«Судорожно решали, что купить: сэндвич или банку пива?» Владимир Рогозин — о дефолте-1998
«Ровно двадцать лет назад в России случился «Черный понедельник». Для каждого из нас он ассоциируется с собственной историей. Расскажу вам свою».
Владимир Рогозин, руководитель банковского бизнеса группы «Открытие» в Приволжском федеральном округе:
— Что для меня дефолт-1998? Молодость. Легкое отношение ко всему. Но эту самую легкость я вижу именно сейчас, а не тогда.
На конец августа 1998-го у нас с супругой были куплены путевки на две недели в Торремолинос. Туда же должна была приехать двоюродная сестра из Красноярска с мужем. И вот, в последние дни августа 1998-го мы с супругой садимся в автомобиль управляющего филиалом (я тогда был замом управляющего по розничному бизнесу Нижегородского филиала «Инкомбанка»), который вместе с нами отправляется в аэропорт. Он в Москву в командировку, мы в Малагу. Уже в аэропорту он, глядя на нас: «Володя, на рынке все плохо. Ты уверен, что надо ехать? А я ему: конечно, за все заплатили».
Да и что могло быть с «Инкомбанком»?! Это же был второй банк в стране после «Внешторгбанка». Сбербанк тогда и рядом не стоял.
Наш отдых в Малаге-Торремолиносе был великолепен. Мелкие городки типа Михаса, затем Марбелья, Гибралтар... Джип-сафари, пляжи, рестораны. Некоторые проблемы начались только в конце первой декады сентября - стали зависать карточки, по телевизору дикторы заговорили о проблемах «гуманоидов в России».
Внезапно в субботу позвонил начальник отдела «Инкомбанка» и сказал, что творится уж совсем что-то непонятное, надо срочно снимать деньги со вкладов, заказана внеплановая инкассация. Я попросил снять деньги с вклада и отдать родителям, после чего вообще забыл о звонке.
Рассказ о нашем тогдашнем отдыхе — это отдельная история. Закончили мы его практически с нулем наличных в кошельке (карточки уже не функционировали), и в аэропорту судорожно решали, что же купить — сэндвич или банку пива? Остановились на пиве...
Никаких роумингов на наших тогдашних мобильных кирпичах не было. Когда встретили сестру и ее мужа (они жили в другом отеле и приехали в аэропорт отдельно), и у них остались наличные - мы были в диком восторге. С тех пор наличие наличных в кошельке в отпуске, где бы я ни отдыхал, это мастхэв.
Возвращались мы из Испании, как выяснилось впоследствии, в совершенно другую реальность и в другую страну... Нас ожидало крушение незыблемого «Инкомбанка» и космическое обесценивание рубля на фоне свежевзятой ипотеки, с которой я вошёл в 1999 год. Без каких-либо накоплений.
И ничего, все смогли и все выдержали. Как говорится, текущие мозги и опыт да к тогдашнему бы телу... Ни о чем не жалею. Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли (с).







