«Система налогообложения нуждается в оптимизации» — Александр Тимофеев

Налоговое бремя должно быть распределено пропорционально между всеми участниками рынка, — считает депутат законодательного собрания Нижегородской области Александр Тимофеев.

О том, какой в идеале должна быть справедливая система налогообложения, мы беседуем с Александром Тимофеевым, депутатом Законодательного собрания Нижегородской области.

Федеральная налоговая служба сегодня активно использует цифровизацию и «облачные» сервисы, передовые информационные технологии для контроля бизнес-процессов. Как в таких условиях вести себя налогоплательщику? Основная масса предпринимателей, безусловно, работает в рамках правового поля, однако у всех существует масса вопросов к государству.

Александр Алимпиевич, не секрет, что в отношении налогов государство и бизнес сегодня — как Волк и Заяц в мультфильме «Ну, погоди!» На чьей вы стороне?

— Я, конечно, на стороне закона. Например, относительно недавно НДС часто был предметом манипуляций для оптимизации налогообложения: его мало кто платил из малого и среднего бизнеса. Сейчас ситуация поменялась. ФНС России с помощью внедрения автоматизированных систем контроля (АСК) «ККТ» и «НДС», системы маркировки, практически замкнула цепочку контроля формирования добавленной стоимости на территории России.

СПРАВКА. АСК «НДС», внедренная в 2013 г., предназначена для анализа субъекта проверки в целях контроля возмещения НДС. Распределет налогоплательщиков по трем уровням налогового риска, по принципу светофора — красный, желтый, зеленый. Каждому критерию присвоен определенный балл, и если налогоплательщик достигает порогового значения, то он этот балл получает. Полученные баллы суммируются, и в итоге налогоплательщик включается в ту или иную зону налогового риска.

Система пошла дальше: теперь АСК «НДС-2», запущенная с 2015 г., позволяет сопоставлять данные счетов-фактур двух контрагентов. Там есть аналитический сегмент, который позволяет выстраивать цепочки контрагентов и формировать вектор доказательной базы в соответствии с нормами законодательства и сложившейся судебной практикой.

АСК «НДС-2» изначально задумывалась как система контроля за НДС, но с ее помощью налоговая служба анализирует еще и расходы по налогу на прибыль организаций, поскольку плательщик НДС автоматически является и плательщиком налога на прибыль. То есть налоговая видит нарушения сразу по двум налогам.

Удобно. Но ведь вы раньше занимались бизнесом, вы можете посмотреть на систему с другой стороны.

— Да, с точки зрения собираемости налогов это, безусловно, прогресс. По официальным данным, в 2018 г. по результатам работы с АСК «НДС-2» в бюджет дополнительно поступило 13 млрд руб., из них 12,4 млрд обеспечено за счет самостоятельного пересмотра и уточнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Снижается количество проверок, и это тоже положительный момент.

В то же время, в этих условиях государство повышает НДС с 18 до 20 %. Непонятно, зачем это сделано.

Если образуется профицит в бюджете, если руководство ФНС декларирует, что снижает налоговую нагрузку  и повышает качество обслуживания налогоплательщиков, то, наверное, надо оптимизировать налоговый пресс для определенных категорий бизнеса. Важно понимать, что деньги — это кровь экономики, и если они из нее изымаются в виде налогов, то должны возвращаться в виде инвестиций, кредитов и других финансовых инструментов.

Почему у нас они возвращаются не так интенсивно, как хотелось бы государству (да и бизнесу тоже)?

— На мой взгляд, проблемой является то, что идет относительно медленная реакция на новые бизнес-тренды. Давайте возьмем, например, девелоперский бизнес. Он самый простой, самый понятный. У тебя есть магазин, ты сдаешь его в аренду, получаешь прибыль и платишь со всего этого налоги. Но налоги ты платишь три раза: за землю, недвижимость и еще с операционной деятельности. Практически тройное налогообложение. И получается так — я уже в одном из своих интервью с вами об этом говорил — что наличие недвижимости не является сейчас серьезным активом, а иногда даже генерирует убытки и проблемы. Кстати, и руководство налоговой службы отмечает, что сегодня компании стремительно трансформируются, перемещаясь в виртуальное пространство. Главным активом становятся не здания и оборудование, а информация.

