Страховые компании рискуют здоровьем в розницу
эксперты Ольга Андрюнина директор центра личного страхования «РОСНО» Борис Башмаков директор нижегородского филиала компании «Макс» Сергей Малиновский представитель в Нижегородской области компании
эксперты
Ольга Андрюнина
директор центра личного страхования «РОСНО»
Борис Башмаков
директор нижегородского филиала компании «Макс»
Сергей Малиновский
представитель в Нижегородской области компании «Макс»
Алексей Самарин
директор нижегородского филиала Первой страховой компании
Виктор Тимофеев
директор филиала «Гута страхование» в Н. Новгороде
Почему розничная продажа полисов была благотворительностью?
Зачем нужны врачи в штате страховых компаний?
Рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) переживает период интенсивного развития. По оценкам одного из экспертов, его емкость составляет более 120–150 млн руб. в год, хотя многие участники рынка полагают, что этот показатель значительно выше. Директор нижегородского филиала Первой страховой компании АЛЕКСЕЙ САМАРИН констатирует: «Пять лет назад руководители предприятий не понимали, чего мы от них хотим. Сейчас уже никому не надо объяснять, что такое ДМС — рынок вырос в несколько раз». ВИКТОР ТИМОФЕЕВ, директор нижегородского филиала «Гута страхование»: «За последние два года рынок ДМС вырос в 1,5–2 раза и в целом по России, и по Нижегородскому региону».
В середине 90-х ДМС начинали развивать лишь немногие игроки. В условиях незаполненного рынка врачи сами искали контактов со страховщиками, убеждали в качестве своих услуг. Сегодня на нижегородском рынке ДМС работает порядка 10–15 страховых компаний. Лидерами большинство экспертов назвали «РОСНО», «Ингосстрах», «РЕСО», «СОГАЗ», «Росгосстрах», «Макс», ВСК, «Альфа страхование».
Если пять лет назад интерес к ДМС проявляли исключительно западные и московские корпорации, то сегодня к ним присоединяются региональные компании. В лидерах спроса по-прежнему остаются компании международного и федерального уровня. Местные работодатели, по мнению Алексея Самарина, вполне готовы к этому материально, но еще недостаточно готовы морально. При этом, как отмечает директор центра личного страхования «РОСНО» ОЛЬГА АНДРЮНИНА, бюджетные организации, крепко стоящие на ногах, также включают в коллективный договор ДМС. Согласно исследованиям маркетологов головного офиса «РОСНО», более половины респондентов предпочитают иметь полис ДМС, а не его денежный эквивалент. Одной из причин возрастающей популярности ДМС стала значимость мотивации персонала в современных условиях. Чтобы привлечь и удержать высококвалифицированные кадры, уже недостаточно просто предложить им достойную оплату труда. Поэтому такой инструмент, как ДМС, становится важной частью кадровой политики многих компаний.
По мнению экспертов, не последнюю роль в росте рынка ДМС сыграли низкий уровень бесплатной медицины и распространение платных медицинских услуг. Алексей Самарин: «В поликлинику по месту жительства все стараются ходить как можно реже из-за низкого качества услуг, неудовлетворительного сервиса. А с полисом ДМС люди получают фактически бесплатное медицинское обслуживание, но на совершенно другом уровне. Становится возможным прохождение обследования один–два раза в год. Замечено, что на предприятиях, где сотрудники занимаются профилактикой здоровья, сокращаются расходы на оплату больничных». Эксперты отмечают, что приобретение полисов ДМС для компаний не слишком затратно: расходы на ДМС сотрудников в пределах 3% от фонда оплаты труда относятся на себестоимость и не облагаются единым социальным налогом. Уменьшение налогооблагаемой прибыли — один из аргументов, приводимых страховщиками в пользу приобретения предприятиями полисов ДМС. Чтобы убедить клиентов в экономической выгоде, страховщики отмечают и контроль расходов на соцпакет — размер страховой премии на каждого застрахованного устанавливается в начале срока действия договора и не меняется в течение года, что позволяет точно спрогнозировать расходы.
