«Сделал сына старостой, чтобы он хорошо учился — не помогло. Пришлось обещать машину»
«Если ребенок хотел дорогой подарок, то должен был половину его оплатить сам. Каждый год аппетиты детей росли, но рос и их личный вклад в достижение цели. Иногда это даже были не деньги».
Многим нижегородцам известна бизнес-династия Дениса Лабузы — экс-министра Нижегородской области, член правления Торгово-промышленной палаты и предпринимателя. Его сын Иван Лабуза является директором «Нижегородского сувенира», а дочь — Ирина Лабуза — работает специалистом по экспедированию внешнеэкономической деятельности в «Хекни» (Гонконг) и собирается открывать ИП. NN.DK.RU поговорил с Денисом Лабузой о том, почему его дети выбрали профессию «бизнесмен» и в каких условиях они воспитывались.
— Я очень люблю свою профессию. И, конечно, хотел, чтобы мои дети ее полюбили. Если бы я этого не желал, то, значит, прожил не свою жизнь и занимался много лет нелюбимым делом. Но я и не настаивал на том, чтобы дети ушли в бизнес. Они сами доросли до этого решения.
Ведь «воспитать бизнесмена», на мой взгляд, практически невозможно. Для ведения успешного бизнеса ты должен обладать уникальным набором качеств: стать одновременно психологом, новатором, стратегом и тактиком. Иначе у тебя не получится создать продукт или услугу, которые заинтересуют людей, просчитать финансы, собрать эффективную команду. Не все эти навыки в нас может развить воспитание, нужно иметь задатки.
Особенно трудно бывает на первых этапах развития своего дела. До сих пор отлично помню, как мы с другом сидели в недостроенном цехе и замешивали первую брусчатку в строительном ведре. Это был 1995 г. Совсем другое время: больше романтики, меньше определенности. Никаких знаний о том, как строить бизнес, у людей не было. Если не считать прочтенных в вузе работ по политэкономике Маркса и Ленина... Поэтому, чаще всего, люди действовали интуитивно. Приходилось трудно. Но эти трудности в чем-то напоминали трудности с собственным ребенком: да, приходится памперсы менять и ночью не спать. Потом, глядя на результат своих трудов, ты понимаешь, что все это окупается.
Опираясь на свой опыт, я старался воспитать в своих детях лишь максимально ценные в деловой среде качества — любовь к труду (даже элементарному) и умение думать своей головой.
«Почему так мало? Потому что это оплата за физический труд»
Для этого с седьмого класса мы с женой отправляли Ваню и Иру на работу каждое лето. Помню, как Ваня, например, работал на «Каравае», раскладывая булки с конвейера на специальные полки. Работа начиналась с 6 утра. Она была не очень сложная физически, но зато монотонная и долгая. Это решало сразу две задачи. Во-первых, он учился самому простому труду — это бывает полезно, потому что впоследствии, при карьерном росте, ты видишь и замечаешь больше, чем другие начальники. Позже, получая знания в магистратуре и параллельно работая в департаменте образования Москвы, Ваня как-то сказал мне на выходных: «Cпасибо, пап, что дал возможность работать в отрочестве. Теперь я вижу, кто трудится неэффективно, пользуется своим положением, чтобы лениться. Это мне очень помогает». Я был горд за него.
Во-вторых, эта простая работа помогла детям понять, что чисто физический труд редко бывает прибыльным.
Когда сын получил впервые зарплату, то расстроится и спросил мою мать: «Бабушка, почему так мало? Я же столько трудился!». На что она ему ответила: так ты работал руками, а чтобы зарабатывать, нужно работать головой. Это был важный жизненный урок, который не заменишь отцовскими советами.
Будучи министром, я из тех же соображений отправлял детей летом на заработок то в бизнес-инкубатор, то в венчурный фонд, то в министерство. Зарплату платил сам. Но просил подчиненных загружать их по полной программе.
Также у нас с детьми была договоренность: если ребенок хотел получить какой-то дорогой подарок, то он должен был половину его оплатить сам. Каждый год аппетиты детей росли, но рос и их личный вклад в достижение цели. Иногда даже это были не деньги. К примеру, первый год учебы Ивана в Высшей школе экономики был непростым, ему не хватало мотивации. Попросил сделать сына старостой группы, чтобы он почувствовал ответственность, но и это не помогло. Тогда я сказал ему: хочешь «Мерседес», хотя бы в самой простой комплектации? Он ответил, что хочет. «Я куплю тебе машину, если сдашь в конце года экзамены без троек. Будем считать, что честно заработал», — предложил я. В итоге сын закончил год без троек, а следующий — даже без четверок.
А вот бережливости я детей не учил. По моему мнению, она зачастую не приводит к добру: наглядная иллюстрация — 44-ый ФЗ.
Гораздо важнее воспитать в человеке разумный подход к тратам, понимание, что такое соотношение цена-качество. Это легко прививается детям правильной мотивацией и личным примером. И дочь, и сын неоднократно в детстве ездили со мной на деловые переговоры, следили там за моим поведением и — делали выводы.
Вообще я придерживаюсь той точки зрения, что бизнес должен быть про творчество, а не про спекуляции и желание заработать во что бы то ни стало.
К сожалению, не все представители профессии это понимают. И повсеместная спекуляция на масках, лимонах и других товарах, необходимых людям во время карантина, которую я вижу, мне противна. На днях я обсуждал это с сыном, и он также осуждает подобное поведение.
Я очень горд тем, что мои дочь и сын, как многие дети из «серьезных семей», теперь имеют достаточную теоретическую и практическую подготовку, чтобы быть ценными кадрами в крупных компаниях и государственных структурах. Они умеют работать, и не только ради денег. Они искренне замотивированы что-то создавать и развивать. И однажды вполне могут меня превзойти.
Про работу в карантин: «не экономьте на людях и опирайтесь на семью»
Очевидно, что сейчас весь бизнес терпит серьезные убытки и пытается спасти сбережения. На днях мне звонил один знакомый и просил помощи. Говорил: «Позвони, пожалуйста, в правительство, мне нужно, чтобы люди работали». И я ему в ответ сказал: «Я готов позвонить куда угодно, но что ты скажешь этим людям, если они заразятся? Что ты скажешь клиентам? Поставщикам? Риск огромный». И человек меня понял. Он принял правильное решение. Моя семья тоже не собирается работать вопреки закону, спекулировать и т. п. Мы будем следовать тем правилам, которые установит государство. Более того, готовы даже принять участие в социальных акциях, если нас попросят в правительстве.
Многие также поговаривают, что нужно урезать зарплаты сотрудникам. Но, как отметил Иван в недавнем разговоре, предприниматели таким образом сэкономят лишь около 30% затрат, а потеряют имидж компании и мотивацию работников на многие годы.
Надеюсь, что карантин уже скоро пойдет на спад. Ирина на днях призналась, что хотела бы открыть кафетерий. Она давно печет торты и пирожные, демонстрирует их в своем Instagram, и теперь нашла в себе силы, чтобы проработать бизнес-план для создания своей первой точки общепита.
Я буду ей, разумеется, помогать советами. Ведь семья — это главное в жизни человека, чтобы ни происходило. И традиции, которые в ней есть, атмосфера — это огромное вдохновение для творчества. Только семейная поддержка помогает мне много лет генерировать прибыль, любовь, радость и свет.