«Россию, похоже, ждет цифровая диктатура: всех внесут в базу и каждому выставят счет»
«Экономике России необходим «технологический рывок». Это означает, что стране нужно тратить деньги. Запускать их в реальный сектор экономики. Но нынешние власти к такому психологически не готовы».
После обращения президента РФ Владимира Путина 15 января к Федеральному собранию в России сменилось правительство. По словам бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева, он вместе с министрами подал в отставку из-за анонсированных главой государства поправок в Конституцию, меняющих систему власти. С 16 января Путин назначил премьер-министром страны Михаила Мишустина и поручил ему распределить министерские портфели. Как обновление правительства повлияет на бизнес в регионах? Своими наблюдениями с NN.DK.RU поделился директор ГК «Клинпарк» Александр Саратовцев.
— На сегодняшний день, мне кажется, что у российского бизнес-сообщества однозначная реакция на смену правительства — негативная. Ну что можно ожидать, например, от нового премьер-министра Михаила Мишустина? Ведь он же глава налоговой службы с 10-летним стажем!
Его деятельность много лет заключалась в том, чтобы вовремя собирать деньги в государственную кубышку. А стране нужен человек с совсем другой психологией.
Бизнес громко заявляет в последние годы, что экономике России необходим «технологический рывок» (некогда анонсированный даже президентом). Это означает, что стране нужно тратить деньги. Запускать их в реальный сектор экономики. Но как это будет делать человек, привыкший деньги исключительно собирать, — я не представляю. По щелчку изменить свои подходы к управлению невозможно.
Да, есть у Михаила Мишустина по сравнению с прежним премьером ряд преимуществ: он моложе, он технократ-управленец, вышедший из бизнеса (хотя свой бизнес, насколько я помню, не ведет уже более 20 лет), он хорошо разбирается в цифровой экономике. Но все эти качества в совокупности с особенностями его опыта могут привести, как вариант, к тому, что в России установится цифровая диктатура. Нас с вами всех хорошо посчитают, а затем выставят каждому счета — кто и сколько своей родине задолжал.
Я согласен с тем, что денег в экономике на позитивные изменения пока не хватает. Но не могу понять, куда ушли те, что государство ранее с нас собирало.
По информации из СМИ мы видим, что деньги складываются в кубышку: фонды, золотовалютные резервы растут, а ведь их вполне могло хватить на то, чтобы запустить рост экономики, которого пока нет. При этом государство продолжает всех вытаскивать из тени, изымая все прибыли и доходы граждан и предпринимателей. То есть у государства закрома ломятся от денег, а бизнес не знает, где деньги брать, чтобы выполнять все требования по обелению.
Обеляться легко, когда экономика на подъеме, когда, благодаря росту доходов, можно поднимать прайс. А при ее стагнации, когда уже и сокращать нечего, и остается только поднимать цены, от государства ждешь шагов по снижению налоговой нагрузки. Только таким образом, двигаясь навстречу друг другу, можно бизнес и обелить, и не загубить его при этом.
Правительство в отставку… Да здравствует правительство!
Что касается правительства в целом, то меня больше всего огорчает отсутствие у него пока новой программы действий. В послании Федеральному собранию президент не говорил, что недоволен работой прежних министров или хочет поставить перед обновленным правительством новые цели, с которыми предыдущее не справилось. Ну ладно, и ушли… Что дальше? Да вроде пока ничего.
Перед «новенькими» главами министерств новых задач никто не поставил. Выходит, что нам просто сменили правительство, а изменений в курсе не планируется.
Во всех выступлениях говорится только, что оно и дальше будет реализовывать нацпроекты. А предыдущее их что ли не выполняло? То есть мы — граждане России — не получили из уст главы государства оценку результатов работы ушедших в отставку чиновников. И сейчас мы просто видим других людей в министерских креслах с неясными целями и задачами.
А ведь нацпроекты выполняются уже который год, но большинство россиян как жили в 20 веке с точки зрения комфортной среды обитания и инфраструктуры — так и живут. Жить комфортно в России, на мой взгляд, можно только в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах по-прежнему нет хороших дорог, отремонтированных фасадов, туристических маршрутов, качественных культурных и спортивных мероприятий. Но можно привести и конкретные примеры. Например, в том же Нижнем Новгороде остановки общественного транспорта почему-то власти делают удобными не для тех, кто будет под ними стоять в дождь или снег, а для тех, кто инвестирует в эти остановки. Люди жалуются на больницы, поликлиники, социальные услуги, работу предприятий ЖКХ. Уже только в этом году у нас в нескольких районах люди сидели по несколько дней без тепла, а где-то и без света. При этом вкладывается масса средств и усилий в рекламу о необходимости присвоения Нижнему Новгороду звания «город трудовой доблести». Инициатива для города безусловно важная, но люди задаются вопросом: почему Нижний Новгород и так заслуживший это звание должен участвовать в каком-то голосовании? И главное, почему именно эта инициатива вдруг стала первоочередной?
То есть у нас действия и шаги по реальному улучшению уровня комфорта жизни горожан подменяются очередными лозунгами. И вы знаете, если изучать историю — так было всегда: либо денег нет в бюджете совсем, либо они есть, но уходят на глобальные проекты вроде полетов на Луну, получение новых званий, а вовсе не на повышение уровня жизни народа.
И вот мы читаем в СМИ: председатель Госдумы Вячеслав Володин комментирует новые статистические данные об убыли населения в регионах. Для него и многих других чиновников это открытие. И это понятно, люди, которые управляют страной, просто не знают, как живут те, кем они управляют. Они — далеко от нас, в Москве. У них давно свой мир, где своя медицина, образование, благоустройство и достойная пенсии. А в это время гибнут деревни, разрушаются города. И чиновники снова собирают все эти комиссии, советы для решения очередной задачи, что уже не может не вызывать у народа снисходительную улыбку.
В чем смысл референдума?
Анонсированный президентом референдум по поправкам в Конституцию я тоже не могу до конца понять. Я не сторонник либеральной теории, что все эти поправки нужны для укрепления власти нынешнего президента, который хочет с президентской должности перейти на какую-то другую. Но все, с кем я пытался обсуждать этот вопрос, отказываются видеть в этом что-то другое. Очень непонятна сама форма внесения изменений — референдум. Все отлично помнят, что когда наши власти меняли продолжительность президентского и парламентских сроков в стране — никакого референдума не было. Поэтому желание спросить чье-то мнение о своих действиях выглядит сегодня как заигрывание с электоратом. Посмотрим, к чему это приведет.