Насколько выгодна работа по ДМС самим страховым компаниям — вопрос далеко не однозначный. Алексей Самарин считает: «ДМС, конечно, не такой убыточный вид страхования, как ОСАГО, но балансирует на грани «убыточность — рентабельность». «Если правильно рассчитать тарифы, то ДМС не убыточно», — уточняет Виктор Тимофеев. Директор нижегородского филиала компании «Макс» БОРИС БАШМАКОВ: «Мы шли к ДМС года три. Начинали, бросали. Серьезная проблема — нехватка специалистов, в первую очередь, «продажников». В том, что кадровая проблема существует, единогласны все эксперты. Компании выращивают специалистов, а некоторые игроки предпочитают перекупать уже обученных сотрудников. Для контроля качества и объема медицинских услуг, оказанных по страховым случаям, в штате страховой компании обязательно должен быть врач. По словам игроков, желательно, чтобы этот он ориентировался и в сфере страхования. «Нужны врачи–эксперты широкого профиля», — резюмирует Виктор Тимофеев. К проведению медицинской экспертизы компании вынуждены подходить с максимальной серьезностью — от этого напрямую зависит их доход. Как отмечают многие страховщики, некоторые клиники не прочь «добавить» энное количество процедур, зашифровать их малопонятными неспециалистам терминами, а расплачиваться за такое непомерно возросшее по затратности лечение приходится страховой компании. СЕРГЕЙ МАЛИНОВСКИЙ, представитель ЗАО «Макс» в Нижегородской области (специалист по медицинским вопросам), приводит пример: «Может быть назначено консультаций больше, чем это необходимо, или физиопроцедур 15 вместо 10, чтобы окупился дорогостоящий аппарат. Во избежание таких «накруток» у нас проводится двухступенчатая экспертиза — первичная (в филиале компании) и полная (в головной компании)». Дорожащие репутацией и клиентами клиники устраивают свою — внутреннюю — экспертизу: работу специалиста контролируют два других врача, и в случае выявления лишних процедур недобросовестный доктор оплачивает их из своих средств. При этом у врачей тоже есть в запасе «камешек в огород» некоторых страховщиков. Один из руководителей клиники, пожелавший остаться неизвестным, отметил: «Объем оказания медицинской помощи — вопрос зачастую спорный. Эксперты страховых компаний и разработанные ими критерии отстают от требований времени. А стоимость услуг возрастает не из-за накруток, а в силу того, что затрачены немалые средства на внедрение новых услуг и технологий».
Надежный способ достичь согласия — это открыть страховой компании собственную клинику. Именно к такому решению пришла компания «РОСНО». Ольга Андрюнина: «Имея свою клинику, мы и экономим время клиентов (удобно получать все медицинские услуги в одном месте), и сдерживаем рост цен. Главный врач клиники и начальник отдела медэкспертизы — одно и то же лицо, что упрощает процедуру контроля». Г-жа Андрюнина поделилась, что вначале «РОСНО» пыталась работать на базе районной поликлиники, но уровень ее оказался несоответствующим. Сейчас в штате ОАО «РОСНО» — врачи-эксперты и врачи-кураторы, которые сопровождают застрахованных в процессе обследования или лечения и оперативно отслеживают их пожелания. Работает и круглосуточный медицинский пульт.
Представители большинства работающих в сфере ДМС страховых компаний не планируют открывать собственные клиники. Некоторые игроки утверждают, что привязка к одной клинике ограничивает спектр услуг, а значит, и возможности клиентов. В то же время многим это кажется экономически привлекательным: финансовые потоки не утекают из компании.