Александр Тимофеев

А теперь рассмотрим другой «полюс». Например, ит-бизнес. Собирается команда ребят, покупают хорошие компьютеры, они талантливы, нестандартно мыслят, могут находиться где угодно — на Бали, в Таиланде, в любой стране. Они создали компьютерную игру, которая стоит миллиард долларов. Давайте возьмем интернет-платформы. Если их выставляют, допустим, на IPO, они стоят миллиарды, причем в иностранной валюте. Какие они платят налоги со стоимости активов?

То есть мы имеем две стороны. Есть предприниматели, которые для налоговой инспекции — «лакомые куски»: это люди, владеющие недвижимостью, которые никуда не денутся. Вы не обращали внимания, как много в нашем городе появилось объявлений об аренде и продаже недвижимости? И есть другая сторона: стремительно растущий сегмент ит-технологий.

Ит-технологии, интернет-платформы стоят огромных денег, они котируются на биржах, в том числе иностранных. Реальная рыночная стоимость ит-компании может многократно превышать заявленный официально объем активов. Представляете, сколько триллионов рублей гуляет сейчас в интернете и никакими налогами не облагается?

Разве есть принципиальная разница в налогообложении ит-компаний и других участников рынка?

— Представители налоговой службы говорят, что ее нет. Но на мой взгляд, контролировать денежные потоки в данном случае гораздо сложнее. Сегодня налогообложение участников ит-бизнеса зависит от формы собственности: если это физические лица, то, скорее всего, они будут работать по патенту. Юридические лица и ИП, как правило, применяют упрощенную систему налогообложения. Существует ряд льгот, например, пониженные тарифы страховых взносов, особый порядок списания расходов на приобретение ЭВТ для ит-компаний. Для этого организация должна быть официально аккредитована Минкомсвязью РФ. Но налоговая служба модернизирует администрирование ит-бизнеса: так, федеральным законом от 27 ноября 2017 г. №335-ФЗ с 1 января 2019-го установлена обязанность иностранных компаний самостоятельно уплачивать НДС в бюджет по всем операциям реализации электронных услуг в России. Тем самым российские покупатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели — освобождены от обязанностей налогового агента по НДС.

Данная мера преследует снижение административной нагрузки прежде всего на бизнес-покупателей, применяющих специальные режимы налогообложения. Ответственность за исчисление и уплату НДС в таких случаях будет возложена на иностранных продавцов. При этом налогоплательщики — покупатели электронных услуг буду иметь право на вычет сумм НДС, уплаченных иностранной организацией.

Какие еще задачи нужно закрывать законодательно?

— Например, кадастровая оценка недвижимости — еще один больной для многих предпринимателей вопрос. Принципы определения стоимости объекта, мягко говоря, не всегда понятны. Помещение, которое расположено в престижном районе города, без отопления, может быть оценено как дорогая недвижимость, в 50-100 тыс. руб. за кв. м.

Получается, что сумма налога в год может превышать стоимость самого объекта.

Ко мне как к депутату обращались предприниматели по вопросу кадастровой стоимости, а также по внесению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости. При определении стоимости объекта решение было проведено уполномоченным органом самостоятельно, без привлечения заинтересованных лиц, в том числе представителей собственника. На мой взгляд, вопросы изменения кадастровой стоимости и внесения (либо не внесения) в реестр объектов должны приниматься комиссионно, с включением в комиссию представителей собственника.

Естественно, они обратились в суд, выиграли дело, но сколько было потрачено времени и денег! Не у всех предпринимателей есть такая возможность.

С января по август 2019 г. предприниматели, оспаривавшие кадастровую стоимость своих объектов в суде и получившие положительные решения, в общей сложности по своим объектам снизили ее на более чем 270 млрд руб. Это официальные данные Росреестра.

