Стремимся к 4%: ЦБ рассказал о денежно-кредитной политике в регионах
«В целом ситуация в экономике развивается согласно прогнозам Центробанка», — заявил на стратегической сессии в Волго-Вятском ГУ Банка России представитель центрального аппарата регулятора Андрей Липин
Заместитель директора Департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Липин на стратегической сессии в Волго-Вятском ГУ Банка России отметил, что переход к таргетированию инфляции и плавающему валютному курсу помог сгладить негативный эффект внешней нестабильности 2014-2015 гг. Тогда ЦБ удалось сохранить золотовалютные резервы страны и не допустить роста безработицы.
Уже сейчас виден эффект от действий Банка России: годовая инфляция в мае составила 4,1%, вплотную приблизившись к целевому уровню 4%.
По словам Андрея Липина, в целом, экономическая ситуация в стране развивается по прогнозу Банка России. «Сказать, что появились неожиданные риски, которые значительно отклонят инфляцию от достижения цели в декабре и будут препятствовать выходу на уровень в 4%, мы не можем. Банк России внимательно наблюдает за ситуацией в экономике и будет строить свою политику с учетом макроэкономических тенденций».
Что касается Нижегородской области, в 2017 г. инфляция в регионе, как и в целом по стране, замедлилась. Крупные отрасли в 1 квартале развивались интенсивнее, чем годом ранее. Так, производство автомобилей выросло на 14%, химических продуктов — на 5%, грузооборот транспорта — на 14%. При этом реальная заработная плата увеличилась на 3,3%, численность безработных сократилась на 19%.
Андрей Липин, заместитель директора департамента денежно-кредитной политики банка России:
О том, почему основная цель денежно-кредитной политики Банка России – ценовая стабильность
Целью денежно-кредитной политики может являться управление инфляцией, валютным курсом или, например, денежной массой.
Однако не стоит забывать, что в экономике России высока доля экспорта, а волатильность цен на экспортные товары оказывает большое влияние на приток и отток валюты. Если бы у нас был фиксированный курс рубля, то для сглаживания этих колебаний необходимы были бы интервенции. Если колебания внешних рынков незначительные, а внутренние валютные резервы страны достаточные, то интервенции способны компенсировать влияние этих колебаний на курс. Обратимся к истории: в 2008 г. и 2014 г., когда цены на нефть значительно упали, экспорт сократился вдвое, импорт стал очень дорогим. В таких условиях ЦБ не может долго поддерживать курс рубля на существующем уровне, и при старте валютных интервенций валютные резервы начинают быстро сокращаться. Если мы посмотрим на наших соседей с похожей структурой экономики – Казахстан, Азербайджан – они ровно такой политики придерживались : сначала долго держали фиксированный курс, потом, когда уровень резервов снизился, отпускали курс, потом вновь держали, а потом все равно отпускали, потому что других вариантов здесь просто не существует. Поэтому для такой структуры экономики как у нас таргетирование инфляции – наиболее оптимальная политика.
Об уровне инфляции
Среди стран, которые занимаются инфляционным таргетированием, можно выделить те, которые ориентируются на уровень выше 4%, на уровень 4% и даже на уровень 2%.
Уровень в 4%, который ЦБ стремится держать в России, объясняется достаточно просто. 4% - это средний индекс роста цен на товары. При этом цены на одни товары растут сильнее, а на другие — слабее, на некоторые – вовсе снижаются. Соответственно, если мы сделаем таргет ниже – 2%, то эта часть товаров, на которые цены в определенный период снижаются, станет больше. Это плохо для компаний. Они рассчитывают на одну стоимость, а получат другую, товары будут продаваться дешевле – это неэффективно.
О ставках коммерческих банков
Банк России не может управлять ставками в коммерческих банках. Это все равно, как если бы государство указывало каждому предпринимателю, по какой цене ему продавать товар в своем магазине.
Ситуация в банковском секторе и движение ставок ассиметрично. Когда ЦБ повышает ключевую ставку – ставки по кредитам обычно растут быстрее, а ставки по депозитам – медленнее. Когда ключевая ставка снижается, все происходит ровно наоборот (ставки по депозитам снижаются быстрее, чем ставки по кредитам). Банковское поведение зависит от структуры банковского рынка, от конкуренции на нем, от спроса на банковские продукты, поэтому ставки могут очень сильно различаться как между банками, так и между регионами. Не стоит забывать и о кредитных рисках, учитывая которые коммерческие банки решают, с какой надбавкой сверх ключевой ставки выдавать кредит.