Чтобы удержаться в лидерах рынка ДМС, игроки вынуждены серьезно заняться поиском конкурентных преимуществ. Привлечение большого числа лечебных учреждений (свыше 20), с учетом пожеланий клиентов, — уже не преимущество, а норма. Почти все эксперты заявляют о непременном сотрудничестве с престижными клиниками и оглашают «джентльменский набор»: Диагностический центр, больница им. Семашко, 13-я больница, клиника «Садко», ГИТО и др. «Медучреждения привлечь не сложно, случаев отказа нет. Для них выгодно, когда страховая компания обеспечивает объем гарантированных поступлений, и они получают клиентов оптом», — отмечает Алексей Самарин. Страховщики же, чтобы обеспечить объем поступлений, вынуждены идти на риск. Так, Первая страховая компания запустила продажу полисов ДМС в розницу. По словам Алексея Самарина, подобные попытки еще три–четыре года назад превращали страховую компанию в благотворительную организацию. Сегодня риск оказался оправданным. «За первые 2,5 месяца работы нашей структуры, занимающейся розницей, мы получили 100 клиентов, — заявляет г-н Самарин. — На 2008 г. установили план — увеличить число клиентов до 2000, а на 2009 г. — до 10 тыс.». Как утверждает эксперт, новая программа востребована и пользуется спросом благодаря пакету услуг: накопительное страхование, программа страхования жизни и страхование от несчастного случая. Подобная комплексность выгодна и компании. «Розничные цены выше оптовых, поэтому выгодно продавать две нерисковых и одну рисковую программы», — поясняет Алексей Самарин. К тому же, по его мнению, если с юридическими лицами работать проще, то с физическими — надежнее: «Уход крупного корпоративного клиента — заметная потеря, а в случае с розничными клиентами это не так ощутимо». Ольга Андрюнина отмечает, что риск в работе по ДМС физических лиц существенный, а суммы страхового покрытия те же, что и для корпоративных клиентов: 2,25 млн руб. на человека — амбулаторно-поликлиническое лечение и 4,5 млн — стационарное. Выход — более высокая цена полиса для физических лиц и подробная медицинская анкета для потенциальных клиентов. А в первую очередь, как рассказала г-жа Андрюнина, «РОСНО» в работе с физическими лицами делает акцент на разработку программ для конкретных групп населения. Например, появились и стали востребованными программы блока «Семейная медицина», особенно «Кроха» (для малышей от рождения до года). Для граждан, трудоспособных и ведущих активный образ жизни, разработана программа «ДМС-миллион» — она покрывает ситуации, возникающие в связи с ДТП. По утверждению Ольги Андрюниной, еще одно несомненное конкурентное преимущество — полнота страховых программ, включающих лечение широкого спектра заболеваний, которые большинство компаний относят к нестраховым случаям. Медицинские учреждения, не менее страховщиков заинтересованные в притоке клиентов, предлагают свои идеи по привлечению потребителей услуг ДМС — предоставление бонусов, скидок и программ, имеющих высокую вероятность стать востребованными. По прогнозам Бориса Башмакова, кардинальных изменений на рынке ДМС в ближайшие годы не предвидится. Г-н Башмаков рассказал о наличии и позитивных, и неблагоприятных для страховщиков тенденций. К первым он отнес весомый приток крупных корпоративных клиентов (клиентскую базу компании «Макс» по ДМС пополнили Пенсионный фонд, Почта России, суды общей юрисдикции и т.д.), а также возросшую популярность ДМС среди средних по численности предприятий. Новшеством на рынке ДМС стало проведение одной из компаний аукциона — это дало страховщикам возможность на равных посоперничать за клиента. Неблагоприятная для страховщиков тенденция, по словам Бориса Башмакова, прослеживается в том, что ряд крупных клиентов «утекает» безвозвратно: они открывают ведомственные клиники и санатории, отказываясь от услуг страховых компаний. Удерживать клиентов снижением цен страховщики не могут. Как подчеркивают все игроки рынка, в сфере ДМС есть экономически обусловленный тариф. Демпинговать пытаются лишь новички, но сразу же «обжигаются».
Виктор Тимофеев прогнозирует благоприятные перспективы для ДМС: «Переманивание перспективных сотрудников соцпакетом останется актуальным. К тому же здоровый образ жизни прочно входит в моду, и «давить» на работодателей в плане приобретения полисов ДМС будут их же менеджеры».
детали
Шесть основных игроков удерживают 45,5% рынка ДМС
Лидеры рынка ДМС по итогам 2007 г., %
«СОГАЗ» [14,2%]
«РОСНО» [10,2%]
«ЖАСО» [7,7%]
«РЕСО» [4,9%]
«Ингосстрах» [4,7%]
«Росгосстрах» [3,8%]
Другие [54,5%]
Источник: Interfax 100.