За последние пять лет поступления в консолидированный бюджет РФ выросли на 10 трлн руб., практически удвоившись (в 2013 г. — 11,3 трлн руб.). В такой ситуации, на мой взгляд, надо делать существенные шаги для оптимизации системы налогообложения.

Александр Тимофеев

Какие именно?

— Хочу подчеркнуть тему соразмерности налоговой нагрузки.

На различных семинарах, посвященных актуальным вопросам экономики и налогообложения, в качестве примера часто приводят сюжет из истории средневековой Германии. Важнейшая транспортная артерия, река Рейн, всегда использовалась купцами для провоза товаров. По пути купцы проплывали много княжеств, и немецкие бароны перегораживали реку, забирая часть товара. Когда баронов стало слишком много, торговля вдоль реки практически прекратилась.

Хочется, чтобы у нас налоги собирались не по принципу: «С кого проще взять, тот и платит». Никто не отрицает, что уплата законно установленных налогов и сборов — обязанность каждого гражданина. Но давайте говорить о том, что налоговое бремя должно быть распределено пропорционально между всеми участниками рынка.

В конечном счете, для экономики, для государства гораздо перспективнее не просто повышение налоговых ставок, а использование корректирующих налогов, введение новых, учитывающих современные реалии экономики.

Вы за новые налоги?

— Я про корректирующие налоги — на мой взгляд, они вообще пока мало у нас задействованы. В 1930-х гг. английский экономист Артур Пигу сформулировал условия, когда корректирующие налоги могут быть полезны. Например, это может быть платный въезд в центр города, высокие штрафы за курение, увеличенный налог на вредные выбросы и другие сборы.  Объединяет их то, что они связаны с деятельностью физлиц или организаций, которые, получая выгоду или прибыль, наносят вред окружающим, например, загрязняют окружающую среду (соответственно, чем больше прибыль, тем сильнее загрязнения).

Если никаких ограничений на загрязнение нет, то человек или организация не учитывает его в своих планах. Но если ввести налог на выбросы, ситуация изменится. Определить размер негативного воздействия непросто, но при желании это можно сделать. Ставка налога определяется исходя из того, что общество заинтересовано и в том, чтобы организация получала прибыль, и в том, чтобы загрязнение было минимальным. Например, в Евросоюзе действует правило: импортируемые товары, при производстве которых выбросы СО2 превышали определенные нормы, облагаются дополнительным налогом.

Сейчас в Минфине России обсуждается идея введения экологического налога, который заменит платежи предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты. Новый налог должен подстегнуть «грязные» предприятия перейти на новые очистные сооружения.

Что вы как депутат можете предпринять в интересах бизнеса? Ведь скорее всего, негатив будет уже на эти два слова — «введение налога».

— Нужно понимать, что законы, касающиеся налогообложения — федеральные. Но жизнь идет, все меняется, и многие законы требуют корректировки, исходя из практики их применения. 90% законов начинаются со слов «О внесении изменений в закон». Любой законодательный орган в регионах нашей страны имеет право внесения предложений по оптимизации федерального законодательства. И если есть предложения, их надо принимать, оформлять в документ и вносить. Чем, собственно, мы и занимаемся. Возможно, в обозримом будущем такой документ будет сформирован.

Может ли бизнес как-то в этом процессе поучаствовать, подавая какие-то идеи депутатам? И как это сделать?

— Да. Формы взаимодействия могут быть любые, но лучше написать официальное письмо на имя любого депутата (вплоть до председателя законодательного собрания). Предложения по внесению изменений в законодательство, составленные с помощью бизнеса и правильно оформленные нами, могут быть направлены для рассмотрения в Государственную думу РФ. Добавлю, что в России в целях поддержки бизнеса создано очень много структур, как государственных, так и частных. Вы их знаете. Нужно с ними взаимодействовать. Главное — не сидеть, сложа руки: в наших силах повлиять практически на любой процесс.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.