляет Алексей Смирнов, первое время, пока компания нарабатывает клиентскую базу, неизбежны издержки из-за простоя автомобилей. Александр Абаренов рассказал, что его компания почти год работала только на то, чтобы «сделать себе имя», и лишь затем у предприятия появилась операционная прибыль.
Как отмечает Александр Абаренов, в Нижегородском регионе спрос на услуги крупных грузоперевозчиков ежегодно растет в разы. По данным Приволжского УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, объем грузоперевозок в регионе в 2005 г. вырос всего на 2,7%. По мнению Александра Абаренова, рост спроса связан, в первую очередь, с тем, что крупные компании все чаще отдают доставку грузов на аутсорсинг. Андрей Бобровский констатирует, что еще год назад редкие компании отказывались от собственного автопарка. Сегодня их значительно больше. В основном это транснациональные и молодые российские компании. Бывшие советские промышленные предприятия, привыкшие работать с собственным автопарком, до сих пор относятся к услуге с недоверием. Г-н Бобровский уверен, что со временем их мнение изменится. Андрей Бобровский: «Проблема в том, что пока существует много неиспользованных ресурсов снижения себестоимости товаров. Когда они исчезнут, руководители предприятий обратят внимание на другую составляющую цены продукта — транспортировку и складские услуги». Александр Абаренов: «Руководитель крупной компании год назад посчитал затраты на содержание собственного автопарка. Оказалось, что транспортировка грузов обходилась компании в три раза дороже, чем в том случае, если бы предприятие отдало грузоперевозку на аутсорсинг нам. С тех пор он стал нашим клиентом».
По мнению Андрея Бобровского, стоимость перевозок, отданных на аутсорсинг, снижается из-за того, что отпадает необходимость гонять недозагруженные автомашины. «Ни один экспедитор не повезет на автомобиле одну палетту с товаром, — поясняет г-н Бобровский. — Он загрузит ее в машину, где будет еще несколько наименований продукции. Таким образом, затраты на доставку груза поделят между собой несколько заказчиков».
Андрей Иванов прогнозирует, что рынок транспортных услуг будет расти на 10-15% в год. При этом мелкие частные компании исчезнут с рынка. Они либо вольются в более крупные, либо объединятся между собой, либо разорятся. «Будущее — за комплексными логистическими услугами», — утверждает Михаил Миллер. По словам Сергея Громова, каждый шестой клиент его компании просит предоставить полный набор логистических услуг: транспортировку, хранение, учет, перераспределение груза. Такого спектра услуг в регионе предоставить не может никто. «К этому мы только стремимся, постоянно пополняя перечень услуг», — заявляет Михаил Миллер. Стремление эксперта разделяют и представители других крупных компаний.
Андрей Иванов: «15-10% игроков логистического рынка и не подозревают, что являются логистами».
Алексей Смирнов: «Нижегородский регилн привлекает крупные иностранные и федеральные транспортные компании».
Андрей Бобровский: «80% рынка грузоперевозок захватили мелкие частные перевозчики».